Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями?
Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями?

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями?

Если исходить из того, что жизнь - это дорога или распутье, то Украина сейчас в очередной точке развилки. Можно делать предположения относительно правильности уже сделанного выбора на том или ином перекрестке, впрочем, это уже так или иначе постфактум, ведь шаг сделан и путь выбран. Чтобы разобраться в закономерностях выбора, ученые, мыслители, исследователи конструируют модели. Иногда достаточно абстрактные, мысленные. Иногда вполне практичные. Среди аналитических разработок у тех, кто стремится разобраться с вопросами современности и будущего, книги "Почему нации приходят в упадок" и "Узкий коридор.

Государства, общества и судьба свободы" Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона почти настольные. Или даже наживные - потому что мы здесь в Украине постоянно пытаемся вырваться если не из упадка, так из кризиса и попасть в "узкий коридор" - концептуальная метафора Аджемоглу и Робинсона, символизирующая движение к демократии и свободам. Но здесь добавим еще один настольный текст. Рядом с "коридорными" аргументами "возвышаются башни и простираются площади" Нила Фергюсона, книга "Площади и башни. Социальные связи от масонов до фейсбука", в которой автор размышляет об обществе сетей, которое противостоит иерархическим структурам и побеждает.

Тексты с сильными метафорами мощны тем, что достаточно эффективно (и эффектно!) и быстро доносят идеи авторов до аудитории. Метафора пробуждает образное мышление и нам проще представить и понять мысль и закономерности явления, которое описывается.

Чтобы показать сложный процесс становления современных демократий и функционирования свобод, Аджемоглу и Робинсон используют метафору "узкого коридора" — обозначая тем образ одновременно сильного государства и сильного (гражданского) общества, которые в сбалансированной мощности своих сил уравновешиваются и порождают свободы, которых будет формироваться все больше, при условиях паритетности действий государства (агента носителя силы, контроля, защиты) и действий общества (агентов свободных практик и принятия решений).

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 1

Модель "коридора"

Что ж, поразмыслим об Украине. Сейчас наблюдается, что государство стремится усилиться путем использования (но, в конце концов, ослабления) гражданского общества. Делает она это, например, путем поглощения волонтерских и ветеранских движений. Можно определить это как подготовку к новому политическому сезону и снижение рисков для автократии, поэтому складывается впечатление, что властные политтехнологи видят в гражданском обществе Призрак ПАПа, а не партнера. Зато гражданское общество иногда довольно остро воспринимает решения власти, порой абсолютно не объективизируя - что стоит за тем или иным решением. На это, можно предположить, напрямую влияет недостаток входных данных (информированности) людей, неучет ими глобального контекста, а бывает просто заряженность на конфликтную коммуникацию (в том числе поиска посторонних виновных).

Какие возможны сценарии движения в "коридоре"?

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 2

Сценарий "А" бросает нас в засилье государства как института, а значит в автократию, свертывание демократии и ограничение свобод.

Сценарий "В" отправляет в анархичное противостояние свободных альфа-агентов, которые способны сплачивать вокруг себя сторонников, в дикие разборки сильных, которые защищают своих слабых.

Среди возможных сценариев согласно логике Аджемоглу и Робинсона лучшим решением для страны был бы, конечно, путь "Б" – попадание в узкий коридор путем обоюдного усиления и государства, и общества. Как такое возможно? Например, если:

  • объективизировать все властные решения – прозрачность агентов решений (это включает моделирование последствий, сценарный анализ, открытость),

  • инклюзивность в создании государственных политик и принятии решений – при участии институтов гражданского общества,

  • гражданское просвещение широких масс,

  • экономические свободы,

  • уменьшение силового вмешательства в общественные и экономические процессы (в волонтерство, гуманитарные проекты, бизнес).

