Будут ли штрафы начисляться автоматически если не обновить данные в течение 60 дней, новые сроки прохождения ВВК и почему "Резерв+" не избавляет от получения повестки на улице — Фокус вместе со спикером областного ТЦК и СП отвечает на 10 самых актуальных вопросов относительно нового закона о мобилизации.
Мобилизация является одной из самых острых тем для украинцев. Изменения в законодательстве, новые правила для предприятий и существенные штрафы за нарушение требований стали предметом активных обсуждений как в обществе, так и среди бизнес-сообщества. Чтобы разъяснить нововведения и их последствия для военнообязанных, работодателей и работников, Фокус обратился к спикеру Полтавского областного ТЦК и СП майору Роману Истомину.
Что будет после 60 дней: от штрафа до уголовной ответственности
Что будет, если не обновить данные в течение 60 дней? Всем автоматически начислят штрафы? Будут ли их выписывать в случае, если остановят работники ТЦК?
Ну, я не могу говорить о том, что будет через 60 дней, потому что об этом немножко рано говорить. Но если военнослужащие ТЦК и СП, во время проверки военно-учетных документов выяснят, что гражданин не выполнил требование закона и не уточнил свои персональные данные, скорее всего, ему будет вручена повестка. Предусмотрено порядком проверки военно-учетных документов, если данные документа и базы данных не совпадают — для уточнения данных вручается повестка. Ну и конечно, за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. По состоянию на сегодня это от 17 000 до 25 500 гривен.
Об автоматическом начислении штрафов я сообщить ничего не могу. Но в случае если будет выяснено, что данные не обновлены, то конечно человек подлежит штрафу.
Как будет взиматься штраф: спишут со счета определенную сумму и до следующего штрафа не будут трогать? Могут ли арестовать квартиру, если не будет уплаты штрафа?
Ну давайте начнем с того, что списывать деньги со счетов, арестовывать квартиры или деньги на счетах не входит в компетенцию ТЦК и СП. Если гражданин нарушает правила воинского учета или законодательство об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, на него действительно накладывается штраф. Если он в течение 15 дней его не платит, мы направляем постановление об административном взыскании в отдел Государственной исполнительной службы для выполнения этого постановления в принудительном порядке. Исполнительная служба осуществляет принудительное взыскание, но, насколько мне известно, это уже будет в двойном размере суммы штрафа, и также правонарушителю придется заплатить исполнительный сбор. Меры принудительного исполнения решений описаны в статье 10 Закона Украины "Об исполнительном производстве". Но, как я уже говорил, что это не компетенция ТЦК и СП, поэтому я не готов комментировать, как именно они это делают.
Относительно полномочий именно ТЦК, то в Закон Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации" добавлена новая статья 27, которая называется "Меры воздействия". Ею предусматривается, что если гражданин Украины не выполнил своих обязанностей по мобилизации и совершает таким образом административное правонарушение, предусмотренное статьей 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, начальник ТЦК и СП обращается в полицию по осуществлению административного задержания и доставки такого гражданина в ТЦК.
В случае получения письменного ответа от полиции о невозможности осуществить административное задержание и доставку, начальник ТЦК направляет такому гражданину в бумажной форме средствами почтовой связи заказным письмом требование о выполнении обязанностей. В случае если гражданин добровольно в течение 10 календарных дней со дня вручения требования не выполнил указанной обязанности, ТЦК и СП обращается в суд по поводу временного ограничения такого гражданина в праве управления транспортным средством на время мобилизации на срок до выполнения или отзыва такого требования. Дальше уже будет судебное решение.
Могут ли накладывать повторно штрафы за одно и то же правонарушение? Насколько вероятно, что после 3-го или даже 2-го штрафа может наступить уголовная ответственность?
Повторный штраф налагается в случае совершения повторного правонарушения. Мне трудно представить преступления, когда за одно правонарушение гражданин привлекается дважды. Если он не прибыл по повестке, по одной ему выписывается один штраф. Если ему повторно вручена повестки и он не прибыл — это уже другой штраф за другое правонарушение. Да, в КУоАП есть такое положение о повторном нарушении в течение года правил воинского учета, в частности. Но правонарушение будет другое. Это же не то, что за одно правонарушение несколько раз взимается штраф. Просто повторно он совершает правонарушение и повторно на него может быть наложен штраф.
