Оборот оружия в Украине все же, похоже, решили либерализовать. В среду, 19 марта, Верховная Рада 300 голосами поддержала в первом чтении законопроект "Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины". Документ касается необходимости декларирования незарегистрированного огнестрельного оружия с последующим сохранением его у гражданина на период войны. Это не единственная законодательная инициатива по легализации оружия. Речь идет также об отмене уголовного дела по незаконному хранению и производству оружия, за которое предусмотрено от трех до семи лет заключения. Почему депутаты выступают с такими инициативами и какие они могут иметь последствия, разбирался "Апостроф".
В последнее время в Украине регулярно возникают инициативы по смягчению ситуации с оружием на руках у украинцев. Поводов для этого достаточно. Яркий случай произошел на Киевщине: 18 марта в селе Требухов у 40-летнего жителя нашли дома 1200 патронов калибра 5,45 и 7,62 мм, 12 гранат, дымовую шашку и 2 ручных гранатомета. Муж якобы нашел такой арсенал на бывших оккупированных территориях Броварского района. Теперь ему грозит до семи лет заключения.
Однако уже в ближайшее время подобные дела могут исчезнуть. Народные депутаты законопроектом №11073 предлагают отменить уголовную ответственность за хранение и изготовление оружия – изъять из Уголовного кодекса статьи 263 и 263-1.
Одна из причин – на прифронтовых территориях людям нужны средства самозащиты.
"У нас за последние два года ежегодно около пяти тысяч уголовных производств открываются из этой статьи, - говорит "Апострофу" одна из авторов инициативы, нардеп Александра Устинова от фракции "Голос" , - но в военное время, когда в начале полномасштабного вторжения людям раздавали оружие, для них это сейчас средство самозащиты".
Вместо тюрьмы депутаты предлагают оставить административное наказание, то есть штрафы, значительно их увеличив. В частности, до 960 – 2 280 грн за приобретение, хранение, ношение или передачу оружия без соответствующего разрешения. И от 17 до 34 тыс. грн за изготовление, переработку или ремонт оружия без лицензии.
Устранить противоречия
Вторая причина, почему депутаты хотят убрать уголовное наказание – нужно навести порядок в законодательстве.
Сейчас в Украине две параллельные нормы по хранению оружия. Статья о штрафах – 190 Кодекса Украины об административных правонарушениях. И упомянутые статьи 263 и 263-1 Уголовного кодекса.
Это открывало большие возможности для манипуляций, коррупции или банально улучшения статистики раскрытия преступлений.
"Когда у человека на блокпоста изымают три патрона, гранату или пистолет, или какое-то другое оружие, то следователь просто составляет показатель по статье 263, очень быстро получает вывод экспертизы, что вещь предназначена и пригодна для проведения выстрела, следовательно, это оружие. Далее соглашение (со следствием - "Апостроф") или условный приговор, и показатель для стражи порядка, что он раскрыл тяжкое преступление", - рассказывает "Апострофу" о типичной ситуации юрист Ассоциации владельцев оружия Виталий Коломиец.
Так что лишь штрафы вместо тюремных сроков должны отсеять такие "мелкие" случаи.
"Если у следователя не будет этой опции легких показателей и он будет изымать оружие, то у него будет стоять задача проверить на другие статьи Уголовного кодекса. Например, статья 410 "Присвоение или воровство военного имущества". И что мы в таком случае получим? Вместо формальных 5,5 тысячи уголовных правонарушений по 263 статье будет больше возможностей расследовать реальные преступления, связанные с оружием", - убежден Виталий Коломиец.
Фактор преступности
На распространение оружия среди преступников это не должно серьезно повлиять. По словам экс-главы МВД Владимира Полищука, само наличие оружия уже давно не является уголовным фактором возбуждения уголовного дела. Его рассматривают преимущественно в комплексе с другими возможными правонарушениями.