Нам кажется, что модель Аджемоглу и Робинсона слишком упрощена и плоска в своих двух координатах для понимания ситуации, в которой оказалась Украина. Например, а если предположить, что в Украине так сказать не одно государство, и не одно общество. Будучи в пространстве метафоры, отметим две таких государства: первое назовем государством прогрессистов, Мечты и Действия, а второе – глубинным коррумпированным государством бюрократов и силовиков. И есть два общества — общество инноваторов и активистов и патерналистское и патроналистское общество выживания. И при всем этом, украинское гражданское общество показало, что оно достаточно сплоченное, ответственное и имеет высокий темп гражданского взросления. В отдельных моментах произошли временные компромиссы между всеми четырьмя ипостасями. Институционально, это показательно тем, что например, летом 2022 года 280 общественных организаций подписали накануне форума в Лугано Манифест Гражданского общества "Луганская декларация". 96 бизнес-ассоциаций и клубов объединились в Коалицию бизнес-сообществ за модернизацию Украины и совместно выдвигают предложения по экономическим политикам. А 30 мая 2023 года состоялся большой форум Гражданского общества. Вероятно, что проблема Украины вряд ли в незрелости общества. Даже присущий украинцам патронализм (так называемая система "решалова", в центре которой властитель, который по собственной воле может как вознаградить (за лояльность), так и наказать (за ее отсутствие)) уже не является препятствием для изменений. Проблема Украины в слабых институтах гражданского общества, которые вместо гибкости стремятся стабилизироваться. Причина здесь довольно проста: следствием нестабильности является поиск прочности. Но, к сожалению, прочность хрупка, тогда как свойство, способствующее выживанию во время нестабильности и неопределенности – это антихрупкость, то есть открытость, вариативность, готовность к временным, неожиданным изменениям. Поэтому, именно строительство не сильных, но адаптивных и инклюзивных институтов могло бы стать решением в ситуации сужения коридора. Среди положительных примеров, что уже реализовано: Prozorro, НБУ, НАЗК.

Вариации коридора

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 3

Мы думаем, что модель Аджемоглу и Робинсона плоская. Сделаем ее трехмерной. Добавим еще один "вектор" силы – "ценностные убеждения".

В трехмерной модели "узкий тоннель" будет иметь кроме усиления государства и общества еще и мировоззренческое направление. Но это все было бы просто при условиях, если ценностные основы совпадают у двух сторон. Это очень идеалистическая модель. Она дает основание гипотезе, что если согласовать ценностные взгляды и ожидания, то это сформирует основания для уравновешивания сил государства и общества. Неплохо, но для трансформации ценностей нужно время. Как минимум в продолжительности одного поколения (20 лет), а реальнее двух, а еще вероятнее – трех. Есть ли у нас это время? С точки зрения его универсальности, как явления текучести – конечно есть. Но с точки зрения качества и ценности человеческой жизни – то есть запрос на ускорение. Государство может вмешаться и через социальные технологии активно продвигать ценностные вариации. Если общество окажется имманентно готовым к приживлению новых конструктов, есть шанс на равновесие. Если представить ценности посторонним конструктом, который сформируется третьими сторонами, то далеко не факт, что они приживутся и государством, и обществом. Ценностный вектор должен быть совместно порожденным обоими агентами: и государством, и обществом. В таком коридоре будет сильный сквозняк.

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 4

А если заменить третий вектор на "ресурсы"? Ресурсами могут быть люди, капитал, энергия, сырье, идеи. Государство заинтересовано в собственных, внутренних ресурсах, стремится их как использовать, так и капитализировать. Общество ценит свои ресурсы, ожидает от государства их защиты в обмен на то, что оно делится с государством ими. Ресурсы могут быть посторонними, внешними. Ни один социум не существует в вакууме самодостаточности. Если общество и государство договорятся о взаимовыгодном доступе и использовании не только своих ресурсов, но и тех, что поступают от третьих сторон (мигранты, энергия, финансы, идеи и знания, сырье и т.д.), то вариативность свобод, выборов и решений расширится. Шире станет и коридор.

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 5

"Некоридорная" модель

Думаем, что важна не только сила институтов, но и направление их движения. Предлагаем модель с двумя дихотомиями: экономической и политической. Политическая — выбор между закрытым и открытым доступом, автократией и демократией, патронализмом и контролем и свободами и доверием. Экономическая — выбор между социализмом и капитализмом, между сохранением традиционного уклада и инновационным ростом, между высокой и низкой долей государства в экономике.

