Евросоюз затопила «черная волна» – последние выборы в Европарламент показали стремительный рост позиций правых популистов. Наиболее ярко это проявилось во Франции, где пророссийская праворадикальная партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен набрала 32%. Это более чем вдвое больше, чем партия действующего президента страны Эммануэля Макрона. Последний распустил парламент и объявил досрочные выборы. «Апостроф» выяснял, для чего Мактрону досрочные выборы, чем объясняется стремительный взлет в Ле Пен и станет ли она проблемой для Украины в будущем.
Парад правых
Резкие изменения во Франции отражают всеобщую европейскую тенденцию. Состоявшиеся 6-9 июня выборы в Европарламент показали, что политический маятник качнулся вправо.
Это было ожидаемо, говорит в беседе с "Апострофом" Брагироли, доктор Института политических исследований Йохана Скитте при Тартуском университете.
Он называет это явление «черной волной», хотя признает, что оно стало меньше, чем предполагалось.
В целом, крайние правые и популистские партии имели большой успех во Франции, Германии, Португалии и Италии. А вот правая партия Виктора Орбана «Фидес» в Венгрии и «ПиС» Анджея Дуды в Польше наоборот потеряли голоса, равно как и другие центральноевропейские, скандинавские и финские националисты.
Однако в целом три основных партии – Европейская народная партия, Европейские социалисты и «Обновить Европу» удержали большинство, а правые популисты набрали недостаточно, чтобы сформировать консолидированное меньшинство и блокировать решения большинства.
Все потому, что правые популисты крайне неоднородны. Особо разделяет их вопросы войны в Украине, объясняет Ульрих Буна, французский геополитический аналитик, магистр политологии Католического университета в Париже.
«Крайние правые популисты все еще будут разделены на две отдельные группы в Европарламенте с непримиримыми взглядами по поводу войны в Украине , трансатлантических отношений и экономики. Эти разногласия будут мешать им играть значительную роль в новом Европарламенте. Например, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен уже заявила, что готова сотрудничать с итальянскими правыми популистами, которые поддерживают Украину», - отмечает Буна.
Прорыв Ле Пен
Впрочем, именно результат французских правых стал политической сенсацией этих выборов.
Партия «Национальное объединение» и ее лидер Марин Ле Пен, которую часто подозревают в особых симпатиях к России и Владимиру Путину, пришла к успеху, прежде всего, благодаря анти рейтингу самого Макрона и его партии «Возрождение», считают эксперты.
Французская экономика находится в стагнации, страна переживает постоянную инфляцию и очень низкий рост доходов. Все народное недовольство концентрируется вокруг личности Макрона. Его обвиняют в оторванности от реальности и высокомерия, объясняет Буна.
Французскому правительству не хватало эмпатии во время ковидного кризиса, кризиса Еврозоны и кризиса из-за войны в Украине. Президентская команда не шла на диалог с так называемыми социальными партиями, то есть правоцентристами. Макрон же как президент очень сильно перетянул на себя политическое одеяло и не спешил отчитываться перед избирателями за свои решения, добавляет Брагироли.
Особенно критиковали правительство Макрона за выполнение требований так называемого «Зеленого соглашения», которое пришлось не по душе французским фермерам, пополнившим ряды поклонников Ле Пен.
Ле Пен поддерживают в основном бедные люди, «непристроенные» в обществе с низким уровнем образования. Они больше всего пострадали от «коведа» и экономического кризиса после него, объясняет Буна.
«Они хотят наказать политическую элиту, дав дорогу простым решениям. Они надеются, что, перевернув систему с ног на голову, решат все проблемы. Это распространенное поведение в периоды экономических проблем», - говорит он.
С ним соглашается и Брагироли. Часть населения ощущает, что традиционные политические элиты не представляют их интересов. Он подчеркивает, что это глобальный тренд в развитых демократиях.
Вместе с тем, отмечает он, сыграли свою роль и война в Украине. Ле Пен делала вид, что она разыгрывает мирную карту и выступала против военной поддержки Украины. Есть определенная часть французской публики, которая соглашается, что Франция уже сделала слишком много, отмечает эксперт.
