В Украине снова дорожают бензин и дизельное топливо. Заметный рост цен наблюдается с середины марта. При этом стоимость автогаза остается, фактически, стабильной. "Апостроф" разбирался, что происходит на рынке нефтепродуктов, и какое отношение к ситуации на нем имеют беженцы и мобилизация.
Нефть дорожает, гривна дешевеет
После трехмесячной стабильности рынок автомобильного топлива снова преподносит владельцам автомобилей неприятные сюрпризы. За последние десять дней цены на бензин и дизель в наиболее крупных сетях выросли на 2 гривны, достигнув 57 гривен за литр. Более мелкие сети немного отстают, но также повышают стоимость горючего. Таким образом, в среднем по Украине литр горючего подорожал на 1,2-1,3 гривны. По состоянию на 20 марта, средняя цена бензина А-95 на АЗС составляла 53 гривны/литр, дизеля – 53,4 гривны/литр.
"Главная причина роста цен на горючее – изменение мировой конъюнктуры , – рассказал "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. – В начале года баррель нефти стоил 77 долларов. Сейчас цена повысилась до 86 долларов. То есть подорожание составило более 10%. Конечно, это влечет за собой и повышение цен на горючее".
Есть также и внутриукраинские факторы, которые подталкивают цены вверх.
"Поскольку на сегодня практически все мощности по производству нефтепродуктов в Украине разрушены, рынок заполнен импортным горючим. Поэтому на его цену оказывает большое влияние курс национальной валюты. А он в последнее время постепенно снижается. Если в начале года курс доллара составлял 37,9 гривны, то сейчас он достигает 39,3 гривны. Это приводит к повышению цен на импортные товары", - пояснил в разговоре с изданием эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко.
Подорожание могло бы произойти и раньше, поскольку и цены на нефть, и курс доллара растут уже несколько месяцев, однако до последнего времени рынок сохранял стабильность. По мнению экспертов, такое отставание обусловлено тем, что в Украине действуют достаточно мощные факторы, сдерживающие рост цен.
"Главный из них – низкий спрос на топливо, – говорит Александр Сиренко. – К сожалению, экономика восстанавливается очень низкими темпами, поэтому мы не видим повышения спроса со стороны бизнеса. Единственная отрасль, которая начала потреблять больше горючего, – логистика. Сейчас увеличилась перевозка грузов фурами, что приводит к некоторому увеличению спроса и помогает поддерживать работу сетей" .
Население тоже не создает высокого спроса.
"За границу выехало очень много людей с машинами, и они не спешат возвращаться домой , – говорит эксперт. – Кроме того, сокращению спроса на топливо способствует мобилизация – среди тех, кто пополняет ряды ВСУ, достаточно много автовладельцев, и, соответственно, они перестают покупать бензин".
При этом конкуренция на рынке горючего за последние годы значительно возросла: "После полномасштабного российского вторжения на рынке сформировалась очень высокая маржа. И это привлекает на него новых участников. Поэтому конкуренция в этом секторе значительно усилилась, что способствует стабилизации цен" .
Слишком много лучше, чем слишком мало
Еще одна причина того, что цены начали повышаться только сейчас, состоит в том, что на рынке наблюдается избыток топлива.
"При планировании закупок горючего трейдеры ориентировались на показатели прошлого года, - говорит Сергей Куюн. - Однако этот расчет оказался несколько завышенным, поскольку в прошлом году действовали особые обстоятельства: Европа готовилась к введению в феврале запрета на импорт российских нефтепродуктов, и были опасения, что это вызовет дефицит горючего на рынке. Поэтому правительство обратилось к нефтетрейдерам с призывом сделать запасы. Они откликнулись и завезли такое количество горючего, что его хватило торговать почти до лета. Так что, ориентируясь на показатели прошлого года, трейдеры вновь создали излишек товара на рынке" .
По словам эксперта, трейдеры надеялись, что по окончании рождественско-новогодних праздников спрос на горючее активизируется в январе-феврале, но этого не произошло. Так что до последнего времени на рынке присутствовало преимущественно горючее, закупленное еще в прошлом году.
"Однако сейчас запасы иссякают, - говорит Сергей Куюн. - И для продавцов пришло время привести цену в соответствие с заметно возросшими закупочными ценами".
Впрочем, хотя нефть подорожала с начала года на 12%, повышать цены в такой пропорции, по мнению экспертов, трейдеры не станут.
"Та корректировка на 2 гривны, которая произошла в последние дни, является достаточной, - говорит Сергей Куюн. - Поэтому крупные сети в ближайшее время повышать цены, скорее всего, не будут. Средние значения по рынку еще какое-то время будут расти из-за того, что будут подтягивать цены те трейдеры, которые не успели это сделать. После этого рынок стабилизируется".
Кстати, в отличие от бензина и дизеля цена на сжиженный автомобильный газ в последнее время остается практически неизменной и держится на уровне около 27,9 гривны за литр. Причина такой стабильности, по мнению экспертов, та же - низкий спрос.
"Цены на нефть выросли, курс гривни заметно снизился, - говорит Александр Сиренко. - При других обстоятельствах эти факторы уже вызвали бы всплеск цен на рынке. Однако этого не происходит. Хотя в Украину завозятся относительно небольшие объемы газа, аукционы по его продаже проходят без ажиотажа, и цена не растет – скорее всего, из-за того, что основным потребителем сжиженного газа является население. А оно в последнее время формирует низкий спрос".