Почему молодежь не хочет идти преподавать?
Статистика показывает, что средний возраст украинского учителя составляет 46 лет. В то же время доля педагогов в возрасте до 25 лет в стране всего 5%, в то время как учителей старше 50 лет – втрое больше, 15%. Почему молодежь не спешит работать в школе и что можно сделать, чтобы изменить эту тенденцию?
Низкая зарплата, бюрократия и истощение
Эксперт центра CEDOS Ирина Когут видит три ключевые причины, почему выпускники педагогических вузов выбирают другие сферы деятельности, как информирует портал expres.online. Во-первых, невысокая на старте карьеры зарплата молодых специалистов, ведь оплата труда учителей остается нерыночной. Во-вторых, чрезмерная забюрократизированность профессии: кроме непосредственных обязанностей от учителей требуют дополнительных активностей. В-третьих, работа педагога эмоционально и физически утомительна, особенно на фоне постоянной коммуникации с учениками и родителями.
Отсутствие престижа и качественного развития
Основатель компании Setstud Александр Кондратюк отмечает отсутствие престижа учительской профессии в обществе. Хотя в последнее десятилетие министры образования неоднократно обещали повысить статус педагогов путем увеличения зарплат, заметных сдвигов не произошло. Молодые математики и физики часто выбирают высокооплачиваемую ИТ-отрасль. Кроме того, отсутствуют качественные курсы повышения квалификации для учителей, где опытные наставники делились бы методиками эффективного преподавания.
Финансовые стимулы и взаимное обучение
Для содержания молодых педагогов в начале карьеры Ирина Когут предлагает ввести денежные поощрения в виде ежемесячных бонусов или выплат в конце года. Это помогло бы снизить отток кадров после нескольких лет работы в школе.
По словам Александра Кондратюка, оптимальной была бы ситуация, когда среди учителей насчитывалось бы по крайней мере 20% молодых специалистов вместо нынешних 5%. Это способствовало бы взаимному обмену опытом, ведь молодые педагоги легче внедряют инновации и обладают новейшими технологиями, а старшие коллеги имеют многолетнюю практику.
Следовательно, для привлечения и содержания молодых учителей необходимо повысить оплату их труда, особенно в начале карьеры, ослабить бюрократическое бремя, обеспечить качественное непрерывное обучение и содействовать взаимодействию разных поколений педагогов.
"Телеграф" ранее писал, на каком языке обязан говорить учитель с учениками. Дополнительно "Телеграф" сообщал о реформе высшего образования в Украине.