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 6

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 7

Тогда инерционным сценарием Украины будет автократия и увеличение роли государства. Кроме инерционного есть еще три сценария:

  • сценарий медленных реформ под давлением Европейских и Американских партнеров;

  • сценарий "инклюзивности", который предусматривает, что экономическая либеральная часть власти получит большую силу (векторы внутренней борьбы во власти дают лучшую сумму" и побеждает силовиков, допускает гражданское общество к содействию, соответственно усиливая его); и

  • сценарий "майдана", предусматривающий существенное усиление гражданского общества, которое приводит к смене власти;

здесь вряд ли речь пойдет о физическом противостоянии, скорее всего это будет результат политического процесса.

Коридорные разборки

Что имеется в виду, когда мы обсуждаем силу и вектор направления силы государства? Прежде всего: какой именно субъект authority и power? Как выше было выдвинуто мнение, то у нас есть два государства. Одно из них — не классический в западном понимании deep state, а скорее dark state. Такая себе аффилиация части чиновников, силовиков, политиков с олигархами, местными и индустриальными "баронами", контрабандистами и схемщиками создает глубинное коррумпированное государство.

Эта старая элита использует более светлое глубинное государство — его бюрократическую часть. Которая, кстати, способствует нашей устойчивости (выживанию) и предотвращает модернизацию и развитие.

Есть другое, либеральное государство – государство реформ, прогресса, цифровизации, сервисов, децентрализации, прозрачности. Оно захватывает новые сферы, но при этом оба глубинных государства следом заходят на созданную новую территорию, бюрократизируют ее и строят новые схемы "поверх" свобод (реформа электронных государственных закупок, корпоративного управления, БЭБ и т.д.).

Эти обе пост-Майданные политические власти сформировали виртуальное проявление государства, балансирующего между двумя полюсами. Такое гибридное государство публично поддерживает реформы, модернизацию, свободы, но и пользуется возможностями силового ресурса и бюджетных потоков – дерзко надеясь, что все контролируемо, тогда как на самом деле является лишь "шиной" между обществом и глубинным государством.

Общество также имеет свои ипостаси. Одно является объединением владельцев схем и потоков, местных "точек силы" ("баронов") и их. Они – база для коррумпированного государства, которая обеспечивает "правильные" местные выборы, желаемую мажоритарку и являются бенефициарами темной стороны децентрализации. У них отсутствует социальный запрос на модернизацию. Именно эта часть общества держит курс на подпитку патронализма, стремление сильной руки и эффективных хозяйственников.

Второе общество – популистическое, такой себе гибрид либертарианства, мечтательности, иногда невежества, и стремления простых решений.

А между ними толкается аномическое общество, которое не определилось, но чувствует дискомфорт принадлежности. Оно находится в поиске баланса между стремлением коренных изменений и ответственностью. В нем немало противоречий: это поиск баланса между "ясамыйумный" и "видением успешной страны", между будущим (видениями) и настоящим (жить здесь-и-сейчас), между свободой и ответственностью и т.д. И именно этот поиск, эти колебания являются его движущей силой. Также важно отметить, что поиски при отсутствии выразительного лидерства становятся бесконечными. Единение порой происходит в формате "против" ("Майдан"), а отдельные попытки сформировать политическое представительство (Евпроптимисты, РЕМБУС, "Голос") оказываются неэффективными иногда из-за политических "растяжек резины", иногда ("Голос") из-за потери связи с обществом. Считаем, что слабой чертой инакового общества является недостаток опыта, присутствуют навыки объединения, но при этом незнание логики функционирования объединений.

Бизнес в коридоре

Безусловно, что бизнес является проактивной частью общества и отделять его или противопоставлять его как государству, так и обществу неправильно. Ключевой проблемой для бизнеса является не только война и непредсказуемость развития событий, но и непредсказуемость действий государства. Особенно, если их два по характеру действий. Ожидается, что государство должно было бы быть очагом уверенности для бизнеса и граждан, способно показать четкое видение будущего, что будет привлекать общины к созданию государственных политик (хорошо, что во многих сферах этот процесс идет), что оно не будет нарушать обязательств, менять неэффективных членов команды.

