Марш-марш правой: кто будет дружить с Украиной после выборов в Европарламент/Эксперты фиксируют усиление правых сил в ЕС, однако это нас не должно пугать
Марш-марш правой: кто будет дружить с Украиной после выборов в Европарламент/Эксперты фиксируют усиление правых сил в ЕС, однако это нас не должно пугать

Марш-марш правой: кто будет дружить с Украиной после выборов в Европарламент/Эксперты фиксируют усиление правых сил в ЕС, однако это нас не должно пугать

Уже в июне Европу ждут политические изменения, рискующие стать эпохальными. На выборах в Европарламент ожидается усиление правых сил. И это может сыграть как в минус Украине, так и в плюс. Детальнее – в материале "Апострофа".

В чем важность Европарламента

Несмотря на то, что на внешнюю политику и политику безопасности Европарламент влияет мало, время от времени евродепутаты осуществляют демонстрационные действия, чтобы повлиять на те или иные фундаментальные процессы в Европе. Последний яркий пример произошел на прошлой неделе, когда Европарламент отказался принимать решение по финансированию Совета ЕС, пока страны Евросоюза не примут решение по обеспечению Украины дополнительными системами Patriot.

Собственно две ключевые функции Европарламента сводятся к следующему: этот орган избирает главу Европейской комиссии и утверждает бюджет Евросоюза.

"Они (выборы – "Апостроф") будут оказывать непосредственное влияние на то, каким будет формат будущей Европейской комиссии, и кто из политических крупных групп в Европе станет лидирующей и будет формировать повестку дня", - говорит "Апострофу" советник Центра экономического восстановления Иван Нагорняк.

Итак, переизберется ли Урсула фон дер Ляен на новый срок, и кто будет в ее команде – в значительной степени зависит от евродепутатов, которые этой осенью должны утвердить новые кандидатуры большинством голосов.

Небольшой ликбез: В Европарламент депутатов выбирают по пропорциональной системе: В каждой стране партии выдвигают списки. А после избрания евродепутаты формируют фракции – в основном на идеологической основе. То есть немецкие правоцентристы из ХДС/ХСС могут сотрудничать с польской "Гражданской платформой" Туска. В то же время в некоторых моментах они могут выступать против немецких же социал-демократов или польской "Право и справедливость".

Основными политическими группами в Европарламенте являются правоцентристская Европейская народная партия (EPP), левоцентристские "Социалисты и демократы" (S&D), центристская "Обновление Европы" (RE). Они составляли коалицию в течение нынешнего созыва, однако достаточно хрупкую. Постоянно приходилось привлекать то "зеленых" (G/EFA), то кого-то из правых.

Опросы свидетельствуют, что члены нынешней коалиции лишатся некоторых позиций. Зато правые фракции усилятся. В какой степени – вопрос ближайших недель и агрессивности избирательных кампаний. А еще – возможное внешнее вмешательство.

Правые и с чем их есть

В этом созыве правые представлены двумя фракциями: Европейская группа консерваторов и реформистов (ECR) и ультраправая "Идентичность и демократия" (ID). Наиболее известные представители последней – радикальная "Альтернатива для Германии".

Причины роста популярности правых в Европе разные. Прежде всего, речь идет об изменениях в повседневной жизни людей. Это и эффекты климатических изменений, рост иммиграции, дестабилизация ситуации с безопасностью в Европе, говорит аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы Андреас Умланд.

"У людей есть ощущение, что это меняется. Неуверенность в правильности собственной политической системы, правильности идей европейской интеграции в западном альянсе создают почву для антисистемных партий, которые рисуют картину альтернативной системы, которая будет якобы более стабильной или более эффективной. Совпадение нескольких кризисов, в том числе и появление искусственного интеллекта, создающего ощущение неопределенности будущего, возможно, даже паники. И правые популисты работают с этими чувствами", - отмечает эксперт в комментарии "Апострофу".

Конечно, в каждой стране своя ситуация и разное количество нерешенных проблем.

"Есть страны, которые проголосуют за несистемных политиков в большей степени, чем другие. Это Германия, Франция, и также высокий уровень поддержки имеют такие политики в Италии. А если мы отойдем от западной Европы, то увидим, что такие настроения растут в Польше. За немейнстримные партии могут проголосовать и в Скандинавии, но в меньшей степени", - подчеркивает в разговоре с "Апострофом" доктор Стефано Брагироли из Института политических исследований Йохана Скитте в Тартуском университете.

Кроме того, у правых очень разное понимание угроз для Европы и отношения к России. И, наконец, друг к другу. Поэтому такая раздробленность правых групп открывает широкие перспективы.

"Так называемые "Шведские демократы" или "Братья Италии" таки поддерживают Украину. "Альтернатива для Германии" сейчас является одной из самых праворадикальных партий и важнейшей пророссийской силой в ЕС. Уже можно было услышать даже от Марин Ле Пен, что она осуждает российскую войну с Украиной. Немецкая партия пока тяжело меняет свою позицию. Хотя мне кажется, что для нее пророссийская позиция является проблемой", - добавляет Андреас Умланд.

Поэтому особенным является внимание именно на тех правых, которые понимают угрозу со стороны России.

"Эта группа правых, в принципе, для Украины как минимум не делает никакого негатива, а как максимум может даже сыграть, даже усилить те нарративы, которые мы продвигаем в Европейском Союзе – что нужно больше тратить на оборону, готовиться к возможной провокации со стороны Российской Федерации, и Европа должна брать больше ответственности за безопасность на континенте. А другие группы в Европейском парламенте, более либеральные, они с осторожностью смотрят на такое оборонное усиление", - отмечает Иван Нагорняк.

Потенциально все это может вызвать некоторые проблемы с коммуникацией, ведь чем больше групп участвуют в переговорах, тем сложнее найти общий знаменатель.

Украинский интерес

Другая составляющая работы Европарламента касается ежедневной работы – голосования за резолюции, использование Европарламента как трибуны для дискуссий и т.д. И здесь уже есть наработанные методы общения с евродепутатами.

"Например, мой знакомый, входивший в политическую группу европейских консерваторов, он сейчас является кандидатом от Польши и возможно станет депутатом Европейского парламента. Понятно, что я буду пытаться поддерживать с ним контакты и пытаться продвигать наши интересы с его помощью, поэтому что он очень относится положительно к Украине", - говорит в комментарии "Апострофу" народный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко.

По его словам, также активно ведется работа между отдельными комитетами Верховной Рады и комитетом Европарламента. А также осуществляются визиты евродепутатов в Украину. Что касается "радикалов", то и здесь есть рецепт, как с ними себя вести.

“С одной стороны, нужно проявлять жесткость, если они проявляют такое пророссийское настроение или распространяют российские нарративы. А с другой стороны, сохранять, возможно, какую-то коммуникацию с ними, пытаясь хотя бы минимизировать тот ущерб, который они могут нанести", - добавляет Александр Мережко.

И не стоит забывать об еще одном эффекте предстоящих выборов – возможном изменении позиции мейнстримных политиков.

"Как ни странно, выборы в Европарламент могут стать даже положительным фактором. Партии будут демонстрировать поддержку Украине не только по ценностным соображениям, но и в расчетах на электоральную поддержку. Например, у нас есть феномен Бориса Песториуса – министра обороны Германии. Он занял очень выраженную проукраинскую позицию, особенно в своей Социал-Демократической партии. И он сегодня самый популярный политик Германии. Обогнал своего формального шефа и лидера социал-демократов Олафа Шольца", - резюмирует Андреас Умланд.

Теги по теме
Украина Россия война Евросоюз выборы Европарламент
Источник материала
loader
loader