22 июля на YouTube-канале М. Солонина вышел ролик «Почему Америка должна спасать СЕБЯ» с анализом Бреттон-Вудских соглашений и жизненных интересов США в поддержании Pax Americana методами локальных войн.
Очень сильный ролик. Как говорят на Западе: «Умный человек умен во всем».
После чего у автора этого поста возникли опасения: не обвинят ли его в плагиате? Статья уже написана, до того, как, но не опубликована, и никто же, кроме автора, этого не знает...
Позже опасения были отброшены: всякую проблему, особенно глобального масштаба, должны анализировать специалисты. Дилетанты, даже самые умные, всегда упускают системные факторы, субъективизируя таким образом реальность, в результате чего у аудитории возникает ложное представление о возможности изменить то, чего изменить не только нельзя, но и не стоит...
Ранее я писал, что следующие президентские выборы в США будут наименее обременены условностями актуальной законности и будут ориентироваться на "волю народа" до той грани, когда формальная, в общем, процедура перерастет в общенациональный "майдан", со всеми нежелательными, но предсказуемыми последствиями для Америки и мира.
Американский "майдан" будет развиваться по тому же сценарию, что и украинская "Революция достоинства" 2013 года, однако разница между здесь и там заключается в мировой роли современной Америки.
США в их нынешнем виде возникли на руинах Европы 1945 года, когда впервые в истории ВВП одной страны превысил ВВП всех других стран, вместе взятых. Очевидно, что кто платит – тот и заказывает музыку, поэтому говорить о каком-то равенстве социально-экономических парадигм в послевоенном мире стало совсем бессмысленным, и никакими декларациями или ООНами эту ситуацию изменить не удастся.
Послевоенное величие США выросло из Бреттон-Вудских соглашений 1944 года, когда тогдашние сильные мира сего согласились передать роль мировой валюты от британского фунта стерлингов к американскому доллару. Таким образом, военные заслуги "арсенала демократии" были отблагодарены местом мирового гегемона.
Мировая валюта – основа глобального экономического порядка. В любой стране, в любом уголке этого мира каждый знает: если у него есть доллары – значит, у него уже что-то есть.
Признание доллара – основа его мощности. Стоимость денег определяется объемом товаров – потребительских полезностей – который эти деньги обслуживают. Сами по себе деньги, особенно бумажные или безналичные, не стоят совсем ничего – это всего лишь долговые обязательства государства, которые оно гарантирует покрыть своим национальным имуществом.
Хорошо, продолжаю перевод:
С этой точки зрения США сейчас имеют уникальную возможность, как в свое время Великобритания, не ограничиваться только внутренним потреблением, а гарантировать свою валюту мировой экономикой. Решающие преимущества, которые дает такая возможность для мирового влияния и национальной экономики, уже давно глубоко и детально описаны в сотнях работ...
После последнего на сегодня украинского "майдана" экономика Украины сразу обвалилась чуть ли не наполовину, а ее национальная валюта обесценилась втрое. Слом тогдашней государственной системы повлек за собой развал во всех сферах, в результате чего социально-экономические показатели 2013 года уже выглядят скорее как фата-моргана.
Если спроецировать похожий сценарий на американскую реальность, то, во-первых, он будет иметь перспективу быть гораздо более напряженным и длительным: на сегодняшний день Америка идеологически разделена растущей пропастью ровно наполовину, и каждая из ее половин настроена крайне решительно отстаивать свои права.
Если по Америке прокатится "майдан" – он в любом случае будет не менее кровавым и болезненным, чем украинский.
Чтобы были понятны масштабы: украинская "Революция достоинства" оставила за собой "Небесную сотню" погибшими, тогда как в США в одном только Чикаго в черных районах за одни сутки могут застрелить несколько десятков человек, и это не является чем-то чрезвычайным.