"Если организованная преступная группа существует, то правоохранители должны иметь другие оперативные данные, другие доказательства, которые примет суд – о том, что с помощью этого оружия готовились какие-то преступления. То есть главное здесь не самое орудие, а преступление, которое будет готовиться с помощью этого или другого оружия", - отмечает бывший милиционер.
Кроме того, действительно большие арсеналы спрятать не так уж легко.
"Конечно, скрыть какое-то оружие, как тяжелое оружие, это сложно и это почти нереально. И правоохранители также, я думаю, будут работать в том направлении, чтобы такого оружия у людей не было", - отмечает Владимир Полищук.
Но существует и другое мнение. Для нормальной работы правоохранительных органов нужны ресурсы – люди, техника и т.д. А сейчас они больше заняты борьбой с российским агрессором. По мнению эксперта по уголовному праву Григория Усатого, инициатива нардепов не решит проблему и приведет к непредсказуемым последствиям.
Хранение оружия – это так называемое продолжающееся преступление. Человек с гранатой или автоматом на дому может им никогда не воспользоваться. Но риск использования остается. Особенно когда количество стресса и психологических проблем из-за войны растет.
"У нас появится очень много вариантов безнаказанного использования оружия на улицах, рост уличной преступности, и помимо военных угроз, существующих от внешнего врага России, усилятся внутренние опасности для тех граждан, которые находятся на неоккупированных территориях. Вместо того чтобы принять соответствующий специальный закон, предлагают гибрид, который несоразмерен с теми задачами, которые ставятся – обеспечить безопасность украинцев", - убежден Григорий Усатый.
Системное решение
В более продолжительной перспективе МВД планирует, что все тяжелое оружие на руках у украинцев соберут, но после войны.
Законопроект о декларировании огнестрельного оружия (№9583) прошел первое чтение 20 марта. Планируется, что во время военного положения украинцы должны сообщить полицию о ее наличии. Однако во время военного положения ее можно будет хранить дома, очевидно, для самозащиты. Более серьезное вооружение, по планам депутатов, и в дальнейшем будет запрещено.
"Однозначно, что вне закона после войны – это гранатометы, они должны быть обязательно сданы в подразделения системы МВД", - недавно сообщил министр внутренних дел Игорь Клименко.
В целом правила игры по оружию на руках у украинцев должен установить другой более масштабный законопроект - "о праве на гражданское огнестрельное оружие" (№5708). Он важен не только для украинцев, но и для наших союзников из соображений безопасности.
"Из моего общения с большинством представителей посольств, один из первых вопросов - что вы будете делать с оружием. Потому что все понимают, что пока у нас вообще не урегулирован этот вопрос. До сих пор, третий год полномасштабной, и 10 лет войны, у нас нет закона об оружии", – отмечает Александра Устинова.
Законопроект находится в Верховной Раде с 2021 года. Однако в ближайшее время, по данным редакции, его принятия ожидать не стоит. Поэтому пока получение разрешений на оружие регулирует обычный приказ МВД под №622.
"Там наиболее серьезный камень преткновения – это закрепление норм о приобретении, хранении и использовании короткоствольного огнестрельного оружия. Это оружие скрытого ношения. Соответственно, оружейное лобби предлагает легализовать этот вариант и позволить гражданам свободно приобретать такое оружие. Очевидно, правоохранительные органы – против, потому что они понимают последствия использования такого оружия. И профилактику от преступлений им придется осуществлять", – говорит Григорий Усатый.
У Ассоциации владельцев оружия имеют свою версию, почему законопроект "залежался".
"Полиция и МВД хотят сохранять монополию и на этот рынок, и на это правоотношение. Им сейчас все удобно. Зачем людей, парламент слушать, когда ты сам своей инструкцией регулируешь это как хочешь. Определяешь себе объем полномочий. Что ты можешь проверять, как ты можешь проверять, кому давать, кому не давать оружие", – отмечает Виталий Коломиец.