Приходят ли нации в упадок в узком коридоре на площади с башнями? - Фото 8

Главное зло для предпринимателей Украины это уже не бывшие "классические" олигархи. Зло сейчас — это скорее местные "барончики" (в регионах, в контрабанде, в доступе к определенным ресурсам); это силовики, которые вмешиваются в бизнес – "доят" его; это держатели коррупционных потоков в энергетике, УЗ, в развитии инфраструктуры, в том числе в интересах центральной и местных властей.

А что же бывшие олигархи? Теперь они уже просто крупный бизнес, заинтересованный в модернизации Украины. Им невыгодно быть олигархами, ведь этот статус мешает развивать международные проекты. И главное — их состояния, капитализация их бизнеса, напрямую зависит от развития Украины. Потому что сидеть на потоках или зарабатывать на приватизации — уже не имеет потенциала. Новые "олигархи" вряд ли появятся на национальном уровне – для этого нет предпосылок. В Украине будет Западный (и не только) капитал. Придут сторонние ресурсы. Будет высокая конкуренция. Предположим, что конечно появятся "желающие" урвать миллиарды от глобальной западной помощи, прихватить миллионы на местных проектах и сотни миллионов на разных темах — строительные материалы, добыча газа и других полезных ископаемых, природные и искусственные монополии. Но основное решение в деолигархизации должны быть не запреты (хотя действенный АМКУ нам точно не помешает!) Олигархия преодолевается:

  • экономическими свободами,

  • верховенством права,

  • гражданским просвещением (то есть уничтожением патронализма).

Итак, создание привлекательного бизнес-климата (дерегуляция, приватизация, налоговая и таможенная реформа); судебная реформа и устранение силовиков от бизнеса; экономическое просвещение — все это сделает невозможным появление новых олигархов. И даст нам шанс на появление инклюзивных общественных институтов в единстве с государством. Что, в конце концов, не даст нам прийти в упадок в узком коридоре Евроинтеграции.

Коридоры в башнях и на площадях

Возвращаясь к началу наших размышлений, отметим, что картина реальности Украины в метафоре "узкого коридора" Аджемоглу и Робинсона нами разворачивается в пространстве еще одной метафоры – площадей и башен Фергюсона. Сочетание этих двух оптик дало нам объемное выражение обеих метафор. Если общество формирует сеть (общество инноваторов и активистов), а государство – башню (глубинное коррумпированное государство бюрократов и силовиков), то коридор будет не узким, а настолько широким, что не удержит стен. Но стены и границы будут, впрочем они не фронтиры. Они из достаточно прочных схем и сырья, но постоянно разъедаются коррозией социального плетения.

Если общество закрывается в башню (патерналистское и патроналистское общество выживания), а государство укладывается в плоскую землю институциональной горизонтали (государство прогрессистов, Мечты и Действия), то коридор просто закрывается, превращаясь в отдельные казематы, пока башня не упадет из-за внутренних противоречий темных проходов.

Поэтому, важно совпадение логик государства и общества: инноваторы и прогрессисты (сеть/площадь) или бюрократы и патроналисты (башни). Иначе, появится аномическое общество – быстрых простых решений, как со стороны общества, так и государства. Гармония коридора, это если обе стороны выстраивают башни, и строителям достаточно договориться о ценностях, о материалах стен и тогда коридор будет достаточно просторным/свободным для обоих агентов. Башня будет стоять на своих ценностях и ресурсах. До определенного времени. Если обе стороны конструируют сети, то сплетение будет качественным при условиях совместного производства взаимодополняющих элементов (прочности или гибкости, просвещения, взаимоуважения, верховенства права), и тогда коридор станет каналом свободного движения ресурсов (людей, идей, финансов, товаров, информации) с узловыми ландшафтами.

Теги по теме
НАПК
Источник материала
loader