Как вы считаете, если бы вдруг наше правительство решило снять мораторий на приватизацию университетов и их имущества, надо ли было обсудить это с общественностью или хотя бы проинформировать ее об этом? Убеждена, что такая дискуссия обществу нужна. Как и четко прописанные условия подобных процедур. Но этой дискуссии не было. А в Переходных положениях к проекту закона о государственном бюджете Украины на 2025 год появился пункт о снятии моратория на приватизацию ЗВО и их имущества. Этот законопроект внесен на рассмотрение Верховной Рады премьер-министром, и это значит, что он был рассмотрен и проголосован членами Кабмина. Нет, в данном законопроекте нет формулировок «разрешить приватизацию», а есть очень мягкие фразы об остановке действия норм законов, запрещающих ее, — это законы «Об образовании» (статья 80) и «О приватизации государственного и коммунального имущества» (статья 4). Подчеркиваю, речь идет не только о приватизации имущества, но и о приватизации самих университетов.
Кстати, еще в 2008 году было принято предписание Конституционного суда, запрещающее «исправлять» другие законы с помощью закона о государственном бюджете, потому что проект бюджета — это финансовый документ, а подобные вещи «создают противоречие в законодательстве». Но кто же соблюдает это предписание. С 2008 года его нарушали много раз. Это уже, можно сказать, традиция.
Итак, правительство решило даже изменить законы, чтобы разрешить приватизацию имущества университетов. Но никто из правительства, включая министра образования, никак публично не комментировал это. Более того, как утверждают сразу несколько наших источников, когда члены Кабмина голосовали за проект бюджета, они не видели его содержания. Но выгребать за это придется всем, особенно министру образования и науки, который и так уже имеет славу «дорогого Леонида Ильича Брежнева» в образовании.
Очевидно, что правительство ищет деньги в госбюджет на фоне огромных потребностей на фронте, задержек средств от партнеров, кризиса экономики. Благородная цель, мы двумя руками «за», средства нужны. Их ищут разными путями, например, повышают налоги. Но, в отличие от идеи приватизации учебных заведений и их имущества, повышение налогов уже несколько месяцев обсуждается в обществе, при этом есть расчеты, есть понимание, какую сумму это принесет в бюджет и зачем это делается, есть предложения экспертов (ZN.UA подробно освещалоэту тему). А вот вопрос о снятии моратория на приватизацию университетов и их имущества не обсуждается не то что с цифрами, а даже на концептуальном уровне. И это самая большая угроза, самое большое подозрение, что здесь речь может идти о наполнении не только государственного, но и чьих-то личных карманов. Наполнение тем, что в государстве плохо лежит.
Сколько миллиардов правительство планирует получить за счет отмены запрета на приватизацию университетов? Ответа нет.
Сколько университетов предлагается выставить на приватизацию — 10, 20, 150? Ответа нет.
Какие именно университеты, какого профиля планируют выставить на приватизацию — аграрные, педагогические, военные, медицинские? Ответа нет.
В каких регионах планируется приватизация — в Одессе, Киеве, Львове, Харькове или в Мариуполе на оккупированной территории? Ответа нет. Как нет и какого-либо другого объяснения касательно приватизации университетов в пояснительной записке Кабмина к законопроекту о бюджете.
Следующий вопрос, который справедливо беспокоит общественность: а что будет с университетом после приватизации его самого или его имущества? Ответа так же нет. Что будет на месте приватизированного вуза — фабрика по производству тапочек или современный частный университет?
Кажется, второй вариант самый привлекательный. Что плохого в том, чтобы в Украине было больше частных университетов? Если посмотреть результаты вступительной кампании, то лучших студентов забрали два частных вуза — УКУ и КSE. Но обратите внимание — это маленькие частные заведения, и рейтинги (хоть и неофициальные) возглавляют только два из них. А где же остальные? Большая часть частных университетов как раз показывает далеко не такие высокие результаты, часто они подбирают абитуриентов, которые не проходят в авторитетные, хорошие, качественные государственные вузы или же просто ищут возможности стать студентами или аспирантами (особенно актуально в связи с мобилизацией). Поэтому простое клонирование частных учебных заведений не означает многообразия и свободы системы образования.
Важно также, кто станет владельцем выкупленного университета. Если кто-то думает, что при приватизации будут учтены пожелания коллектива (например, сядут все рядышком вместе с ректором и скажут: «А давайте выкупим свой университет и заживем по-новому»), — такого не будет. Потому что приватизация будет проходить по традиционной процедуре: Кабмин внесет университет в перечень объектов, подлежащих приватизации, и передаст его в Фонд госимущества. И уже на этом этапе коррупционные риски процесса приватизации начнут лавиноподобно расти: какие именно объекты будут передавать в первую очередь, а какие придержат; какую стартовую цену аукциона определят для этих объектов; каких покупателей допустят к торгам; какие условия использования актива им выставят; будут ли выполнение этих условий контролировать? К сожалению, приватизация в Украине — это до сих пор способ купить за бесценок довольно неплохие активы. И кто станет владельцем университета или его имущества после торгов, неизвестно. А средства от приватизации пойдут не в бюджет университета и на его развитие (как это было бы при финансовой автономии, когда университет распоряжается своим имуществом), а в бюджет государства.
