В этот день, ровно 97 лет назад в США была образована компания Twin Coach, прославившаяся своими новаторскими автобусами.
Еще в 1922 году братья Фагеоль на своем автозаводе в городе Окленд, штат Калифорния начали выпускать оригинальные городские автобусы на 17 – 20 мест, под маркой Fageol.
Автобус Fageol
Эти машины с низким центром тяжести обладали высокой устойчивостью и получили соответствующее имя – Safety Bus («Безопасный автобус»). Успех на рынке был огромным, и уже в 1925 году братья открыли чисто автобусный завод в городе Кент, штат Огайо.
Двухмоторный Twin Coach Model 40
А в 1927 году братьями овладела новая идея: выпускать междугородные автобусы особо большой вместимости – и при этом с двумя моторами каждый, дабы обеспечить хорошую динамику. Двигатели располагались в пределах колесной базы, по бокам кузова.
Twin Coach Model 40
Под эту идею и поменяли название фирмы – на Twin Coach («Двойной автобус»). Ко всему прочему эта машина была длиннее всех тогдашних конкурентов где-то на треть и вмещала 40 пассажиров. Отметим, что ее громадный успех побудил и другие фирмы к выпуску машин такого же класса.
З випущених 1000 одиниць двомоторних автобусів Twin Coach Model 40 збереглося лише чотири екземпляри
Развозной фургон Twin Coach (1935 г.) в музее Кey Museum в Измире, 2018 г. Фото автора
А в 1929 году в производственной программе появились и другие машины – тоже оригинальные: городской переднемоторный автобус малого класса, на 17 – 20 мест, и однотонный фургончик – с бензиновым либо электрическим мотором. Эти машины, как и «старшие братья», выпускались до 1936 года.
Развозной фургон Twin Coach (1935 г.)
Уже в 1934 году начался выпуск и заднемоторных автобусов. Интересно, что на некоторых из них двигатель находился не позади ведущей оси, а прямо над ней. И потому карданный вал был расположен не горизонтально, а вертикально.
Автобус Twin Сoach (1937 г.)
Особо нужно отметить, что в 1939 году фирма Twin Coach – впервые в США – стала выпускать и автобусы с дизелями. А затем было изготовлено 300 больших дизель-электрических машин и некоторое количество газоэлектрических. Последние работали в основном в Нью-Йорке.
Автобус Twin Сoach (1937 г.)
Следует упомянуть и оригинальный опытный дизель-электрический автобус Super Twin – на 56 пассажиров. Четырехосная модель имела колеса, расположенные симметрично по длине машины, и внешне напоминала сочлененную, хотя таковой, полноценной не была: прицеп был подвижный только в вертикальной плоскости. Для улучшения маневренности колеса последней оси сделаны поворотными.
Twin Coach Super Twin
В 1943 года выпуск автобусов в США был прекращен вообще. А после войны фирма Twin Coach стала производить совершенно новые машины. Их дизайн разработал стилист Дуайт Остин (Dwight Austin). Характерное ветровое стекло состояло из шести частей и эту эффектную форму позаимствовал ряд других производителей автобусов.
Twin Coach Model 30 – 1939 г.
В этот период завод фирмы в Кенте запустил в производство новые двигатели – 6-цилиндровые, бензиновые, с высокой степенью сжатия и небольшие по весу. Их планировали размещать под полом междугородных автобусов, чтобы максимально увеличить полезную площадь салона. Но потребители все чаще предпочитали дизели и сбыт начал катастрофически падать.
Twin Coach Model 44 – 1947 г.
Чтобы как-то увеличить продажи, фирма в 1950 году запустила в производство модель с мотором на дешевом тогда сжиженном газе – пропане. Но интерес перевозчиков к этой машине был недолгим. И в 1953 году компания Twin Coach выпуск автобусов прекратила, а основные производственные площади продала.