Где зарегистрировать IT-компанию для работы в Европе? Это один из самых часто задаваемых вопросов, ответ на который волнует многих IT-предпринимателей. Но единственного точного и правильного ответа на такой вопрос не существует, так как надо исходить из индивидуальной ситуации и цели каждого предпринимателя.
В партнерском материале разберемся на конкретном кейсе. Компания обратилась к LFT Advisors с запросом о регистрации юридического лица для удобства работы с клиентами в Европе. В планах – запустить образовательное мобильное приложения в сегменте B2C.
Содержание
- 1 Два пути определения страны регистрации
- 2 Цель: лояльные налоговые условия ведения бизнеса
- 3 Почему Эстония не вариант
- 4 Какая в таком случае лучшая юрисдикция для регистрации?
- 5 Рекомендации от LFT Advisors
Два пути определения страны регистрации
Если IT-предприниматель впервые сталкивается с задачей регистрации иностранной компании, часто он выбирает путь «друзья посоветовали».
И предприниматель начинает весь процесс решать своими силами, потому что «знакомый поступал именно так, а он лучше в этом разбирается».
В большинстве случаев этот путь связан с определенными рисками, в том числе налоговыми, с чем в Европе все очень принципиально и жестко. Это приводит к тому, что предприниматель может потратить время, понести ненужные расходы и даже поставить под удар свою репутацию на глобальном рынке.
Ведь главный вопрос, который следует задать: «С какой целью вы хотите зарегистрировать компанию?» . На первом месте именно цель, а не страна.
Поэтому мудрее пойти по альтернативному пути:
- обратиться к специалистам по международной регистрации бизнеса;
- рассказать им цель регистрации компании (полностью, как есть);
- обсудить плюсы и минусы нескольких вариантов;
- выбрать страну, которая идеально подходит для осуществления цели.
Чтобы понять, в какой стране регистрировать международную компанию, сначала следует проанализировать, с какой настоящей целью это делается и какие дополнительные условия/требования.
Теперь возвращаемся к конкретному кейсу.
Цель: лояльные налоговые условия ведения бизнеса
Клиент LFT Advisors планирует запуск образовательного мобильного приложения в сегменте B2C. Сначала он решил выбрать путь «друзья посоветовали», благодаря чему пришел к варианту с Эстонией. Да, в этой стране действительно удобно вести бизнес.
Но у клиента было важное дополнительное условие – лояльность по отношению к так называемому Google Tax, потому что он планировал продвижение своего приложения благодаря инструментам онлайн-рекламы. В чем нюанс?
Процентная ставка налога на Google в разных странах колеблется в пределах 5–27%.
Если планируются крупные рекламные бюджеты, то выбор страны будет существенно влиять на объем расходов. Больше расходов – меньше прибыли.
Дополнительно следует отметить, что этот закон касается не только Google (и YouTube), но и многих других техногигантов. Активно развивать бизнес без сотрудничества с ними сегодня почти невозможно.
Поэтому возникает вопрос: «Есть ли смысл переплачивать, когда можно сэкономить?».
Почему Эстония не вариант
Каким бы удобным ни было ведение бизнеса в Эстонии, налог на Google никто не отменял. И именно этот фактор волновал клиента, ведь тот планировал заказывать рекламу в соцсетях (преимущественно в Facebook).
Налоговые консультанты и бухгалтеры LFT Advisors объяснили, что, когда европейская компания заказывает рекламу в Facebook (зарегистрированном в Ирландии), она обязана уплатить НДС на эти услуги.
Для бизнес-клиентов в ЕС применяется механизм обратного взимания НДС. То есть, компания должна зарегистрироваться плательщиком НДС в Эстонии и самостоятельно задекларировать и уплатить этот налог. Таким образом, Facebook не осуществляет взимание отдельных платежей по этому НДС.
Какая в таком случае лучшая юрисдикция для регистрации?
После детального анализа бизнеса клиента и его задач и целей мы порекомендовали ему обратить внимание на Кипр. Ведь именно в этой стране налоговый климат более привлекателен для его вида деятельности.
Дело в том, что, согласно правилам ЕС, если компания предоставляет онлайн-услуги (в том числе образовательные онлайн-услуги) физическим лицам, то НДС уплачивается в стране потребителя услуг. Это означает, что любая европейская компания должна платить НДС по местонахождению клиента.
Для упрощения администрирования этих обязательств в ЕС создан специальный режим «Механизм единого окна». Он позволяет компаниям регистрироваться и подавать декларации НДС в одной стране ЕС, а затем эта страна пересылает указанные платежи другим странам в соответствии с назначением.
Но услуги, предоставляемые вне ЕС, квалифицируются как «экспорт услуг» и подпадают под нулевую ставку НДС или просто от него освобождаются.
Рекомендации от LFT Advisors
Важно очень тщательно подходить к выбору юрисдикции для регистрации бизнеса. Учитывать все факторы и критерии заранее, а не «когда-нибудь потом».
Ведь именно этот выбор может критически повлиять на налоговые обязательства, объем расходов и прибыльность ведения бизнеса.
Да, иногда некоторые страны действительно хороший выбор благодаря своим технологическим возможностям и благоприятным условиям для стартапов. Но следует рассмотреть и альтернативные варианты, особенно если планируете предоставлять услуги на международном уровне.
Без профессиональной помощи вы играете в лотерею – повезет или нет.
Только эксперты способны помочь с выбором оптимальной юрисдикции – с учетом особенностей вашего бизнеса. Они найдут самые действенные и актуальные решения, которые будут отвечать текущим потребностям и помогать избегать налоговых рисков в будущем.
Но, конечно, каждый выбирает сам: переплачивать или экономить.