Могут ли сотрудники ТЦК задерживать военнообязанных на улице, какие документы нужно носить при себе, кому придется пройти повторное ВВК и как могут наказать за нарушение воинского учета — все эти вопросы Фокус разобрал с экспертами, в связи со вступлением нового закона о мобилизации
18 мая вступил в силу новый закон о мобилизации. Согласно документу, украинцы в возрасте 18-60 лет обязаны обновить учетные данные в установленные 60 дней.
Сделать это можно, обратившись в ТЦК, либо через электронный кабинет призывника, регистрация в котором добровольная. Э-кабинет будет доступенчерез мобильное приложение.
Согласно новым правилам мужчины в возрасте от 18 до 60 лет обязаны носить при себе документ, удостоверяющий личность, а также военно-учетный документ — военный билет, временное удостоверение военнообязанного, удостоверение о приписке к призывному участку (так называемое приписное).
Эти документы мужчины обязаны предъявлять по требованию представителей ТЦК и СП или полицейского.
Согласно ч. 1 ст. 13 закона Украины документами, удостоверяющими личность, являются:
- паспорт гражданина Украины;
- паспорт гражданина Украины для выезда за границу;
- дипломатический паспорт Украины;
- служебный паспорт Украины;
- удостоверение личности моряка;
- удостоверение члена экипажа;
- удостоверение личности на возвращение в Украину;
- временное удостоверение гражданина Украины;
- удостоверение водителя;
- удостоверение личности без гражданства для выезда за границу;
- вид на постоянное проживание;
- вид на временное проживание;
- карточка мигранта;
- удостоверение беженца;
- проездной документ беженца;
- удостоверение лица, нуждающегося в дополнительной защите;
- проездной документ лица, которому предоставлена дополнительная защита.
Новый закон о мобилизации: могут ли ТЦК задерживать людей
Хотя все мужчины в возрасте 18-60 лет должны самостоятельно обновить учетные данные, это не значит, что представители ТЦК и СП не могут вручать повестки. Они сохранили за собой эти полномочия. Единственное, что не могут делать сотрудники военкоматов — задерживать и принудительно доставлять людей в ТЦК.
"ТЦК и СП могут обратиться в Нацполицию для задержания и доставки военнообязанного в военкомат. Но только в случае наличия законных оснований. А именно: неявки в ТЦК и СП при получении повестки, неосуществлении ВВК, отказе предоставить в установленном порядке транспортное средство военным формированием с последующим возмещением, а также в случае нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации (ст. 210-1 КУоАП). Еще раз подчеркиваем: ТЦК и СП не осуществляет задержание и доставку военнообязанных. Это могут делать только работники Нацполиции", — объясняет Фокусу эксперт ОО "Юридическая сотня" Юлия Засоба.
Если сотрудники ТЦК принудительно задерживают человека, чтобы доставить в военкомат, он может обратиться в Национальную полицию Украины, Министерство обороны Украины, Военную службу правопорядка, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
"Обращения могут оставлять как сам военнообязанный, так и члены его семьи. Бывают случаи, когда военнообязанные привлекают адвоката к процессу обновления данных. Такие действия не запрещены законодательством, и в случае необходимости военнообязанный может воспользоваться услугами адвоката для защиты своих прав и интересов на любом этапе обновления данных. При осуществлении представительства интересов клиента адвокат должен соблюдать положения действующего законодательства", — добавляет Засоба.
Какую ответственность предусматривает новый закон о мобилизации
Если военнообязанный не обновит данные в течение 60 дней, руководитель ТЦК может обратиться в полицию с требованием задержать человека и доставить его в военкомат. Если по каким-то причинам правоохранители не могут выполнить требование, военкомат направит мужчине по почте письменное требование выполнить обязательство.
"Документ направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Если в течение 10 календарных дней со дня вручения требования человек не объявляется, ТЦК может обратиться в суд и временно ограничить гражданина в праве управления транспортным средством. Во время мобилизации срок ограничения будет действовать до исполнения или отзыва такого требования", — объясняет юрист.
Если ТЦК обращаются с иском в суд, это не означает, что человека автоматически ограничивают в праве управления транспортным средством. Суд рассматривает указанный иск всесторонне с исследованием обстоятельств дела. Гражданин может подать отзыв (письменные возражения на исковое заявление), и суд по рассмотрению дела может даже отказать в принятии иска или удовлетворении его требований.
"По инициативе суда или ходатайству стороны (ТЦК и СП или военнообязанного), суд может рассматривать дело с проведением судебного заседания. Это одна из гарантий, что человек может самостоятельно прибыть и следить за процессом", — продолжает Засоба.
