Новые перспективы: 9 причин, почему мерчендайзер — профессия будущего в моде
Новые перспективы: 9 причин, почему мерчендайзер — профессия будущего в моде

Новые перспективы: 9 причин, почему мерчендайзер — профессия будущего в моде

В чем заключаются основные задачи мерчендайзера, и почему эта профессия стала так востребованной на рынке в России? На это есть веские причины, о которых рассказывает и делится опытом Екатерина Цуркова, руководитель отдела мерчандайзинга ADAMAS, лектор курса «Профессия: мерчандайзер-витринист» в Fashion Factory School.

Кажется, что специалисты по мерчандайзингу незаслуженно находится в тени. Приоткроем завесу тайны: кто такой мерчандайзер, чем он занимается?

Мерчандайзер — невидимка в мире ритейла, продавец без продавца. Специалист отвечает за имиджевый вид магазина, при этом качественно зависит от коммерческих показателей продаж.

Работа варьируется от специализации: «полевые» и «региональные» мерчандайзеры переодевают и стилизуют манекены, собирают и переставляют торговое оборудование, настраивают свет, развешивают одежду. «Офисные» занимаются зонированием торгового пространства, разработкой и реализацией дизайна витрин, отрисовкой планограмм.

Екатерина Цуркова

На рынке дефицит мерчандайзеров, а некоторые компании даже переманивают сотрудников к себе. Почему так происходит?

Большинство мерчандайзеров из международных брендов не готовы перестраивать свою работу под российскую схему бизнеса. В зарубежных марках ты — винтик в огромной корпоративной машине, в российских — самостоятельный сотрудник. Никто не говорит, что делать — стратегию, фокусы, просчет рисков нужно выстроить самостоятельно.

Какие перспективы развития есть у профессии мерчандайзера?

Рынок активно растет, занимая освободившиеся ниши, а российские компании с каждым месяцем становятся сильнее и интереснее. При этом бренды постоянно оптимизируют штат и сокращают издержки. Профессия многоканальная и дает возможность как горизонтального, так и вертикального роста.

Как устроен ваш рабочий день?

Сейчас я ответственна за сеть из 200+ магазинов: открытия, планограммы, запуск оформления сезонных и маркетинговых акций. Чаще всего мой день — это работа в офисе:

  • планирование подготовки магазинов к открытиям согласно графику (или онлайн-открытие с проверкой фотоотчетов в режиме реального времени),

  • отрисовка зонирования и планограмм,

  • подготовка инструкций и отрисовка выкладки коллекций,

  • проведение обучения для ритейл команды.

В командировках на открытии магазина мой день безлимитный: прямо из аэропорта еду в магазин, знакомлюсь с командой и начинаю ее обучение.

Расскажите о разработке витрины: от идеи до момента, когда ее видят покупатели. Сколько времени занимает этот цикл?

Первый этап — получение вводных от отдела дизайна. Параллельно с этим продумывание бюджета на коммерцию и изготовление витрины для каждого кластера магазина.

Когда первоначальные расчеты сделаны, движемся к брейншторму и обсуждению идей. На этом этапе собираем дизайны в виде 3d моделей и проходим несколько раундов согласования, производим и примеряем тестовую витрину.

Далее – финальный просчет бюджета и сроков с подрядчиком, запуск производства. Весь процесс от идеи до реализации занимает от 3 до 6 месяцев. При этом важно не закладывать на разработку, производство и установку меньший срок. Форс мажоры никто не отменял.

Кому подойдет профессия мерчандайзера? Какие скиллы нужны для работы?

Успешные мерчандайзеры адаптивны и постоянно в движении – как умственном, так и физическом. Для этого нужно быть мобильным, любознательным и коммуникабельным, понимать основы колористики, композиции и стайлинга, уметь работать в графических программах, Excel, Powerpoint и Google docs.

Можно ли научиться мерчандайзингу?

До недавнего времени не было комплексного и прикладного образования, которое могло стать началом в профессии. На курсе «Мерчандайзер-витринист» в Fashion Factory School», где я преподаю, мы решили вопрос быстрого старта — все лекторы узкоспециализированные практики с внушительным опытом.

На своих лекциях я рассказываю о выборе манекенов, коммерческим и стилистическим подходам к стайлингу «тел», даю инсайты по поставщикам, рассказываю о фишках профессии. Важно, чтобы после каждой лекции студенты приобретали новый, прикладной скилл и совершенно по-новому смотрели на визуал магазинов.

3 секрета, о которых знает только мерчандайзер.

Если не знаете, какой лук выбрать, берите тот, что на манекене. На них всегда размещается самая новая и актуальная коллекция.

Когда нравится только одна вещь из всего рейла и нет понимания, с чем ее носить, обратите внимание на соседнюю развеску. Мерчандайзеры создают готовые решения и располагают возможные комбинации рядом.

Хотите купить что-то по сниженной цене вне сезона скидок – ищите в конце зала. Там находятся прошлые коллекции или вещи остаточных размеров.

Расскажите о проектах, которыми вы гордитесь.

  • Презентация категории Adidas by StellaMcCartney в универмаге Цветной. Основная задача — показать уникальность и мультифункциональность спортивного продукта. Проект был очень интересный, так как любой элемент одежды легко интегрировался в ежедневный casual образ. Креативный стайлинг манекенов и качественная презентация позволили повысить продажи бренда и поднять sell-out. Конечно, все это получилось реализовать благодаря слаженной работе с байером и ритейл-командой.

  • Интерактивное онлайн-обучение по стайлингу манекенов Adidas CIS. Это была, по сути, прорывная часть огромного проекта обучения по мерчандайзингу, которая в дальнейшем ушла в центральный офис для перевода и интеграции на остальные рынки компании. Задача непростая: понятным и простым языком объяснить ритейл-команде как быстро и стильно одеть манекены с использованием инструкций. Полученные знания требовалось закрепить с помощью тестирования, интерактивной подборки одежды и способов стайлинга.

  • Омниканальное интерактивное обучение по мерчандайзингу МТС. Кажется, это один из самых сложных проектов. Для выстраивания структуры пришлось погрузиться в задачи супервайзеров. Были выезды «в поля» к сотрудникам, где они описывали шаги действий в приложении. Далее, начиная с психологии восприятия окружающего мира, раскрывали от общего к частному логику работы, снимали видео ролики, писали тестирование, проводили обучения для всей России — от Владивостока до Краснодара.

Фото: Unsplash, архив пресс-службы

Источник материала
loader