Чего нам стоит процветающий банковский сектор
Чего нам стоит процветающий банковский сектор

Чего нам стоит процветающий банковский сектор

Чего нам стоит процветающий банковский сектор

Украинские банки процветают даже в условиях широкомасштабной российской агрессии. Об этом свидетельствует представленный НБУ обзор банковского сектора за второй квартал, согласно которому банки в Украине — это остров позитива в океане негатива. Действительно, стабильность банковского сектора — это безопасность денег украинцев, гарантированные финансовые услуги, немалое количество рабочих мест со стабильной зарплатой, но есть у этих хороших новостей неприятное послевкусие.

Что и как росло

Во втором квартале 2024 года продолжался рост чистых гривневых корпоративных и розничных кредитов, сообщает Нацбанк в обзоре. Такой тренд отмечается уже больше года. Этому, в частности, способствовало снижение ставок по займам субъектам хозяйствования.

Вложения банков в депозитные сертификаты НБУ снова сократились: во втором квартале на 7% по сравнению с первым. А вот инвестиции банков в ОВГЗ, наоборот, увеличивались. Одной из причин такого положения дел является бо́льшая доходность ОВГЗ, а банкам, если они хотят жить, нужно планировать свои доходы. Вторая причина — неспособность государственных банков, а их у нас немало, отказать фактическому собственнику в финансовой поддержке через ОВГЗ.

НБУ отмечает замедление роста розничных депозитов в гривне. Не только банки, но и простые граждане планируют свои доходы и пытаются обезопасить сбережения: кто уходом в крипту, кто долларизацией.

И, тем не менее, операционная эффективность и незначительные отчисления в резервы обусловливали высокую доходность сектора, несмотря на незначительное сужение маржи. Объем чистых активов платежеспособных банков в течение второго квартала увеличился на 4,7%, из них плюс 1 процентный пункт обусловила курсовая переоценка.

Чистый корпоративный кредитный портфель в гривне растет уже более года подряд, его объемы превышают показатели до полномасштабного вторжения. Так, только в течение второго квартала чистый гривневый кредитный портфель увеличился на 8,8% кв/кв и на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (г/г). Гривневое кредитование малого и среднего бизнеса росло еще более быстрыми темпами: за второй квартал — на 10%, в годовом измерении — более чем на четверть. Его доля составляет около 60%.

Причина роста понятна: на протяжении второго квартала и в дальнейшем продолжался нисходящий тренд процентных ставок. НБУ снижал учетную ставку дважды — в апреле и июне совокупно на 1,5 п.п., до 13% годовых.

Соответственно, снижаются процентные ставки банков. По годовым депозитам физических лиц ставка уменьшилась до 13,3% годовых. Ставки по новым гривневым кредитам субъектам хозяйствования в течение квартала снизились до 15,2% годовых. Такой уровень соответствует показателям конца 2019 года.

А вот на новых кредитах физическим лицам банки зарабатывают круто: ставка во втором квартале колебалась несколько выше уровня предыдущего квартала — около 28% годовых.

Основные составляющие операционных расходов банков за квартал тоже росли. В частности, расходы на персонал повысились почти на 7% кв/кв, или 19% г/г. Однако операционные доходы увеличивались быстрее, чем расходы. Поэтому рост чистой операционной прибыли до отчислений в резервы ускорился до 28,6% г/г.

Сколько заработали

Благодаря высокой операционной эффективности и низким отчислениям в резервы банковский сектор получил 39 млрд грн прибыли за второй квартал и 79 млрд — за первое полугодие.

Несмотря на то, что доходность активов сократилась ввиду снижения рыночных ставок, наращивание объемов операций способствовало росту доходов банков и позволило удержать процентную маржу. Прибыль способствовала увеличению регулятивного капитала, который за квартал вырос на 10,6%. Накопленный запас капитала, текущая доходность обеспечили гармоничный переход банков к новой структуре капитала и повысили их способность наращивать кредитование.

Для справки: во втором квартале 2024 года количество действующих в Украине банков уменьшилось с 63 до 62, лицензия банка «Альпари» была отозвана по его инициативе.

***

Такая высокая прибыльность вряд ли была бы возможной, если бы банковский сектор добавил немного риска в свою деятельность и расширил кредитование за пределы государственной программы «5–7–9». Конечно, кредитовать во время войны не хочется, но это ключевая задача банков — перераспределять деньги в экономике (беря депозит у вкладчика и выдавая его как кредит заемщику). Если эта функция не выполняется, бизнес не получает достаточных для роста денег и экономика не развивается. Экономический рост — это и есть наша плата за стабильность и прибыльность банковской системы. Но уж если банковский сектор не готов к наращиванию кредитования, то, может, хоть налог на сверхприбыли заплатит, как в прошлом году?

Ведь вот что любопытно, в 2023-м при чистой прибыли за первое полугодие 68,6 млрд грн банки уплатили налог на сверхприбыль в размере 50%. А в этом году, уже заработав 79 млрд, — всего лишь 25%. При озвученной Минфином дыре в государственном бюджете в размере 500 млрд грн целесообразность введения налога на сверхприбыль и в этом году очевидна. Вот только никто об этом не говорит.

Источник материала
loader
loader