Если действия гражданина уже не ограничиваются нарушениями правил воинского учета или законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, а он уже сознательно уклоняется от мобилизации — тогда да. Тогда может быть возбуждено уголовное производство по статье 336 Уголовного кодекса Украины. Уклонение от призыва на военную службу от мобилизации наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет. Но опять таки, это уже суд определяет, какое именно наказание по данной статье назначить.
Может ли быть ситуация, когда условно — платишь штраф раз в три месяца (или списывают) и так будет продолжаться бесконечно?
Уплата штрафа это же не способ откупиться от своих обязанностей. И, кроме того, административное наказание не освобождает от выполнения воинского долга. То есть гражданин может заплатить штраф и быть призванным на службу по мобилизации, то есть он все равно должен выполнить свой долг.
Обновление данных через "Резерв+" и повестки на ВВК
Обязательно ли обновлять данные именно в том ТЦК, в котором стоишь на учете? Возможно ли стать на учет в другом ТЦК без явки в свой "старый" ТЦК? Какой пакет документов нужен для того, чтобы обновить данные в другом ТЦК?
В общем гражданин, который состоит на воинском учете и хочет сменить свое место жительства, сначала должен сняться с воинского учета по предыдущему месту жительства, потом встать на воинский учет по новому месту. Но если возникают форс-мажорные ситуации, например, сейчас война в Украине и человек является внутренне перемещенным лицом или его населенный пункт вообще находится во временной российской оккупации, он может прибыть в ТЦК именно по своему новому месту жительства и встать на воинский учет без явки в свой "старый" ТЦК.
Из документов: прежде всего нужно приходить со своими личными документами и военно-учетными. То есть это паспорт, код, военный билет или временное удостоверение или удостоверение о приписке. Если мы говорим об обновлении данных, то нужно брать все документы, подтверждающие изменения этих самых данных. Но если мы говорим об уточнении своих персональных данных, которые надо обновить в течение 60 дней, то сделать это можно вообще без посещения ТЦК, поскольку законом предусмотрено, что сделать это можно в ЦНАПе или даже с помощью приложения "Резерв+".
Возникают ситуации когда после обновления своих данных в "Резерв+", человек на улице встречает работников ТЦК и ему все равно выписывают повестку. Почему так происходит?
"Резерв+" так же, как выписка из ЦНАПа, лишь является подтверждением того, что гражданин уточнил свои персональные данные в течение 60 дней. То есть одна норма это уточнить свои данные, другая же норма — внесены изменения в Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации и о правовом режиме военного положения — каждый гражданин Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет должен иметь при себе военно-учетный документ вместе с документом, удостоверяющим личность, и предъявлять их по требованию военнослужащих ТЦК и СП или полицейских. Это другая норма.
То есть, если гражданин даже имеет отсрочку, но у него нет при себе военно-учетных документов (военного билета, или временного удостоверения военнообязанного, или, для призывников, удостоверений о приписке к призывному участку) — это уже правонарушение, это уже штраф. Это уже повестка в ТЦК для вынесения постановления об админправонарушении. И эта норма работает уже, а не через 60 дней.
И военнослужащие ТЦК, так как и полиция, имеют право проверять эти военно-учетные документы.
Насколько высока вероятность, что, придя в ТЦК обновить данные, тебя сразу же отправят на ВВК, а потом вручат и "боевую" повестку?
Если мы говорим об уточнении своих персональных данных в течение 60 дней по требованию закона, то таких граждан на ВВК мы не направляем. На ВВК, они будут вызваны отдельно позже, в случае необходимости. Так вот, например, если в реестре нет информации, после этих 60 дней выяснится, что человек уточнил персональные данные, но информации о его пригодности нет в реестре, направляется повестка на прохождение военно-врачебной комиссии. Но кроме закона, есть постановление Кабмина №1487, которое работало до этого и работает сейчас, его никто не отменял. Если гражданин пришел по повестке в ТЦК и СП, то его направляют на ВВК — в этом нет ничего противозаконного, потому что один из пунктов, как я уже говорил, в базе "Оберіг" есть информация о пригодности. Так что такое может быть, но это разные процессы, которые идут параллельно — уточнение персональных данных в течение 60 дней, ну и элементарная проверка документов, оповещение, которое осуществляют военнослужащие ТЦК, в частности в общественных местах или по адресам проживания.
