Несмотря на продвижения россиян в районе Торецка, военные аналитики и официальные лица США говорят, что крупный прорыв маловероятен. По словам украинских военных, пока Торецк защищен, другие населенные пункты "могут спокойно жить более или менее нормальной жизнью".
Единственные признаки жизни в разрушенном войной городе Торецке Донецкой области — это присутствие солдат 32-й механизированной бригады, которые вопреки всему пытаются удержать позиции в бывшем помещении аптеки под российскими обстрелами. Об этом пишет The New York Times.
Украинские защитники разрешили журналистам их сопровождать и посмотреть, в каких условиях украинским силам приходится сохранять контроль над городом. Единством ограничением был запрет на разглашение сведений об определенных локациях и прочих деталей, которые могут повлиять на безопасность.
"Самая главная боевая задача украинцев — выжить, — сказал 28-летний майор Артем Осадчий, командир подразделения дронов 32-й бригады. — Для россиян же задача в том, чтобы зачистить город от украинцев".
Украина потеряла укрепленные позиции перед Торецком и в Нью-Йорке, небольшом городке к югу от Торецка. Но, несмотря на продвижения россиян, военные аналитики и официальные лица США говорят, что крупный прорыв маловероятен. В подтверждение приводится заявление о том, что РФ не сможет превратить небольшие территориальные успехи в масштабное продвижение, которое бы значительно повредило украинской обороне.
Остается неопределенным, сколько еще Россия сможет поддерживать текущий темп наступательных операций, с учетом крупных потерь в живой силе и оборудовании.
Согласно сведениям британской военной разведки, за май и июнь были убиты или ранены более 70 тысяч российских солдат, но эти данные невозможно независимо верифицировать, отмечают журналисты. По оценкам ведомства, Россия продолжала терять по тысячи солдат в день в июле, отмечалось, что столь высокая статистика сохранится и на протяжении августа.
Вместе с тем если российским силам удастся захватить украинские защитные бастионы в районе Торецка, они смогут оказывать давление на Константиновку — логистический стержень ВСУ на востоке — с еще одного направления.
С той же целью, по словам обозревателей, Россия давит на Часов Яр, расположенный к северу от Константиновики. Российские войска также пытаются отрезать основную дорогу, которая ведет от Константиновки к Покровску. В последние недели в этом направлении ВС РФ продвинулись на несколько километров в попытке расшатать украинскую оборону.
Неожиданные сложности в битве за Торецк
Даже если темп продвижения ВС РФ указывает на то, что захват оставшихся в Донецкой области городов маловероятен, продвижение к ним лишь на несколько километров приведет к еще более массированным ежедневным обстрелам. Сотням тысячам гражданских придется бежать, что усложняет логистику на востоке.
Торецкая агломерация — группа шахтерских городов и поселков, разбросанных по холмистым склонам и перемежающихся терриконами — сильно пострадала в первые недели полномасштабной войны, но оборона не поддалась. В течение прошлого года старейшая бригада Сил обороны — 24-я, которую сформировали еще в 1992 году — стояла на страже вдоль самого сложного участка фронта.
"Окопы были глубокими, блиндажи были хорошо организованы, контрольные пункты были хорошими, и все работало. Мы понимали противника, понимали его передвижения и то, как реагировать", — объяснил 38-летний Петр Ляхович, старший сержант 2-го батальона 24-й механизированной бригады.
Но в мае 24-й бригаде сообщили о переводе в Часовой Яр, и что их заменит 41-я ОМБр.
Солдаты 24-й бригады заявили, что уже видят признаки неминуемого нападения на Торецк и предупредили командование о том, что проводить ротацию в столь критический момент нельзя.
Подобные ротации подразделений чреваты чрезвычайным риском, поскольку требуется время, чтобы освоиться на новой местности. Даже в случае успешной ротации есть риск.
Ротацию проводили в течение нескольких недель, и к началу июня 41-ю бригаду переместили из Часового Яра в район Торецка. 24-я бригада оказалась в Часовом Яру. Спустя два дня после завершения ротации, как говорят солдаты, россияне атаковали.
По словам сержанта Ляховича, "это была большая ошибка, что нас оттуда забрали".
Практически сразу стало ясно, что 41-я бригада не готова к защите Торецка, поскольку не знает местности, отмечали солдаты из нескольких батальонов в своих публичных заявлениях. Командира бригады также критиковали за то, что он отдавал неясные приказы и не реагировал быстро на меняющиеся угрозы.
Евгений Строкан, старший лейтенант и командир взвода БПЛА в 206-м батальоне ТрО, солдаты которого были переданы под командование 41-й бригады, сказал в интервью, что "в батальоне были потери из-за бессмысленных приказов старшего командира" 41-й бригады.
41-я бригада не ответила на просьбу о комментарии, но опубликовала заявление, в котором сообщалось, что военные "возмущены этой непонятной и странной кампанией по дискредитации командования нашего подразделения и наших бойцов".
Роман Куляк, заместитель командира 206-го батальона ТрО, солдаты которого были переданы в подчинение 41-й бригаде, сказал, что и командир 41-ей, и Генштаб, который занимается общей стратегией военных действий, несут ответственность за то, что позиции, удерживаемые годами, пали за считанные дни.
"Уже просто аксиома войны – старшие начальники повально не могут/отказываются объективно оценивать возможности подчиненного личного состава", — написал Куляк в соцсети X.
Георгий Тука, бывший председатель Луганской областной военно-гражданской администрации, заявил, что в район Торецка было отправлено слишком мало украинских солдат, а подразделения легкой пехоты получили приказы на атаку от 41-й, что было сверх их возможностей и привело к тяжелым потерям.
Украина направила некоторые из своих лучших бригад, чтобы стабилизировать положение, но они слишком растянуты. А ожесточенные бои, по словам солдат, могут осложнить любые надежды Киева на то, чтобы перехватить инициативу и вернуться в наступление.
Генштаб в ответ на запрос журналистов отказался обсуждать оперативные детали, но заявил, что военное руководство "всегда учитывает разумную инициативу и предложения полевых командиров".
Солдаты из разных бригад, которые сейчас воюют в этом районе, заявили, что сообщат другим о своей оценке того, что пошло не так, и сосредоточатся на сдерживании наступающих россиян.
"Уже месяц не было паузы в боях", — сказал Богдан, заместитель командира штурмового полка бригады "Лють". По его словам, он надеялся, что россияне скоро понесут значительные потери и не смогут наступать, а до того времени нужно продержаться.
"Пока Торецк защищен, другие населенные пункты могут спокойно жить более или менее нормальной жизнью", — отметил он.
Также сообщалось, что, по данным DeepState,войска РФ продвинулись на четырех участках фронта и пытаются вклиниться в оборону ВСУ.