По дороге в ЕС: цены на топливо будут расти до 2028 года
По дороге в ЕС: цены на топливо будут расти до 2028 года

По дороге в ЕС: цены на топливо будут расти до 2028 года

Аргумент: стандарты ЕС.

22 марта 2024 года правительство предложило постепенное повышение акциза на топливо до 2028 года.

Таким образом ставки акцизного налога приблизятся к минимальному уровню, установленному в ЕС.

"Пересмотр акцизов обусловлен необходимостью приближения национального законодательства к законодательству Европейского Союза, что является сейчас актуальным, учитывая получение Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС",- говорится в сообщении.

Законопроект уже получил одобрение Кабмина, однако это не означает, что его обязательно примет Верховная Рада.

Последнее слово будет за депутатами.

Впрочем, несмотря на ожидаемую непопулярность такого закона, парламент его скорее примет, чем отклонит.

Ведь то, что касается гармонизации с европейским законодательством, обычно не встречает возражений ни у большинства, ни у оппозиции.

На данный момент ставка акциза для бензина составляет 213,5 евро за 1000 литров, для дизельного топлива - 139,5 евро, автогаза - 52 евро, альтернативного топлива - 162 евро.

В законопроекте предлагается поднимать ее постепенно до 2027 года включительно.

Согласно разработанному законопроекту поэтапное повышение акциза на топливо будет таким:.

2024 год:.

бензин - 242,60 евро; дизтопливо - 177,6 евро; автогаз - 55,6 евро; альтернативное топливо - 184,08 евро.

2025 год:.

бензин - 271,7 евро; дизтопливо - 215,7 евро; автогаз - 59,2 евро; альтернативное топливо - 206,16 евро.

2026 год:.

бензин - 300,8 евро; дизтопливо - 253,8 евро; автогаз - 62,8 евро; альтернативное топливо - 228,24 евро.

2027 год:.

бензин - 329,9 евро; дизтопливо - 291,9 евро; автогаз - 66,4 евро; альтернативное топливо - 250,32 евро.

2028 год:.

бензин - 359 евро; дизтопливо - 300 евро; автогаз - 70 евро; альтернативное топливо - 272,4 евро.

Как сообщили в Минфине, реализация законопроекта позволит обеспечить дополнительные поступления в госбюджет во втором полугодии 2024 года:.

от операций по реализации горючего - на 1,6 млрд грн в среднем за месяц.

Из них 1,3 млрд грн от акцизного налога и 292 млн грн от налога на добавленную стоимость; от операций по реализации промежуточных продуктов - на 4,5 млн грн в месяц от акцизного налога.

К слову, некоторые эксперты не видят связи между поднятием цен на топливо и требованиями ЕС.

Как пишет старший аналитик Института социально экономической трансформации Вячеслав Черкашин на своей странице в Facebook, "рядовой гражданин скорее всего будет считать повышение акцизов на топливо правильным и неизбежным, учитывая необходимость выполнения страной своих обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС (СА), и как бесспорное требование по подтверждению Украиной своего статуса страны-кандидата в члены ЕС (так называемые 7 критериев на вступление)".

"Однако, предложенный правительством рост акцизов на 2024-2028 годы, не касается ни первого документа (СА), ни второго (7 критериев).

Иначе говоря, не соответствует действительности и является грубой манипуляцией.

Сроки имплементации положений Директивы Совета 2003/96/ЕС, как раз содержащей минимальные уровни ставок на топливо (в ANNEX I), определены в СА как "постепенно, исходя из будущих потребностей Украины" (смотрим Приложение XXVIII).

То есть, там вообще нет ничего о 2028 году, который вдруг стал целевым для достижения минимального уровня ставок (или любой другой год).

А в семи критериях, которые были установлены Украине Еврокомиссией для получения статуса кандидата на вступление в ЕС, полная пустота о налогах, тем более о поднятии акцизного налога на топливо",- пишет Черкашин.

Он приходит к выводу, что с середины 2022 года власть в налоговой сфере говорит на языке искажений.

Однако, как отмечалось выше, Рада, скорее всего поддержит правительственный законопроект.

Поэтому интересно, насколько подорожает топливо, если закон будет принят.

Несколько волн роста цен.

Основатель сети АЗС Дмитрий Левушкин в эфире телеканала Киев24 прогнозирует две волны подорожания топлива в Украине до конца года.

Первая волна ожидается в конце второго квартала.

Дизельное топливо подорожает на 2 грн за литр, бензин - на 1,5 грн.

"Но вторая волна до конца года будет более весомой.

Она совпадает с законом о минимальных остатках, которые обяжут всех импортеров сохранять 3% от общего импорта.

Это также надо понимать, что это еще +1,5 грн.

И, если примут закон об акцизах, до конца года еще будет увеличение дополнительное на 3 грн",- говорит Левушкин.

В свою очередь, руководитель Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн спрогнозировал, что принятие законопроекта об увеличении акцизов на топливо приведет к росту стоимости бензина и дизельного топлива в течение 5 лет на 7,3 и 9,6 грн/л соответственно.

"А теперь внимание, хит: на сжиженный газ акциз предложено повысить с 52 до 70 евро/1000 л.

То есть на 0,9 грн/л.

За 5 лет.

То есть те, кто последние 15 лет платил самые большие налоги на бензин, будут платить еще больше.

Достаточно небольшой акциз на дизель теперь догоняет бензин, поэтому его покупателям тоже придется платить почти по максимуму",- подчеркивает эксперт на своей странице в Facebook.

Иными словами, для потребителей сжиженного газа ничего не меняется.

"Согласно правительственному проекту, со второго полугодия 2024 года акциз на бензин добавит себестоимости бензина 1,5 грн/л, ДТ - 1,10, а газа - 18 копеек.

Иначе говоря, бюджет воюющей страны снова будут наполнять потребители бензина и дизеля, тогда как для покупателей сжиженного газа фактически продлены налоговые каникулы",- отмечает эксперт.

Куюн утверждает, что в парламенте на пути установления "акцизной" справедливости всегда становился популизм.

Мол, газ - это социальное топливо, нельзя повышать на него налоги.

"При этом о защите и интересах потребителей бензина и дизтоплива, которых гораздо больше, чем потребителей LPG, и которые на самом деле наполняют бюджет, чиновники и политики почему-то не парятся, а сейчас хотят дополнительно усилить на них фискальное давление",- делает вывод эксперт.

Валерия Шипуля.

Теги по теме
Евросоюз Кабмин Законопроект
Источник материала
loader
loader