То есть можно прийти уточнить данные, но, например, ВВК загружены или другие факторы, что сразу даже на комиссию не направляют, даже если по повестке пришел. Но если на ВВК направляют, даже если сразу, а не через две недели, в этом нет ничего противозаконного.
Теперь на прохождение ВВК дается не более 14 дней (согласно приказу №402 Минобороны от 4.05.2024 г.), но это все определяется с учетом необходимого получения полной и объективной информации о состоянии здоровья человека. Повестка на отправку может быть вручена сразу, может быть вручена через определенное время после ВВК. Но опять же, учитывая потребность комплектования Вооруженных Сил Украины, учитывая потребность направить в определенные учебные центры военнообязанных по определенной военно-учетной специальности. Не предусмотрено ни одним законом, что это должно быть, например, в тот же день после прохождения ВВК, или это может быть не ранее трех дней, или что-то типа такого — нигде нет в законе.
Есть ли на законодательном уровне запрет на справки/результаты исследований из частных медицинских учреждений на прохождение ВВК? Потому что была определенная информация, что именно из частных медучреждений таки справки не принимались.
Сразу хочу сказать, что военно-врачебной комиссии, на которые ТЦК направляют военнообязанных граждан для определения их пригодности к военной службе по состоянию здоровья, это не является составной частью ТЦК. Это все же гражданские врачи, которые работают в коммунальных или государственных лечебных учреждениях. О каких-то запретах, предусмотренных законодательством, я не слышал. В общем, насколько мне известно, справки из частных медицинских учреждений брать можно, можно их показывать. А вот учитывать эти справки или нет это уже решает комиссия. Для ТЦК и СП документом, который, скажем так, определяет пригодность, является только справка ВВК.
То есть мы в ТЦК однозначно никаких справок из частных заведений не рассматриваем, потому что пригодность к военной службе определяется только военно-врачебной комиссией.
Повестка на работу
Согласно новому закону о мобилизации, насколько высока вероятность, что повестка придет на предприятие, и будут ли нести ответственность руководители этих предприятий за несвоевременное реагирование на повестки?
Повестка на предприятие это не является чем-то новым. Даже до вступления в силу нового закона у руководителей предприятий были обязанности вести воинский учет, сообщать о своих военнообязанных работниках в ТЦК. Ну и по нашему требованию извещать их о необходимости прибыть в ТЦК и СП для уточнения своих военно-учетных данных.
Если мы говорим о теперь, то руководители предприятий, учреждений, организаций с получением распоряжения начальника РГА о проведении мероприятий мобилизации или распоряжения начальника ТЦК и СП о вызове резервистов и военнообязанных — должны издать приказ руководителя предприятия о проведении оповещения, перечень лиц, подлежащих оповещению, способы их доставки в ТЦК и тому подобное. Также они должны организовать через ответственных лиц, указанных в соответствующем приказе лиц, осуществление оповещения в рабочее время работников предприятий путем вручения повесток под их личную подпись. Повестки для оповещения предоставляются представителями ТЦК вместе с соответствующим распоряжением. Сообщить письменно в трехдневный срок в ТЦК и СП о результатах оповещения и выполнения резервистами и военнообязанными требований законодательства. Также они должны обеспечить прибытие резервистов и военнообязанных путем их перевозки от предприятия к пунктам сбора или в воинские части, если это резервисты, или освобождение их от выполнения обязанностей с учетом времени, необходимого для прибытия в ТЦК, и в случае необходимости, времени на обратный путь. Ну и они должны безотлагательно информировать ТЦК и СП о работниках, которые отказались от получения повесток и работниках, которые написали заявления об увольнении.
Действительно, за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и руководителей предприятий, даже на руководителей общественных объединений налагается штраф от 2000 до 3500 необлагаемых минимумов доходов граждан. По состоянию на сегодня это от 34 000 до 59 500 гривен.
Штрафы накладываются на руководителей предприятий, то есть на должностных лиц.
Норма работала и до того, но сейчас другим законом подняли штрафы. Кроме того, вышло постановление Камбина №560, в котором уже полностью прописаны обязанности. То есть, если раньше это было в разных законах, было, возможно, немножко сумбурно, то теперь четкие обязанности, четкие полномочия у руководителей предприятий.
Также Фокус писал, кто из родителей не получит право на отсрочку.