Аналитик Валерий Пекарь напоминает 10 правил хорошего, нормально работающего правительства. Их очень полезно вспомнить в ожидании кадровых изменений, которые Украина будет обсуждать в ближайшие дни.
В ожидании кадровых перестановок в правительстве напомню базовые вещи.
- Министерство является центральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и воплощение государственной политики в определенной сфере. Количество и перечень министерств определяются тем, как делится большой список сфер государственной политики между министерствами. Обычно, если что-то важно, то создают отдельную должность министра (пример: Минветеранов).
- Если министерство не занимается разработкой и воплощением государственной политики, то совершенно неважно, кто его возглавляет.
- Очень большие министерства работают плохо, ведь список сфер государственной политики, за которые они отвечают, слишком велик, и что-то неизбежно выпадает из сферы внимания. Каждый менеджер знает, что не стоит иметь слишком много объектов управления.
- Слияние и объединение министерств — это плохая практика, потому что она парализует работу на много месяцев по сугубо административно-бюрократическим причинам. Стоит делать это только в исключительных случаях.
- Как следует из вышесказанного, лучше продумать структуру, а потом без особой нужды не трогать. В идеале министерства создаются под сферы политики, а не под людей, которых надо куда-то поставить или убрать.
- Всегда желательно иметь во главе министерства министра, а не исполняющего обязанности. И.о. вместо министра ограничивает возможности и эффективность работы, в том числе с внешними партнерами. Многолетние и. о. являются плохим признаком, они свидетельствуют о глубоком кадровом кризисе или недоверии со стороны парламента.
- Вице-премьер по сути является правительственным проектным менеджером высокого уровня, координирующим несколько министерств с целью достижения конкретных крупных целей (пример: вице-премьер-министр по евроинтеграции). Раздача статусов ВПМ отдельным министрам добавляет им забот, но не особо добавляет возможностей.
- В идеале правительство работает как команда, где министры достигают договоренностей по сложным вопросам. Например, Минэкономики и Минфин всегда будут оппонентами, потому что одно занимается развитием, а другое — расходами.
- Роль премьер-министра имеет особое значение как дирижера этого оркестра, организатора коллективной работы. Если ключевые решения принимаются в другом месте, правительство не будет работать как команда, с соответствующими последствиями.
- В идеале правительство опирается на парламент, который его назначил, и поддерживает с ним тесный контакт. Отчеты министров, их сотрудничество с профильными парламентскими комитетами, патронаж парламентом правительственных законопроектов — это три кита эффективности этой системы.
И напоследок. Большие люди обсуждают идеи, средние люди обсуждают события, маленькие люди обсуждают людей, говорила Элеонора Рузвельт. Когда нет идей, а события не приносят радости, остается обсуждать людей. Что мы с вами и будем делать в следующие несколько дней.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно Кадровые перестановки в Кабмине: изменения коснутся более 50% правительства