В поселке Бородянка Киевской области до полномасштабного вторжения России проживало 13 тысяч человек. Начало войны было страшным — российская авиация сбрасывала на жилые дома тяжелые авиабомбы, а оккупанты из военной техники обстреливали частное жилье.
1 апреля 2022 года Вооруженные силы Украины освободили поселок, но даже два года спустя городок не может оправиться от того бедствия, которое наделала Россия. Многих погибших не могут идентифицировать, а кто-то до сих пор считается пропавшим без вести.
И. о. поселкового главы Ирина Захарченко рассказала журналистке Фактов ICTV Наталье Кулик о периоде начала оккупации врагом Бородянки.
Авиация РФ сбрасывала бомбы на многоэтажки
По словам Ирины Захарченко, 1 и 2 марта 2022 года были едва ли не самыми тяжелыми днями. Колонны врага постоянно продвигались. Российская авиация сбрасывала авиабомбы на дома.
— 1 марта две первые авиабомбы с интервалом буквально несколько секунд прилетели именно в эти два дома. У нас в каждом доме от 50 до 150 человек сидели в подвалах… В один было прямое попадание — погибли восемь человек. Среди них — мои соседи, — отметила она.
Однако подвалы, как оказалось, не спасают, потому что от авиаударов людей там просто похоронило.
В некоторых подвалах не было условий, поэтому люди прятались в соседних домах.
Фото: Факти ICTV
Шли колонны вражеской техники
По словам Ирины Захарченко, в начале вторжения мобильная связь еще функционировала, но у людей не было понимания, что делать.
Вражеские колонны постоянно шли, интервал между ними мог быть один — три часа.
— За этот период мы с соседями насчитали 867 единиц техники — это то, что только на нашем кругу. Они шли на Макаров, чтобы прорваться на Житомирскую трассу. Это была разная техника, — рассказала поселковый глава.
Как жили люди в подвалах
Было так, что людям по 4-5 часов приходилось сидеть в подвалах. Было очень холодно, ведь это конец февраля — начало марта. В некоторых подвалах были розетки, там ставили обогреватели.
— К нам приходили ребята из теробороны, мы ставили чайник, делали бутерброды… Было очень сложно с лекарствами. Случилось так, что разбомбили аптеку из танка, и мы попросили владельца, уже не помню его имя, чтобы нам по списку собрали лекарства. Это в основном от гипертонии, сердечные, — говорит Ирина Захарченко.
Как-то за лекарствами побежал ее сын, и его не было полтора часа. Женщина позвонила ему, а тот сказал, что лежит за гаражом, потому что идут сильные обстрелы.
1 марта было невероятно страшно. В одном подвале сидело 45 человек, из них семеро — дети. Самому маленькому тогда было 11 месяцев. Люди боялись, что если упадет авиабомба, то их просто засыплет.
— Когда выбежали на улицу, то увидели, что все пылает, машины горят, опоры лежат. Газовую трубу разорвало, она пылала. Но мужчины сориентировались, знали, где центральный вентиль. Побежали перекрыли, перекрыли. Я очень боялась, чтобы не было взрыва газа, — рассказала Ирина Захарченко.
Люди прятались в поле
Getty Images
По словам женщины, люди не знали, что делать, где лучше спрятаться. И первое, что пришло в голову, просто бежать в поле, потому что вряд ли россияне будут сбрасывать авиабомбы прямо на землю.
150-200 человек побежали в поле и решили спрятаться в канаве в траве. Взрослые прикрывали собой детей. Но над ними пролетали вражеские вертолеты с нарисованными V-шками, и люди испугались, что их могут начать расстреливать. Тогда было очень страшно, говорит Ирина Захарченко.
Впоследствии решили переночевать в подвале полуразрушенного детского сада. Со второго этажа сбрасывали матрасы, подушки. Стелили и так размещали людей.
Как выезжали из Бородянки
Ирина Захарченко рассказала, что на следующий день приехал эвакуационный автобус, потом еще грузовая Газель. Кто не имел своих автомобилей, то в грузовых машинах выезжал, с котами, собаками, которых, кстати, и в подвалы брали.
— Сейчас, когда смотришь новости, что в 5 утра разбомбили Харьков, прилетело в Одессу. Я понимаю всех тех людей, потому что мы такое же пережили 1 и 2 марта 2022 года, — отметила поселковый глава.
Людей пытались достать из-под завалов
По словам Ирины, 2 марта 2022 года приехал экскаватор, чтобы раскопать завалы и помочь людям выбраться. Женщина надеялась, что техника сможет откопать людей. Но экскаватору удалось только два ковша копнуть, как снова пошла вражеская техника, начались обстрелы в центре. И работать стало невозможно.
— Водитель экскаватора тогда сказал: Извините, но у меня тоже дети, должен ехать домой, — вспоминает Ирина Захарченко.
2 марта вечером вообще ничего невозможно было делать, потому что территория была полностью оккупирована россиянами. А 7 марта, когда ребята из ТрО помогали выезжать людям, то опасно было даже просто перейти дорогу на ту сторону.
Погибшие и пропавшие без вести гражданские
По словам Ирины Захарченко, многие люди считаются пропавшими без вести, потому что даже те останки, которые откопали, просто невозможно идентифицировать — настолько обгорели тела. Даже экспертиза ДНК не показывает, где чьи останки.
— К сожалению, может быть так, что мы уже и никогда не узнаем. Например, мои знакомые похоронили маму. И нет уверенности, что это именно их мама, — рассказывает Ирина Захарченко.