Отсутствие решающего преимущества со стороны одной из сторон обещает крайне ожесточенную борьбу с соответствующими потерями, в том числе – имущественными, следовательно – общеэкономическими. На внешнеполитической арене эти потери воплотятся в радикальном падении интереса к международным вызовам, бурном росте напряженности локальных конфликтов и претензий новоявленных "мировых лидеров" на мировую корону.
Такие катаклизмы угрожают, прежде всего, потерей доверия к доллару: когда стоимость валюты падает, а это, если вспыхнет "майдан" в США, единственная вероятная перспектива, то даже самые консервативные игроки будут пытаться от нее избавиться.
Выбрасывание масс долларов на рынок – залог его дальнейшего обесценивания, вплоть до предела, когда за него будут давать по лицу. Тем более, что в такой ситуации многие национальные правительства будут пытаться как-то отгородиться от связанных с долларом проблем.
На этот процесс американское правительство не будет иметь никакого ощутимого влияния. Большие преимущества мировой валюты вдруг обернутся ее фундаментальными проблемами: мировой валютой невозможно управлять, как у себя дома.
И эти проблемы могут быть фатальными для актуального мироустройства: чтобы быть гегемоном – нужно им быть, Акела не имеет права промахиваться...
Чтобы понять, какое влияние на мировой порядок вещей и экономику в частности может иметь подобный сценарий, можно вспомнить 2008 год, когда экономика Украины сократилась на 20%, России – на 10%, а в США и Европе – всего на несколько процентов, однако вполне ощутимо. Причиной этого кризиса стал крах хотя и весьма уважаемого, известного и старого, однако всего лишь отдельного банка. Кризис вызвал неверие в экономические перспективы, а следовательно – обвал рынка недвижимости на мировом уровне.
Цена золота в долларах выросла в четыре раза... В 1945 году Америка имела 70% мировых запасов золота и производила 52% мирового валового продукта. Следовательно: весь мир, а особенно уничтоженные Европа и Япония с Китаем критически зависели от возможности купить американские товары, то есть – от американского доллара. Американцам достаточно было провозгласить мир во всем мире, чтобы весь мир молчаливо признал авторитет их валюты.
Сегодня ситуация радикально иная. США производят, по разным оценкам, 15-20% мирового продукта, а основные производственные ресурсы, особенно сырье, находятся если не у открытых врагов США, то у их недоброжелателей, которые, не имея ни понимания, ни потенциала быть мировыми империями, тем не менее сильно к этому стремятся. Падение доллара в этих условиях вызовет активное обострение их имперских амбиций. Каждый из них будет пытаться погреться на мировом пожарище. Каждый мнит себя следующим мировым гегемоном и исключительным бенефициаром мировой имперской ренты.
А между тем, уход метрополии от власти, слом мироустройства всегда означают, прежде всего, развал всей системы жизнеобеспечения, следовательно, благосостояния для всех вовлеченных. Актуальный уровень жизни в нашем мире достигнут благодаря мировому разделению труда, основой которого является кооперация, следовательно – мировая торговля, а эта мировая торговля возникла именно благодаря американскому доллару и общей безопасности, гарантированной США.
Без доллара и мировой безопасности ресурсы всех стран мгновенно потеряют большую часть своей стоимости, а общественные модели, которые на этом выросли – легитимность. Поэтому развал Pax Americana – это не столько шанс для кого-либо, кроме, наверное, профессиональных террористов, сколько фундаментальные катаклизмы глобального масштаба.
Продолжаю перевод:
Первыми жертвами этого катаклизма, очевидно, станут те паразитические стада в ведущих "цивилизованных" странах, которые сейчас выступают в роли самой активной силы социальных преобразований.
Понимают ли все эти БЛМ, ЛГБТ, феминистки, зоофилы и всякие другие левые радикалы, что исполнение их надежд, реализация их намерений приведут к их же собственной гибели?
