Рецензия на фильм «Экзорцизм» / The Exorcism
Рецензия на фильм «Экзорцизм» / The Exorcism

Рецензия на фильм «Экзорцизм» / The Exorcism

С 20 июня в кинотеатрах можно посмотреть новый фильм ужасов «Экзорцизм» с Расселом Кроу в главных ролях. Основные съемки завершились еще в 2019 году, но впоследствии создателям понадобились дополнительные, которые, впрочем, пришлось перенести из-за пандемии коронавируса. В итоге производство ленты растянулось вплоть до января 2024-го. Но наконец «Экзорцизм» добирается до больших экранов, и мы уже готовы поделиться впечатлениями от нового сюжета о враждебно настроенной потусторонней нечисти.

Плюсы:

небезосновательная попытка режиссера Джошуа Джона Миллера в метанаративное кино; хорошая сцена с участием Сэма Уортингтона; актерская игра Рассела Кроу;

Минусы:

фильм не работает ни на одном из заданных уровней: метанарративном, жанровом, метафорическом и т.д;

4/10
Оценка ITC.ua

«Экзорцизм» / The Exorcism

Жанр фильм ужасов о сверхъестественном
Режиссёр Джошуа Джон Миллер
В ролях Рассел Кроу, Сэм Уортингтон, Райан Симпкинс, Хлоя Бейли, Дэвид Хайд Пирс, Марсена Линетт, Трейси Боннер, Саманта Матис, Эдриан Пасдар, Адам Голдберг
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb

У актера Энтони Миллера были трудные времена. Пока его жена мучительно умирала от тяжелой болезни, он полностью посвящал себя выпивке и наркотикам. Именно поэтому у него сложились, мягко говоря, натянутые отношения с дочерью Ли, а карьера оставляла желать лучшего. Впрочем, многострадальный вдовец получает шанс если не на искупление, то хотя бы на реабилитацию в глазах окружающих и, в частности, Ли.

Сейчас Энтони держится подальше от бутылки, пытается наладить отношения с дочерью, и получает роль в новом фильме ужасов. Кажется, судьба подарила ему второй шанс. Но герой даже не подозревал, что эта работа обернется для него не новым этапом в карьере, а худшим кошмаром в жизни.

«Екзорцизм»
Киноделы систематически и настойчиво пытаются что-то выжать из изрядно эксплуатируемой за последние полвека темы экзорцизма. Но трудно отрицать тот факт, что большинство из этих опусов оказываются в лучшем случае бледной копией культового «Экзорциста» (1973) Уильяма Фридкина. Сложно придумать что-то новое в поджанре, который вряд ли предполагает широкий простор для маневров или тем более переосмысления.

Да, можно вспомнить успешные «Экзорцизм Эмили Роуз» (2005) и «Заклятие» (2013), но на каждого Джеймса Вана найдутся никчемные однодневки вроде «Записок Ватикана» (2015), «Заклятья: Наши дни» (2017) или прошлогоднего «Верующего». Последний позиционировался как прямое продолжение фридкиновской классики и даже привлек в сюжет персонажей оригинальной ленты. Фильм хоть и неплохо собрал в прокате, но получил уничижительную реакцию от зрителей и критиков.

«Екзорцизм»
На первый взгляд «Экзорцизм» тоже выглядит уж слишком стандартным и вторичным ужастиком об одержимости демоном. Ну в самом деле, кого в 2024-м можно удивить или напугать очередной жертвой демонической сущности, пусть даже в роли мученика выступает вполне себе обладатель премии «Оскар» Рассел Кроу вместо привычной для жанра девушки?

Но у фильма есть интересная подоплека, которая заключается в том, что режиссер Джошуа Джон Миллер — сын Джейсона Миллера, исполнившего роль священника Дэмиена Карраса в вышеупомянутом «Экзорцисте». По своей сути его лента не столько о вредной сущности, вселившейся в следующего болванчика и зловеще рычащей с экрана, сколько о сложностях на съемочной площадке хита 51-летней давности. А их, как известно, было предостаточно — от запредельной требовательности Фридкина до травмирования актеров. Вероятно, это еще и о том, как участие в фильме повлияло на самого Миллера-отца.

Получается, что «Экзорцизм» — кино метанарративное, но за фасадом этой особенности совершенно теряется жанровая составляющая.

«Екзорцизм»
Режиссер предлагает что-то типа «Тени вампира» (2000), где авторы сделали попытку заглянуть на съемочную площадку классического немого хоррора «Носферату. Симфония ужаса» (1922) Фридриха Вильгельма Мурнау. Вот только здесь этот финт явно не помог. Неизвестно, с чего Джей Джей Миллер взял, что его игра в метанарративность именно в таком своем виде может показаться кому-то интересной.

При других обстоятельствах ставка на приятные глазу оммажи классике могла бы сработать (изначальное название фильма — «Проект Джорджтаун», что уже достаточно красноречиво, учитывая то, где происходили события «Экзорциста»). Но проблема в том, что все это выглядит вопиюще скучно.

Там, где авторам следовало поддать динамики или хотя бы банально насыпать джампскейров, чтобы как-то оживить лишенное саспенса действие, они предлагают смертную скуку. Последняя проявляется в сплошном отсутствии событий и распылении на второстепенные сюжетные линии, например, романтический интерес дочери главного героя. Проще говоря, в течение часа хронометража на экране почти ничего не происходит.

«Екзорцизм»

Не становится интереснее и в кульминации, которая выглядит откровенно странно. Слабую хоррор-составляющую можно было бы списать на метафоричность, якобы персонаж Кроу борется с внутренними демонами, а сверхъестественное — это условный final boss, без преодоления которого невозможно пусть мучительное, но вместе с тем спасительное «исцеление». Впрочем, и такая интерпретация не заставляет взглянуть на местную скуку под другим углом.

Рассел Кроу, который после «Экзорциста Ватикана» уже второй год подряд появляется в фильме о недружественной инфернальщине, рискует стать звездой жанра и оказывается едва ли не единственной причиной обратить на это кино внимание. Все остальные участники шоу — неприметные функции, разве что герой Сэма Уортингтона отмечается в едва ли не единственной запоминающейся хоррор-сцене.

«Экзорцизм» — кино не то чтобы сильно проходное, а вообще вряд ли нужное этому миру. Особенно обидно за Рассела Кроу, который в последнее время редко радует стоящими проектами (а его появление в «Торе: Любовь и Гром» — вообще дикий кринж). У Уортингтона, редкого гостя в жутком жанре, фильмография хоть и переполнена всяким хламом, но у него остался хотя бы «Аватар». А вот Расселу, который до сих пор находится в неплохой актерской форме, срочно нужен новый хит. Иначе только и останется, что с грустью оглядываться назад.

Вывод:

«Экзорцизм» станет еще одним необязательным пунктиком в фильмографии Рассела Кроу, о котором он и сам забудет через неделю после завершения проката.

Теги по теме
Кино
Источник материала
loader