Летом 2024 года Украина планирует начать строительство четырех новых атомных реакторов на Хмельницкой АЭС. Стоимость одного — от 5 млрд долларов. Два блока будут базироваться на оборудовании российского производства, а остальные должны возвести по американской технологии. Фокус расспросил экспертов о большом строительстве на ХАЭС и что оно даст Украине во время войны.
На Хмельницкой атомной электростанции осуществят строительство энергоблоков № 5 и 6. После их развития Хмельницкая АЭС станет крупнейшей атомной электростанцией в Европе. Об этом во время церемонии открытия строительства рассказал президент Национальной атомной энергогенерирующей компании "Энергоатом" Петр Котин.
По его словам, параллельно с началом строительства пятого и шестого энергоблоков достроят третий и четвертый на оборудовании российского производства, которое Украина хочет импортировать из Болгарии.
"Те мощности, которые мы планируем построить на Хмельницкой АЭС, они позволят Украине сделать самое большое восстановление со времен Второй мировой войны. Это те технологии, которые вытеснят россиян с европейского рынка атомной энергетики, и это большой геополитический проект общего интереса США и Украины", — отметил министр энергетики Герман Галущенко во время закладки первого куба бетона блока №5 Хмельницкой АЭС.
Энергоблоки на ХАЭС: кто будет строить
Один атомный энергоблок будет стоить от 5 млрд долларов, его возведение рассчитано на 5 лет. В Украине все будет зависеть от хода военных действий. В то же время, как говорят специалисты, опыт показывает, что и сроки, и смета такого строительства намного растягиваются.
"5 млрд долларов — это минимальная стоимость. На примере АЭС Вогтль (атомная станция в США, штат Джорджия — ред.), АЭС Олкилуото (станция в Западной Финляндии — ред.), можем говорить, что растет как смета, так и срок строительства", — отмечает в комментарии Фокусу независимый эксперт по вопросам ядерной энергетики и безопасности, бывший член коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Ольга Кошарная.
Между тем возведение энергоблоков № 5 и 6 (ХАЭС-5 и ХАЭС-6 — ред.) уже началось. Его будут осуществлять по американской технологии АР1000 Westinghouse. Как говорят в НАЭК "Энергоатом", ХАЭС-5 станет первым таким в Украине.
Что известно об американской технологии АР1000
AP1000 — это проект атомной электростанции, разработанный и внедренный американской Westinghouse Electric Company. Станция представляет собой водно-водяной ядерный реактор с улучшенным использованием пассивных средств безопасности и со многими нововведениями, направленными на снижение капитальных затрат.
Особенностью АР1000 является строительство очень компактных и эффективных энергоблоков, что дает возможность их маневрирования, то есть способность изменять мощность.
По словам министра энергетики Германа Галущенко, в условиях войны именно это является важным для Украины.
"Сегодня враг бьет и уничтожает именно балансирующие мощности украинской энергетики, поэтому построение блоков с возможностью маневрирования очень важно для нас. И это наш ответ террористам, они никогда не лишат нас света, а новые технологии позволят нам выстоять", — отметил Галущенко.
Сейчас шесть AP1000 находятся в эксплуатации или строятся. В основном, в Китае
Фокус поинтересовался, насколько популярна технология AP1000 в мире. Оказалось, что в настоящее время шесть AP1000 находятся в эксплуатации или строятся. Четыре расположены на двух площадках в Китае (две на атомной электростанции Саньмэнь и две на атомной электростанции Хайян), а еще два из них строятся на электрической станции Вогтль в США.
Однако, как уточнил Фокусу эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук, проект, который был реализован в Китае, дорабатывался разными компаниями. Также, по его словам, пока не известно, что именно продают Украине.
