Что запланировала власть.
Украина для вступления в ЕС должна постепенно увеличить размеры своих акцизов до минимальных.
Это требование директив 2003/96/ЕС.
При этом в большинстве стран Евросоюза уже давно размер акцизов значительно превышает минимальный уровень.
Поэтому 18 июля 2024 года Верховная Рада приняла законопроект о повышении акцизного налога на топливо.
Документ предусматривает повышение ставок акцизов налога на топливо до минимального уровня, установленного в Евросоюзе.
В соответствии с положениями европейских норм минимальные ставки акцизного налога должны составлять: для бензина - 359 евро за 1000 литров, для дизельного топлива - 330 евро за 1000 литров, а для сжиженного газа - 125 евро за 1 000 килограмм (ориентировочно 68 евро за 1 000 литров).
Повышение акцизов до этих показателей будет растянуто во времени на 4 года, - до 2028 года.
Сейчас ставка акциза для бензина составляет 213,5 евро за 1000 литров, для дизеля - 139,5 евро, автогаза - 52 евро, альтернативного топлива - 162 евро.
Законопроект пока не подписал президент Украины Владимир Зеленский.
Впрочем, в ближайшее время глава государства вероятно это сделает: ранее нардеп Ярослав Железняк сообщал, что закон должен вступить в силу с 1 сентября 2024 года.
Как изменятся цены на топливо с сентября.
По прогнозам НБУ, цены на топливо могут увеличиться более чем на 9% до конца года.
Повышение акцизов поможет сократить дефицит государственного бюджета, отмечает регулятор.
Ожидается, что повышение акцизов во втором полугодии 2024 года принесет в госбюджет дополнительно 13 млрд грн.
Эксперты топливного рынка не видят грандиозных изменений на АЗС.
Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн считает, что повышение стоимости топлива в сентябре, после роста акцизов, будет почти незаметным для потребителей, за исключением тех, кто ездит на автогазе.
"Дело в том, что с 1 сентября акциз на бензин растет на 1,5 гривны, на дизтопливо - менее чем на 2 грн за литр.
Больший рост - на 5 гривен - будет на сжиженный газ.
По бензину и дизелю - вообще не факт, что мы увидим какие-то изменения, поскольку речь пойдет о "будничных" рыночных колебаниях, которых потребитель, как правило, даже не замечает",- приводит слова Куюна Укринформ.
К тому же, цена на нефть на мировых рынках в последние дни опустилась ниже 80 долларов за баррель, тогда как месяц назад достигала 87 долларов.
"И если бы новый акциз заработал, например, не с 1 сентября, а с 1 августа, то, уверен, мы бы вообще не увидели никаких изменений на стелах.
Ведь закупочная стоимость упала, акциз вырос - соответственно, они будут компенсировать друг друга.
Возможно, даже было бы еще и дальнейшее снижение цен",- считает эксперт.
Более существенным будет повышение стоимости автогаза.
Но использование этого топлива все равно останется гораздо более выгодным, чем бензина.
Что касается цен в долгосрочной перспективе, то за четыре года налоговая нагрузка на топливо вырастет на 7-9 гривен, уверен Куюн.
По мнению экономиста Олега Пендзина, к 2028 году бензин в Украине подорожает на 8-9 грн/л.
А с сентября 2024-го подорожание будет несущественным.
"Рост на 8-9 грн будет к 2028 году.
Сейчас у нас увеличение идет небольшое.
Акциз на тонне бензина растет с 213 до 242 евро.
Такой рост добавит 1-1,5 грн за литр.
К 2028 году у нас будет акциз 359 евро на тонне, это фактически европейская цифра.
Оно действительно добавит 8-10 гривен.
Но сейчас 1-1,5 грн мы не почувствуем, потому что мы зависимы от стоимости закупки бензина в Европе",- сказал эксперт в разговоре с OBOZ.
Основатель логистической группы компаний Прайм Дмитрий Леушкин в интервью УНИАН также успокаивает: резкого роста цен на топливо в Украине не ожидается.
"В начале сентября повысятся цены где-то на гривну за литр бензина, дизеля, и на 3 грн - газа.
Рост не будет резким, потому что будет еще старый доакцизный ресурс на заправках.
А из-за высокой конкуренции, поскольку рынок "перелит", злоупотреблять первым повышением цен никто не будет.
Все будут тянуть до последнего",- уверен эксперт.
Окончательное повышение цен произойдет в конце сентября, говорит эксперт.
Бензин подорожает на 50 копеек, дизель - на гривну, газ - на 2 гривны.
"Общее повышение составит 1,5 грн за литр бензина, 2 грн - дизеля, и 5 грн - газа.
Просто оно будет происходить двумя волнами",- говорит Леушкин.
Цены на товары и услуги тоже вырастут.
Главный консультант центра внешнеполитических исследований Национального института экономических исследований Иван Ус уверен: повышение акциза на топливо приведет к подорожанию транспортной составляющей, а соответственно - повышению цен на все товары и услуги.
"Поднятие акцизов на топливо отразится тем, что поднимутся цены на очень много товаров, которые транспортируются автомобилями, а это почти все товары",- отметил Ус в разговоре с УНИАН.
Таким образом, объясняет эксперт, повышение акцизов ускорит существующую инфляцию, и эта инфляция уничтожит ожидаемые прибыли.
Поэтому все риски должны быть хорошо просчитаны.
"Каждое повышение тарифов государственных монополий и акцизов означает, что часть предприятий в Украине прекратит деятельность и уже не сможет восстановить ее даже после победы страны в полномасштабной войне с Россией",- отмечает генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак.
Впрочем, Сергей Куюн оснований для серьезного беспокойства по поводу потенциального инфляционного влияния повышения акцизов на топливо не видит.
"Безусловно, бизнес не хочет платить больше, не хочет связанного с этим дискомфорта.
С точки зрения самодостаточности и развития предпринимателей их позиция понятна.
Но при этом как гражданин я лучше понимаю аргумент о потребности страны в деньгах, чтобы иметь возможность наполнять бюджет и защищаться от врага.
Ведь повышение акциза - это о миллиардах гривен, которые будут наполнять госказну",- говорит Куюн.
Валерия Шипуля.