Неуправляемые ФАБ-3000 и «умные» ФАБ-500: почему враг все чаще применяет фугасы
Неуправляемые ФАБ-3000 и «умные» ФАБ-500: почему враг все чаще применяет фугасы

Неуправляемые ФАБ-3000 и «умные» ФАБ-500: почему враг все чаще применяет фугасы

Российская армия ежедневно бомбит украинские города, и больше всех  достается прифронтовым, расположенным на всей линии фронта от Запорожской области до Сумской. Сюда чаще долетают ФАБы (фугасные авиационные бомбы) – относительно дешевые боеприпасы, уже стабильно заменяющие дорогие крылатые ракеты. В наличии у агрессора ФАБ-250 (цифровая маркировка указывается в соответствии с весом боеприпаса), ФАБ-500, ФАБ-1500 и ФАБ-3000.

Журналист Коротко про разбирался в особенностях этого смертоносного оружия и узнавал, почему враг все чаще применяет именно их.

ФАБ-3000 – неуправляемая и разрушительная 

Опаснее других ФАБ-3000 (прозванная также врагом «царь-бомба»), поскольку мало того что имеет наибольшую взрывную мощь, так еще и плохо управляема, что повышает риски попадания по гражданским объектам.

ФАБ-3000 – бомба сверхтяжелая и для самолета Су-34, который сбрасывает ее, поэтому является огромной проблемой в возможностях маневрирования, скорости и высоте полета. Каждое использование этой бомбы – шанс на сбитие Су-34, поскольку она делает самолет крайне уязвимым. ФАБ-3000 критикуют даже сами россияне: ведь универсальный модуль планирования и коррекции полета у нее сделан по образу моделей помладше – ФАБ-500 и ФАБ-1500. То есть, выражаясь просто, «крылышки», обеспечивающие ее планирование, не справляются с тяжестью нагрузки.

Считается, что ФАБ-3000  с универсальным модулем планирования и коррекции была впервые применена 21 июня 2024 года во время боев за село Липцы в Харьковской области. Тогда взрывом была разрушена одноэтажная хозяйственная постройка и существенно повреждена трехэтажная больница. В настоящее время враг пытается модернизировать модули, и это значит, что в перспективе собирается использовать этот фугас чаще.

 Самолеты, способные сбросить ФАБ-3000

ФАБ-3000 - разработка не новая, была принята на вооружение советской армией еще в 1946 году. Разрабатывалась бомба для уничтожения хорошо укрепленных позиций врага – командных пунктов, дамб, промышленных сооружений по типу завода «Азовсталь», подземных систем укреплений, даже линий метрополитена.

Радиус поражения ударной волной у ФАБ-3000 составляет до 300 метров. Сплошная зона поражения – 35 метров. Зона тяжелых контузий и разрушений – 150 метров. 1400 кг массы бомбы – это взрывной заряд. Еще 1600 – литый корпус.

Основным носителем бомб являются Су-34, способные удержать один такой боеприпас. Ту-22М3 может брать на борт, по разным оценкам, от 3 до 6 единиц при условии заполненных на половину баков. Ту-160М, чья грузоподъемность составляет 45 тонн, способен поднять в воздух до 15 ФАБ-3000. Но таких машин у россиян всего 2, и рисковать ими они явно боятся.

ФАБ под крылом Су-34. УМПК (прикреплен к днищу бомбы) раскроется, когда боеприпас окажется в свободном полете. Фото: mil.in.ua

Реально ли сбить ФАБ-3000?

Крайне сложно. Скорость полета такой бомбы – 150 м/с, то есть ей могут противостоять лишь американские системы Patriot (а их все еще недостаточно, чтобы закрыть всю линию фронта ).

ФАБ-3000 может пролететь 9 км при условии запуска с высоты 1 км. С высоты в 10 км (откуда ее может сбросить Ту-22М3) - запас хода составит до 90 км. Но это уже высота, где установки Patriot способны поразить сам самолет. Что уже происходило несколько раз, и сейчас враг использует такие бомбардировщики более осторожно.  

Но и сбивать ФАБ-3000 в воздухе - это дополнительные риски для мирных территорий. Представили себе 1600 кг железа и 1400 кг взрывчатого вещества, взрывающегося над городами? Разрушения могут быть очень масштабными. Поэтому лучшее противодействие – нанесение ударов по бомбардировщикам и местам их базирования. Для этого Украине и нужны системы ПВО дальнего радиуса действия, истребители F-16, а также оперативно-тактические ракетные комплексы ATCMS. Такое вооружение позволит наносить удары вглубь тыла российской армии и поражать самолеты на аэродромах. Ну и, конечно, разрешение от западных партнеров бить по территории России дальнобойными ракетами.

Учитывая тот факт, что Россия сейчас работает над совершенствованием УМПК для ФАБ-3000, эта потребность в дальнобойном вооружении становится еще более острой.

ФАБ-1500 – первая среди вражеских фугасов 

В начале весны российские СМИ засветили кадры производства ФАБов, а также заявили о наращивании его вдвое.

Изначально ФАБ-1500 считается более эффективным оружием, нежели трехтонная модель. Почему так? В реальной мощности она уступает более тяжелой модели, но по совокупности логистических факторов вреда может принести гораздо больше - Су-34 может брать на борт не одну, а сразу три таких бомбы, и суммарный эффект от удара будет выше.

Полуторатонные ФАБы сыграли большую роль в боях под Авдеевкой. Именно там россияне убедились в эффективности применения данного вооружения. Сброс ФАБ-1500 возможен с дистанции 60-70 км, что делает самолет недосягаемым для украинских систем ПВО. Она применяется для сброса на линии обороны, перед попытками штурмов. Также в течение минувшего лета ими были нанесены удары по Харькову, Херсону, Красногоровке и ряду других прифронтовых населенных пунктах. 

ФАБ-1500 – бомба, наиболее часто применяемая врагом. Фото: mvs.gov.ua

ФАБ-500 стала «умнее»

А что же з ФАБ-500? Врагу удалось превратить ее из «тупой» в «умную» бомбу путем разработки УПМК (универсальных модулей планирования и коррекции), что превратило их из бомб свободного падения в управляемые бомбы. Это позволило оккупантам обезопасить значительное количество авиации. Ведь появление данного модуля дало возможность сброса с 40-50 км от линии фронта.

ФАБы без УПМК активно применялись по Бородянке и Мариуполю – в тех ситуациях, когда преимущество в воздухе было просто тотальным.

Точность ФАБ-500 в среднем от 8 до 15 метров. Учитывая, что их сброс осуществим с дистанции не менее 45 км от линии фронта, то в зоне поражения находятся цели на дистанции не более 10-20 км от линии боевого соприкосновения.

Кстати

Какие бывают модули УПМК?

Простой – модуль с крыльями и оперением работающий по принципу «бросил и улетел обратно на аэродром».

С примитивной навигацией – в таком случае бомба летит более прямолинейно и движется в направлении цели, но маневренность все еще ограниченная.

«Комета-М» – модуль, дающий возможность управления бомбой «вправо-влево», «верх-вниз».   

Источник материала
loader