Также человека не могут ограничить в праве управления транспортным средством, в связи с инвалидностью или пребыванием на его иждивении лица с инвалидностью I, II группы, ребенка с инвалидностью и т.д.
Если мужчина вовремя не обновит данные, его также могут привлечь к административной ответственности.
"Если речь идет об игнорировании повестки для уточнения данных, согласно ст.210-1 КУоАП человека могут оштрафовать. Если человек не явился по боевой повестке, которую вручают после обновления данных, наступает уголовная ответственность по ст. 336 УК Украины. На практике, даже если дважды человек не явился по повестке для уточнения данных, он подлежит административной ответственности. Однако при систематическом игнорировании закона существует высокая вероятность привлечения к уголовной ответственности", — объясняет Засоба.
Согласно новым правилам, административная ответственность за нарушение воинского учета может наступать в виде штрафа в размере от 17 000 грн до 25 500 грн. Уголовная ответственность – в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.
Если военнообязанный уплатил штраф, это не освобождает его от обязанности явиться в ТЦК и СП. Тем, у кого есть право на отсрочку или бронь, не могут вручить боевую повестку.
Новый закон о мобилизации содержит еще одну важную норму. Если военнообязанные не явятся в ТЦК и СП, к ответственности могут привлечь их работодателей. Согласно новому закону начальство должно обеспечивать своевременное оповещение и прибытие работников в военкоматы. В противном случае могут выписать штраф — от 34 до 51 тыс грн.
Что новый закон о мобилизации говорит про ВВК
Так как новый закон о мобилизации обязует украинцев обновить учетные данные, эксперты напоминают, что многим придется повторно или впервые пройти ВВК.
"ВВК является важнейшей составляющей обновления данных, поскольку предоставляет информацию о состоянии здоровья военнообязанных. Исключительно ВВК определяет пригодность или непригодность для прохождения военной службы. Справка из учреждений здравоохранения, независимо от формы собственности, не является документом, свидетельствующим о пригодности или непригодности. В то же время, медицинские документы должны учитываться при оценке степени годности при осмотре ВВК", — объясняет эксперт.
Если человек не согласен с решением ВВК, он вправе его обжаловать. Засоба отмечает, что есть два способа: внесудебный и судебный.
В первом случае, необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую ВВК и обосновать свою позицию, почему предыдущий вывод комиссии содержит либо недостоверную, либо неполную информацию.
"Для подтверждения своих слов следует добавить заверенные копии медицинских документов и выводы обжалуемого ВВК. В случае несогласия с результатами обжалования можно обращаться в центральную ВВК. Если результат будет неудовлетворительным – в суд", — продолжает юрист.
Согласно последним изменениям в законодательстве, все военнообязанные с отметкой "ограниченно пригодные", должны в течение 9 месяцев повторно пройти ВВК. То же касается людей с инвалидностью.
Как попасть в конкретную часть
Если у человека нет права на отсрочку или заключения ВВК о непригодности к военной службе, его могут мобилизовать. По словам Засобы, часто возникает вопрос, можно ли попасть в конкретную бригаду или проходить службу по конкретной специальности.
"Если человек решил, по какой должности и специальности хотел бы служить, ему следует обратиться к военным формированиям, где есть соответствующие вакансии и получить у них отношение. Чтобы найти вакансию, можно воспользоваться сведениями в ТЦК и СП, обратиться в центр предоставления административных услуг или осуществить поиск на интернет-порталах LobbyX. С этим документом следует обратиться в ТЦК и СП для мобилизации или службы по контракту именно по этой специальности, должности и именно в этом военном формировании", — объясняет юрист.
Выбрать место службы можно также в учебном центре на этапе распределения, но по специальности, которую человек приобрел ранее. В таком случае алгоритм действий идентичный: нужно получить отношение к желаемому военному формированию и обратиться с ним к своему непосредственному руководителю в учебном центре.
Базовая подготовка
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" украинці, призванные на военную службу во время мобилизации и ранее не проходившие военную службу в ВСУ или других военных формированиях, обязательно проходят курс базовой общевойсковой подготовки, продолжительностью не менее одного месяца. На практике, по словам Засобы, подготовка может длиться ориентировочно два месяца, а в случае необходимости — три.
Согласно ст. 59 Устава внутренней службы ВСУ, командир обязан не допускать к участию в боевых действиях военнослужащих, не прошедших курс базовой общевойсковой подготовки или не имеющих боевого опыта. В случае невыполнения упомянутых норм действующего законодательства следует обращаться к высшему командованию, Минобороні, Военной службе правопорядка.
Фокус ранее писал, как военнообязанные за границей могут вернуть доступ к консульским услугам
Также Фокус разбирался, какновый закон о мобилизацииусложнит работу ВВК.