А понимали ли те, кто в Украине в 2013 году жег Крещатик, что рано или поздно они сами станут жертвами запущенной ими цепной реакции насилия?..
В социальных науках основным маркером, отличающим профессионала от дилетанта, является понимание уникальной объективности каждого человека. Каждый представитель биологического вида Homo sapiens, независимо от его уровня интеллекта, пола, имущественного состояния или общественного признания, несет в себе какую-то идею, какую-то объективную миссию, следовательно – какое-то уникальное мировоззрение, которое считает единственно правильным. Это мировоззрение отражает максимум его когнитивных возможностей, все, что выходит за этот максимум – это назойливые шумы, пустая болтовня, лишенная, с точки зрения этого индивида, всякого положительного смысла.
Более того: любую информацию он воспринимает с точки зрения своих фундаментальных подходов, отсеивая и отбрасывая все, что этим подходам противоречит. Поэтому следует считать каждого Homo sapiens самостоятельным игроком, который может разделять только те идеи, которые близки к его собственным, и не обращает при этом никакого внимания на логику или рациональность.
Леваки же считают, что все люди, кроме них, одинаковы и фундаментально тупы, поэтому можно каждого запрограммировать на желаемые стереотипы поведения. Отсюда – идеи социальных подачек, льгот и привилегий, а также – репрессий, как основной метод государственного строительства.
Конечно, если давать какому-то человеку какое-то вознаграждение за бессмысленные с его точки зрения действия или наоборот – наказывать за их невыполнение, то этот человек будет стараться эти действия выполнять, видя в этом свою частную пользу. Однако он никогда не будет чем-то жертвовать ради этого, а при первой же возможности, как только исчерпается вознаграждение или наказание (что требует со стороны власти не меньших затрат) – сразу же отбросит навязанные ему стереотипы.
Из этого можно сделать несколько фундаментальных выводов:
- Всякая страна живет не так, как ей указывают умные люди, а так, как решает ее "подавляющее" большинство.
- Всякая глупость в этом мире возможна, но лишь до того момента, пока за нее кто-то готов платить.
- Глупости в мире тем больше, чем выше уровень социальных подачек.
На протяжении всей истории человечества всякая неправедная активность вычищалась естественным способом: каждый, кто не был способен к оптимальному поведению, погибал от материальных лишений, голода, болезней, войн и т.п. В борьбе за выживание человечество изобрело цивилизацию: специфическую модель социальной организации, в которой каждый делает то, к чему наиболее способен: умные мыслят, сильные управляют, энергичные зарабатывают деньги, а ни к чему не годные – слушают всех и пытаются жить их умом.
Однако такая модель организации может существовать лишь тогда, когда дурак голоден. Только тогда, когда перед ним постоянно маячит призрак немедленной жизненной катастрофы, обыватель согласен поступиться своим "Я" и выполнять советы умных.
Сытый же дурак, как заметил еще мудрый царь Соломон, это – проклятие цивилизации, это последний гвоздь в ее гроб. Парадокс заключается в том, что вся история человеческой цивилизации – это непрерывное движение к тому, чтобы накормить голодного, утешить печального и защитить испуганного. То есть: на протяжении всей своей истории человеческая цивилизация двигалась к своему финалу (как, впрочем, и всякая другая историческая формация). И сегодня мы имеем возможность этот финал наблюдать.
Условному "Шарикову" не объяснишь, что праведная жизнь – это не выдумка заносчивых интеллектуалов, это – условие выживания человечества. Сытого "Шарикова" к праведной жизни и не принудишь. Сытые стада "борцов за права" фундаментально не способны осознать объективные последствия своей активности, однако от этого их решимость никак не страдает...
У каждого человека есть свои ограничения: интеллектуальные, физические, моральные. Проблема в том, что где-то у 80% современных жителей Земли эти ограничения слишком суровы, чтобы они могли быть порядочными гражданами современного цивилизованного общества. И проблема эта, несмотря на все возражения леваков, все-таки генетическая, то есть – объективная. В силу чего 80% современных землян воспринимают цивилизованные страны как своего главного угнетателя...