Сколько погибших бородянцев
На сегодняшний день невозможно сказать, сколько погибших — это около 300. Пропавших без вести — до 50 человек.
— В прошлом году раскопали могилу, где нашли расстрелянных жителей. А сколько еще таких может быть находок — на это уйдут десятки лет, — считает Ирина Захарченко.
Людям трудно возвращаться
Женщина рассказала, как первые полгода не могла зайти во двор своего дома, не могла подняться на этаж и посмотреть, что с ее квартирой.
— Каждый раз, когда я проезжала мимо, я просто плакала… Весь наш массив жил, особенно наши два дома, как одна семья. Каждый год выходили на обустройство детских площадок… — говорит Ирина.
Еще она вспомнила семью, с которой дружила ее семья, — это Алена и Сергей, они погибли. Их младшую дочь сейчас воспитывает бабушка. Как-то я написала родителям Сергея и Алены, что частичка моего сердца остались в подвале вместе с людьми.
Важно не забывать пережитое
Фото: Факти ICTV
По словам Ирины Захарченко, очень важно, чтобы люди не забывали ту боль, которую пережили, и понимали тех, кто сейчас похожий террор переживает в других городах.
Что касается мирового сообщества, то, по ее мнению, мир не устал от войны в Украине — мир просто ее не понимает, потому что не переживает такое.
Сейчас никого нет
Жительница Бородянки Оксана Короник рассказала, что в 2012 году вместе с мужем купили в многоэтажке квартиру, а теперь их дом стоит разрушенный.
Фото: Факти ICTV
По ее словам, все жители соседних домов были как одна семья — обустраивали детские площадки, убирали территорию. Весной, летом во дворе на каждой скамейке сидели соседи, с каждым можно было поговорить. И люди были рады такой жизни. А сейчас нет никого.
Даже спустя два года после оккупации поселка женщина со слезами вспоминает те события.
— У нас здесь садик. Утром как проходили, то слышали шум детей. А сейчас этого нет. Очень больно. Эта пустота и еще темень вечером. Идешь — как будто в пропасть какую-то падаешь. Еще мозг не пропускал эту информацию. И даже сейчас не пропускает. Это такая боль, а сейчас еще и ненависть… — рассказывает Оксана Короник.
Женщина рассказала, как 1 марта 2022 года первая авиабомба прилетела именно в их дом. Она искренне не понимает, почему так произошло, что вместо того, чтобы быть в своей квартире, тогда вынуждена была прятаться в подвале.
В подвале ее дома тогда спасалось очень много людей, но случилось так, что от авиаудара семеро погибли. Затем родители с маленькими детьми на руках убегали в поле.
— Почему эти люди погибли? Одна из них была медсестрой, она спасала людей. Почему она погибла? Потому что просто кому-то захотелось сбросить авиабомбу. Женщина погибла вместе с мужем, а их дети живы — они с бабушками сидели там дальше в подвале, — рассказывает Оксана Короник.
По ее словам, спасти людей невозможно было, потому что на них упало пять этажей.
Еще одна семья погибла от того авиаудара — мама с сыном пришли в свою квартиру за документами. От них ничего не осталось.
Петушок несокрушимости
Фото: Елизавета Серватинская/Национальный музей Революции Достоинства
Еще женщина показала дом, в котором родилась и жила со своими родителями. Дом тоже стоит разрушенный и сгоревший. Трещина между фасадом и внутренними стенами только увеличивается.
— Мы здесь жили с родителями. Мой папа строил этот дом, а потом получил здесь квартиру. Я родила здесь своих детей — двух сыновей. Жили мы здесь до 2012 года… И там на четвертом этаже находится тот петушок (кувшин в форме петуха) — наш символ несокрушимости. А теперь тут все вот так, пришли освободители, — рассказала Оксана Короник.
Она вспоминает, что рядом с их домом был ресторан, где постоянно гуляли свадьбы, выпускные — и хорошо было за этим всем наблюдать. А теперь нет ничего — все сгорело.
Сначала в дом попала авиабомба, а потом оккупанты ехали и стреляли из танков.
Женщина жалеет, что не осталось фотографий родителей. Об уничтоженных вещах не жалеет, а вот памяти о родителях не осталось.
Восстановление Бородянки
— Мы начали активную фазу восстановления с ноября 2023 года. Утвердили все земельные участки. На этот год у нас осталось только 20 земельных участков под многоэтажки. Но пока зашли подрядчики на капитальные ремонты… На сегодня девять домов демонтировали полностью, и продолжается их проектирование. В капитальном ремонте — 17 домов. Сейчас заходят пять застройщиков еще на пять домов, и до конца апреля мы должны выйти на 36 объектов в этом году. Это на капитальный ремонт, — заявила и. о. поселкового главы Бородянки Ирина Захарченко.
Еще она рассказала, что очень пострадало село Загальцы — там каждый второй дом сравняли с землей.
Сейчас город подписал меморандум с организацией, которая будет разминировать Бородянку бесплатно — речь идет о 250 га.
В прошлом году с весны по ноябрь в Бородянке вообще ничего не делалось для восстановления.
Getty Images
Активную фазу местные власти начали с 19 ноября 2023 года. Сейчас еженедельно прорабатывают проблемные вопросы, которых еще очень много, потому что реально много разрушений.
Ирина Захарченко отметила, что когда начнется восстановление страны, то Бородянка вполне может давать консультации и советы, как лучше делать, чтобы избежать ошибок.