Если предположить, что при приватизации обязательно будет сохраняться целевое назначение учебного заведения, будет ли это зафиксировано в условиях приватизации? Об этом не было никакой дискуссии. В отличие от, например, детального обсуждения изменений в Налоговый кодекс, которые вносятся этим самым проектом закона о государственном бюджете.
Приватизация имущества университетов — это вообще ящик Пандоры, который может открыть очень широкие возможности для коррупционных афер. Потому что хозяйство заведений высшего образования огромное. Возможно, где-то в маленьком городке региональные ЗВО не могут похвастаться шикарными корпусами, но чаще всего учебные заведения имеют не только хорошие здания в хороших районах, но и мощную инфраструктуру — общежития, спорткомплексы, профилактории и даже поликлиники. Если какие-то корпуса простаивают и их отдают на приватизацию, это одно дело. Но не факт, что именно такие будут переданы в Фонд государственного имущества. И кто знает, сколько новых ЖК и офисных центров вырастет на университетских землях после того, как вступит в действие разрешение на приватизацию их имущества и объектов? Мы и до этого видели много скандальных историй с незаконной застройкой на территории учебных заведений, а если будет принята новая норма, то уже ничто не будет сдерживать такие аферы.
Стоит вспомнить, что аграрные университеты, кроме имущества, имеют еще и земельные участки сельскохозяйственного назначения, и это очень значительные площади — от нескольких сот до нескольких тысяч гектаров, в разных университетах по-разному. Согласитесь, лакомый кусок. Впрочем, эти участки и сейчас — не проблема для правительства, — согласно изменениям к Земельному кодексу, принятым парламентом в июле 2023-го, Кабмин получил право изымать земельные участки учебных заведений даже без их согласия. Против этого решения тогда протестовали университеты, писали петиции, но ничего не добились.
«Этот законопроект содержит однозначные риски для высшего образования. Фактически все университеты будут теперь под дамокловым мечом, — говорит глава профсоюза работников образования и науки Киева, член Союза ректоров заведений высшего образования Украины Александр Яцунь. — Отмена запрета на приватизацию государственных заведений высшего образования может привести не только к неэффективному управлению их имуществом, а и к его использованию не по назначению — не для проведения образовательной деятельности. С профсоюзом эти нормы не обсуждались, как и с Союзом ректоров заведений высшего образования Украины. Закон о государственном бюджете прежде всего — финансовый документ, он не должен вносить изменения в другие законы. Любые решения об изменениях образовательного законодательства должны приниматься после широкого освещения и обсуждения с привлечением представителей заведений высшего образования, профсоюза, других институтов гражданского общества».
Законопроект о государственном бюджете на 2025 год будет рассматриваться в Верховной Раде. Теперь от позиции депутатов зависит, останутся ли в нем скандальные нормы. Глава парламентского комитета по вопросам образования и науки Сергей Бабак отмечает, что предложение правительства о снятии моратория на приватизацию университетов и их имущества не будет поддержано. «Мы, мягко говоря, очень удивлены этой нормой. Для нас это новость. Как вообще можно приватизировать высшее образование во время войны? Даже в мирное время это вызвало бы дискуссии, а сейчас тем более. Университеты — это не только о доходах, этот вопрос общественного блага, вплоть до национальной безопасности. Через неделю будет заседание комитета, где мы рассмотрим этот вопрос. Убежден, что парламентский комитет по вопросам образования, науки и инноваций не поддержит такие идеи. Мы будем подавать поправки к законопроекту о госбюджете. Также мы вызовем на заседание комитета представителей Минфина и спросим, что конкретно они хотят приватизировать во время войны», — говорит Сергей Бабак.
Как должна была бы действовать власть в этой ситуации, чтобы это было прозрачно и в интересах страны? Не прятать скандальные новшества в Переходных положениях закона о бюджете. Вместо этого вынести эту идею на публичное обсуждение (как это было с налогами), положить на стол правительственные намерения, список предлагаемых к приватизации вузов, объяснить нам всем, что с этими вузами будет после приватизации, предоставить расчеты поступлений в бюджет — и только потом подавать отдельный законопроект, которым будут внесены изменения в соответствующие законы. И это еще не поздно сделать. Пока правительство с профильным министром не ушли в отставку из-за этой явно несвоевременной и ошибочной по своей сути инициативы.