Через несколько дней после того, как президент Китая Си Цзиньпин завершил свой визит в Европу, президент США Джо Байден объявил о введении значительных торговых тарифов на китайские экологические товары, включая шокирующий 100% тариф на электромобили.
Теперь ЕС намерен ввести собственные тарифы на электромобили. Но Брюссель не разделяет цели Вашингтона по поводу сдерживания развития Китая — он просто хочет "вывести его из равновесия". И это несмотря на то, что Китай с помощью экспорта находит выход из экономических проблем и влечет за собой огромные торговые дисбалансы, которые угрожают европейской экономике даже больше, чем американской. Пора Европе проснуться, пишет Politico.
Китайский экспорт промышленной продукции вырос с 2,3% от мирового в 1991 году до 19% в 2013 году, чему способствовали протекционизм, субсидии и воровство западной интеллектуальной собственности.
За этот период США потеряли около 1 миллиона рабочих мест в промышленности из-за конкуренции с китайским импортом — рабочих мест, регионально сконцентрированных, например, на Среднем Западе страны, и большинство этих работников были обречены на длительную безработицу. ЕС — особенно Германия — был более защищен от этого, поскольку его производители могли сократить расходы, переместив цепочки поставок в новые, более дешевые страны-члены Центральной и Восточной Европы.
Однако сейчас стремительно разворачивается второй "китайский шок". И в отличие от первого он затрагивает секторы, лежащие в основе европейской экономики.
После кризиса на рынке недвижимости в Китае в конце 2023 года лидер страны решил перенаправить ресурсы на развитие других секторов экономики, в частности производство автомобилей, химических веществ, машин и микросхем. А возникшее в результате перепроизводство Китай выбрасывает на мировые рынки, чтобы избежать безработицы внутри страны. Сегодня страна обеспечивает 13% мирового потребления, производя при этом 31% промышленной продукции.
Таким образом, ЕС потенциально может потерять гораздо больше рабочих мест, чем США во время первого шока. В настоящее время блок насчитывает около 30 миллионов рабочих мест в промышленности по сравнению с 17 миллионами в США в 2000 году. И этот шок — измеренный как доля профицита торговли промышленными товарами Китая в мировом ВВП — также почти вдвое больше предыдущего.
"Более того, этот второй китайский шок приведет к сокращению наиболее продуктивных секторов Европы. В 2010-х годах производительность производства в ЕС росла на 1,7% ежегодно, тогда как в сфере услуг — лишь на 0,3-0,8%. Технологический сектор опережал обе отрасли, ежегодно увеличивая производство на одного работника на 2,4%, но он дает мало надежд для ЕС, где его доля в ВВП составляет лишь 5,5% по сравнению с 9,3% в США", — сообщает Politico.
Фирмы ЕС, работающие в сфере чистых технологий, сейчас сталкиваются с массовым перепроизводством в Китае, а также с ограниченным доступом к китайскому рынку, в то время как их китайские конкуренты могут получить доступ к обоим рынкам. Это неизбежно приведет к сокращению прибыли, необходимой для реинвестирования в следующее поколение продуктов и машин.
До сих пор главным аргументом Европы в ответ на китайский меркантилизм было избегание ключевых зависимостей от стратегического соперника. Брюссель должен действовать в рамках своих расследований по субсидиям, применяя значительные, но более целенаправленные тарифы, чем в США, предоставляя приоритет защиты жизнеспособным секторам с высоким уровнем занятости, таким как электромобили и ветровые турбины.
Напомним, что американский журналист Гордон Гатри Чанг в газете The Hill писал, что Китай должен выбрать торговлю с Европой или войну России в Украине. До сих пор Си Цзиньпину удавалось торговать с ЕС и поддерживать военные усилия России.