"В Китае построили AP1000. Но позже там появилось много проблем. Сейчас они периодически это ремонтируют. Поэтому я не могу сказать, что нам хотят продать — или так называемый "докитайский вариант", или уже какой-то другой — более новый и современный. В принципе они (Westinghouse Electric Company — ред.) его не могут иметь, потому что они им не занимались. Поэтому возникает много вопросов: что нам продают, как мы будем это строить, кто нам будет делать этот реактор? А кто потом будет его подключать, вводить в эксплуатацию? Westinghouse может от этого выиграть — привлечь под это кредитование, но реализуется ли оно собственно в этом проекте, это открытый вопрос", — отметил Корольчук.
Также есть вопросы и к самой Westinghouse. Отметим, что она является частной компанией со 100% канадским капиталом и принадлежит инвестиционному холдингу Brookfield Марка Карни и крупнейшему в мире концерну по добыче урана Cameco. Поэтому правительство США не контролирует ее деятельность и не может гарантировать ее безопасность и подотчетность.
"Westinghouse разработала технологию AP1000, когда еще была целостной компанией. Затем она фактически обанкротилась и была вынуждена разделиться на несколько бизнесов. Проект, производящий для нас топливо, это совершенно другая часть, чем строительство АЭС. Эта компания выступает сегодня так называемой витриной", — рассказал Юрий Корольчук.
Кабинет Министров уже одобрил законопроект, который предусматривает принятие решения о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 на Хмельницкой атомной электростанции
Он также добавил, что сомневается в мощностях компании по строительству блоков для ХАЭС. "Они не смогут этого делать. У них просто нет людей для этого. Есть заводы по производству топлива, да. Но это все. Больше ничего", — добавил он.
В то же время директор Westinghouse Патрик Флагман заявляет, что проект создаст много рабочих мест — во время строительства, эксплуатации, ремонта и технического обслуживания.
"Построив эти блоки, вы получите чистую энергию, доступную по цене.Благодаря проекту будет создано много рабочих мест — во время строительства, эксплуатации, ремонта и технического обслуживания", — сказал Патрик Флагман во время церемонии открытия строительства.
Развитие других блоков: Россию вытесняют с рынка или она становится ближе?
Производство топлива в Украине по технологии AP1000 и линия, которую сейчас создают, будет другим источником поставок ресурсов для украинских атомных станций, то есть мы получим "наше украинское топливо", — говорит и.о. председателя правления АО "НАЭК Энергоатом" Петр Котин. Поэтому это позволяет вытеснить с рынка Россию.
Однако развитие других энергоблоков № 3 и 4 по "усовершенствованному проекту", по словам специалистов, делает Россию ближе.
Речь идет об участии в развитии ХАЭС оборудования из Болгарии, а именно двух реакторов, которые хотят импортировать за 600 млн евро.
Официально об этом было сообщено во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Софию. Болгарский парламент до приезда принял решение о возможности продать "Энергоатому" два ядерных ректора и часть оборудования с недостроенной местной АЭС "Белене".
Украина будет покупать у Болгарии основное оборудование, которое находится на эксплуатационной площадке
Кабинет Министров уже одобрил законопроект, который предусматривает принятие решения о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 на Хмельницкой атомной электростанции, о чем в начале апреля 2024-го сообщил представитель правительства в Верховной Раде Тарас Мельничук.
Как пояснил Юрий Корольчук, Украина будет покупать в Болгарии основное оборудование, которое находится на эксплуатационной площадке. "Конечно, реактор, однако там есть очень много другого, сопутствующего оборудования, без которого АЭС не будет работать", — пояснил Корольчук.
Важно "Всей энергосистеме сложно": тариф на свет может измениться с 1 мая, — глава НКРЭКУС ним соглашается эксперт Ольга Кошарная.
"Заявления о том, что мы будем строить ХАЭС-3, ХАЭС-4 на конструкциях, которым 40 лет, и что эти строительные конструкции пригодны, если учитывать, что сейчас новые энергоблоки строят со сроком эксплуатации 60-80 лет, сомнительны. Если они уже простояли незаконсервированные 40 лет, есть большие сомнения относительно тщательности исследований их качества. Более того, это болгарское оборудование не укомплектовано, а также российского производства. Там нет очень важных вещей, например, образцов-свидетелей корпуса реактора. Ведь россияне не продали их Болгарии, а без этого эксплуатировать нельзя. Поэтому, есть еще много нюансов. Добавлю также, что нет ни экспертиз, ни утвержденного технико-экономического обоснования строительства", — в комментарии Фокусу добавила Ольга Кошарная.