«Риторика партии Ле Пен всегда была антисистемной, антимиграционной, настроенной против НАТО, а взгляды на экономику были нереалистичными, - говорит Буна. – Сейчас они смягчили риторику, выдворили контраверсионных лиц, и это позволило привлечь больше избирателей».
Но это поверхностное обновление, признают аналитики.
«Партия «Национальное объединение» до сих пор является пророссийской, антиамериканской, антиевропейской и выступает против НАТО, - объясняет Буна. – Приход этой партии к власти стал бы катаклизмом для положения Франции в Европе и мире».
Игра в досрочные выборы
После сенсационных новостей о результатах партии Ле Пен не менее сенсационным стало решение Макрона распустить парламент и объявить досрочные выборы.
Сам Макрон завершает второй срок, и на президентство больше рассчитывать не сможет.
Но, похоже, он пошел вслед за британским премьером Риши Сунаком – решил провести парламентские выборы, пока его партия может рассчитывать хотя бы на какую-то поддержку.
Во-первых, на парламентских выборах во Франции будет два тура, а не один и еще вопрос, сколько Ле Пен сможет взять, объясняет Буна.
Во-вторых, вероятно, расчет Макрона на то, что стремительное проведение новых выборов поможет результату его партии, а пока среди французских правых и левых существует раскол
«Он мог не распускать парламент, – объясняет аналитик. – Это большая авантюра, учитывая возможности крайне правых и реальное недовольство его партией «Возрождение» среди населения. Но к 2027-му, вероятно, его партия понесла бы еще большие потери».
Скорее всего, это решение принималось не за один вечер. Макрон и его советники разработали такой план в случае, если выборы пройдут плохо, добавляет Брагироли.
И если ему удастся создать общий фронт против Ле Пен, пугая избирателей возможной победой крайне правых, он сможет сохранить рабочее большинство в парламенте, отмечает Брагироли.
Эксперты предполагают, что Ле Пен не сможет набрать достаточное количество голосов, что сформировать монобольшинство во французском парламенте. А если она сможет сформировать правительство в коалиции с другой правой партией, ему будет непросто работать с оппозиционным президентом.
В ближайшее время Макрон, вероятно, будет меньше говорить об Украине и сосредоточится на внутренних вопросах. Но он точно использует карту пророссийскости Ле Пен, прогнозируют эксперты.
Есть ли у Украины план?
"Апостроф" пообщался с председателем комитета Верховной Рады по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александром Мережко относительно того, как повлияет на Украину усиление позиций Ле Пен, а может и предстоящая победа на выборах.
Он призывает не драматизировать и не переоценивать «пророссийскость» «Национального объединения». Даже если сейчас Ле Пен победит и станет премьером, она будет вести себя менее пророссийски и осторожнее, предполагает Мережко.
"Это все же будет популистский шаг, поскольку поддерживать российскую агрессию во Франции сейчас не модно и политически не корректно", - говорит политик.
«Поэтому я надеюсь, что Ле Пен не станет вести себя как Виктор Орбан», - добавляет он.
По его мнению, во Франции сейчас уже нет увлечения Россией, как было раньше. Более того, Россия по сути ведет сейчас гибридную войну против Франции в Африке, использует для этого группу Вагнера. А это уже затрагивает национальные интересы Парижа, объясняет политик.
Если Ле Пен станет премьером, Мережко предлагает две составляющие коммуникации с ее правительством. Первый – это говорить об общеевропейских ценностях, о том, что Украина – часть европейской семьи и т.д. А второе – обращать внимание на интересы Франции, в частности, в Африке. И говорить о том, что Россия оказывает влияние и там.
Речь идет, в частности, о недавних военных переворотах в четырех франкоязычных африканских странах. В конце 2023 года французские войска полностью покинули Нигер, французского посла там держали в заложниках. Нигер стал существенной утратой для Парижа, ведь имеет залежи золота, урана (7% мировых запасов), природного газа и нефти.
Россия явно или скрыто поддерживала установление в африканских странах антифранцузских и антазападних режимов.
На аргументы об интересах политики обычно реагируют более активно, чем на разговоры об общих ценностях, признается Мережко.
«Нам нужно общаться со всеми, кто находится у власти. Ибо, в конце концов, мы надеемся, что это сознательные политики, мыслящие рационально. И нам нужно находить соответствующие аргументы, учитывая специфику их популистического мышления», - заключает Мережко.