Продолжаю перевод:
В современных США относительная численность левых и правых примерно одинакова. Однако правые понимают, что всякие социальные потрясения в США будут иметь фатальные последствия для страны в целом, следовательно, для всех без исключения, тогда как левые этим вообще не озабочены. Активисты БЛМ, феминизма, ЛГБТ и всех других подобных движений рассматривают государство как нечто бесконечно большое и могущественное, что можно бесконечно же щипать и ломать; а всех тех, кто это государство строит и поддерживает – как "врагов народа", которых нужно победить и превратить в своих рабов.
Сытый "Шариков" смотрит на всякого рода "средний класс" или, тем более, общественную элиту, как Ленин на мировую буржуазию или Гитлер на мировое еврейство. Если за ним – "подавляющее" большинство, то зачем ему вообще себя в чем-то ограничивать???
Наименее продуктивными в такой ситуации со стороны умных людей будут попытки что-то спасти, сохранить и убедить агрессивные стада в каких-то высоких идеалах. Последним эти идеалы до лампочки...
В современной Украине существует то ли легенда, то ли поверье в том, что эту страну ждет великое будущее. Мол, украинцы первыми вошли в кризис, следовательно – первыми из него выйдут, построят качественно новое сообщество, удивят весь мир и станут его лидером. Приверженность к этому поверью тем сильнее, чем меньше уровень осведомленности в социальных вопросах.
С точки зрения исторического опыта: чего-то подобного в истории еще не было, с точки зрения социальных наук – и не может быть.
Продолжаю перевод:
Всякая нация или этнос приходят в упадок из-за того, что в них накапливается слишком много немощных, ленивых и аморальных субъектов, способных лишь паразитировать на социальной модели. Эти паразиты, когда их становится достаточно для провозглашения всеобщего "равенства", навязывают свою волю обществу в целом и вытесняют всех слишком умных и активных на маргинес или даже за его пределы.
Среди людей лишь ничтожное меньшинство – менее 1% – вообще способно понять, как устроен этот мир, и что в нем правильно, а что нет. Очевидно, что именно эти люди становятся одновременно наиболее одиозными и наименее защищенными, когда "Шариковы" дорываются до власти. Поэтому, как только в обществе устанавливается "власть народа", самые умные из умнейших это общество стремительно покидают.
Проблема современного мира в том, что сытый дурак – это реальность глобального масштаба.
Поэтому у самых умных из умнейших нет сегодня уже другого выхода, кроме как создать свое собственное общество со своими "братьями по разуму", ввести там свои порядки и отделиться от приходящей в упадок цивилизации материального накопления. Как в свое время самые умные первыми убегали в шлюпки с "Титаника".
А теперь такой вопрос.
За годы независимости из Украины убежало больше людей, чем за все предыдущие столетия, вместе взятые. В основном это были высокообразованные, способные, настойчивые индивиды, способные прокормить себя не только в "социальном государстве", но и в условиях социальной конкуренции. Очевидно, для всякого компетентного исследователя, что главной причиной такого исхода был невыносимый тоталитаризм освобожденного от всякой ответственности совка, серости и немощи, которая вдруг оказалась в роли гегемона.
Этот недалекий гегемон сумел за тридцать три года развалить все – от системы образования до канализаций. Он не только разворовывал то, чего не создавал, но и всячески блокировал приход к власти хоть сколько-нибудь ответственных и умных деятелей.
В финале, чтобы завершить картину и сделать процесс уже совсем необратимым, он привел к власти клептократических комедиантов...
Вопрос такой: будут ли нужны кому-нибудь подобные персонажи?
Возьмет ли кто-нибудь в свою лодку беспросветного "Шарикова", если в той лодке и для честных и умных места не слишком много??