Реакторы из Болгарии оборудованы оборудованием российского производства
Отметим, что 22 марта в интервью Reuters директора "Национальной атомной энергогенерирующей компании "Энергоатом" Петра Котина уже шла речь о том, что реакторы из Болгарии, "оборудованные оборудованием российского производства", должны быть установлены на третьем и четвертом энергоблоках ХАЭС, строительство которых продолжается уже долгое время, но несколько раз приостанавливалось и до сих пор не завершено.
"Они хотят купить у Болгарии часть реакторов, которые когда-то "Росатом" изготовил для болгарской атомной электростанции. Потом они разорвали контракт. Болгары им заплатили 600 млн евро компенсации. А теперь они хотят продать, фактически, компенсировать себе потери. Но этот реактор делался четко под конкретный проект. Просто продать оборудование по принципу: "поставим и будем работать" — ошибочная мысль. Прежде всего нужно видеть спецификацию — что именно нам продают. Боюсь, мы этого не увидим. Понятно, что там всего не хватает. Окажется хуже, что там большую часть придется заказывать у россиян через посредников, потому что это уже нельзя будет купить где-то отдельно. А ведь мы не хотим иметь дело с РФ. Это проблема, которая перечеркивает все лучшие намерения", — отмечает Юрий Корольчук.
Большое строительство во время войны: нужно ли оно Украине
Да, роль АЭС в энергосистеме ключевая. По итогам 2023-го украинские АЭС генерировали 52,4 млрд кВт-ч, а план на этот год — 53,6 млрд кВт-ч.
"Я сторонник атомной генерации, хотя понимаю риски. Считаю, что это один из вариантов попытки получать электроэнергию в значительных объемах, условно, дешевую. Это хороший вариант, это нужно делать. У нас альтернативы другой нет, чем заместить. Солнечная генерация, ветровая генерации? Можно их настроить, но останется ключевой вопрос: кто будет обеспечивать базовое производство электроэнергии, когда ветряки не дуют, а солнце не светит?" — говорит Юрий Корольчук.
Именно дешевая атомная электроэнергия позволяет сохранять тарифы для населения. Однако, есть ли деньги у воюющего государства на такое большое строительство?
Важно Украина покупает два реактора для Хмельницкой АЭС у Болгарии: подробности"После последних ракетных атак и обстрелов мы потеряли 40-45% генерации. Мы тяжело прошли декабрь 2023 года. Что нас спасло? Импорт и теплая зима. Сейчас у нас повреждены ДнепроГЭС, ДТЭК говорил о повреждении 80% объектов, некоторые из которых восстановлению не подлежат, Центрэнерго сообщил об уничтожении 100% генерации. Сам министр сообщил о потере 7 гВт, что является 40-45% из того, что было в прошлом году. Поэтому, как мы будем проходить следующий зимний период, неизвестно. Особенно, учитывая такие ситуации, как в Харькове, уничтожение Змиевской ТЭС, Трипольской ТЭС. Сейчас речь идет о выживании. Даже если строить, то минимум через 10 лет все это заработает", — считает Ольга Кошарная.
После последних ракетных атак и обстрелов мы потеряли 40-45% генерации. Украина тяжело прошла декабрь 2023 года. Спасли импорт и теплая зима
"Я не вижу логики покупать сегодня ни у болгар, ни у американцев. Потому что в условиях войны мы не способны будем довести все это до завершения. У нас просто не хватит денег. Если даже считать по 5 млрд за блок, умножив на четыре, получится уже 20 млрд долларов. Я даже не представляю, где можно взять эти деньги", — говорит Юрий Кольчук.
Между тем, по словам министра Германа Галущенко, летом-осенью 2024 года строительство энергоблоков уже начнут.