Международный женский день в Украине, как и во всем мире, отмечают ежегодно 8 марта. До недавнего времени у нас этот праздник связывали с тюльпанами и весной, чему, кстати, особенно рады предприниматели цветочных магазинов.
Относительно 8 Марта уже несколько лет в нашей стране продолжаются дискуссии. Одни выступают за его отмену из-за стереотипного восприятия “праздника цветов и красоты”, другие — за переосмысление, ведь это дата о борьбе женщин за свои права. Но есть и те, которых устраивает любой формат прежде всего потому, что это выходной день на государственном уровне.
Факты ICTV пообщались с историком, кандидатом исторических наук и начальницей Северо-Восточного межрегионального отдела Украинского института национальной памяти Марией Тахтауловой по истории Международного дня борьбы за права женщин.
История 8 Марта — Международного женского дня
Как известно, женщины в Европе и США неоднократно выходили на демонстрации против дискриминации и создавали свои сообщества еще в XIX веке. В большинстве стран мира женщины были лишены значительной части прав, в частности не могли участвовать в выборах. Среди прочего, они призывали обеспечить женщинам равные с мужчинами условия оплаты труда.
Пикет группы суфражисток под стенами Палаты общин в Великобритании.
Что касается самого праздника, то 8 Марта зародилось в 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции в Копенгагене. Ее участницы поддержали предложение немецкой социалистки Клары Цеткин ежегодно отмечать День женщин в начале марта проведением демонстраций.
— Но существует еще версия о событиях в Нью-Йорке 1857 года, где якобы была забастовка работниц. А также о событиях в том же Нью-Йорке 1908 года относительно забастовки социалисток. Сейчас эти версии относительно Нью-Йорка серьезно исследователями не рассматриваются. В частности, считается, что именно эта встреча в Копенгагене заложила основу 8 Марта и к этому активно присоединилась Клара Цеткин. И вот демонстрации в этот день стали традиционными для Европы, — говорит Мария Тахтаулова.
Что касается тогдашней Российской империи, то особого размаха этот день там не приобрел. Историк отмечает, что патриархальное общество империи этому никоим образом не способствовало.
Впервые 8 Марта отмечали в Российской империи в 1913 году по инициативе РСДРП(б), а в 1914 году — впервые на украинской территории. В этот день по улицам Киева распространялись прокламации, которые призывали работниц к забастовке именно 23 февраля (8 марта по григорианскому календарю) в знак протеста против угнетения женщин.
Интересно, что российская революция началась 23 февраля 1917 года, что по новому стилю приходится именно на 8 марта. Тахтаулова отмечает, что поскольку большевики считали, что их путь к власти начался именно с 8 марта, то этот праздник приобретал дополнительный символизм для них и коммунистов.
Впервые после окончания Первой мировой войны и революции Международный женский день 8 Марта решили праздновать еще в 1921 году во время второй Коммунистической женской конференции. Но выходным днем в СССР он стал официально только в 1965 году.
От колхозницы до матери-героини и праздника весны
При тоталитарном режиме Москвы на территории порабощенных государств наблюдалась своеобразная эволюция этого праздника. Сначала пропаганда распространяла агитки, призывая женщин к свержению “кухонного рабства” и поощряя к работе на заводах и в колхозах.
Пропагандистский советский плакат к 8 Марта 1932 года. Автор агитплаката: Борис Дейкин
Большевики укореняли миф, что именно они якобы дали украинским женщинам все права и свободы, но, как доказывает история, это утверждение далеко от правды. Ведь еще в начале деятельности Украинской Центральной Рады среди 115 ее членов уже было 11 женщин. А по крайней мере с середины XIX в. в Украине женщины играли заметную роль в общественно-политической жизни.
Но в большевистских брошюрах женщинам, в том числе и украинкам, напоминали, что якобы их равенство было получено “не благодаря шумной либеральной борьбе суфражисток”, а “благодаря победе пролетариата”.
В своей статье Большевистские листовки и обращения в периодике с женскими маркерами историк Марина Воронина указывает, что к классическим фальсификатам можно отнести обращение губкомов КП(б)У в 1920 году Ко всем трудящимся женщинам:
— Кто дал ей свободу наравне с мужчиной? Кто построил дома рожениц, где она спокойно, не заботясь о завтрашнем дне, с помощью врача рожает здоровых детей, будущих борцов за свободу? Кто построил ясли для ребятишек, куда она может отдавать детей своих во время работы, уверенная в том, что ее ребенок находится под хорошим присмотром? Кто построил детские дома, откуда уже не выйдет какой-нибудь разгильдяй или хулиган на беду матери? Все это сделала советская власть!
Возвращаясь к трансформации праздника, Тахтаулова замечает, лозунги о восстании женщин против “кухонного рабства” уже в конце 1920-х — в начале 1930-х превратились в двойные нагрузки. Ведь женщины, получив якобы право выбора, на самом деле этого выбора не имели. Большевикам нужны были рабочие руки и их таким образом организовали.
— После Голодомора происходит определенное изменение взгляда на 8 Марта в сторону функции женщины. То есть нужно было восстанавливать генофонд, рожать новых военных, соответственно, меньше стали говорить о правах женщин и произошел больше такой сдвиг в сторону патриархальности, — говорит историк.
Советская поздравительная открытка к 8 Марта
Особенно это было очевидно при позднем сталинизме, когда запретили аборты и все больше говорилось о женщине как матери. Но все же окончательный переход к пониманию этого праздника как праздника красоты, мамы и бабушки, говорит Тахтаулова, приходится на середину 1960-х, когда в СССР приняли решение сделать 8 Марта выходным днем.
— Здесь уже очевидно есть трансформация. Тогда окончательно утверждается та форма праздника, которая есть сейчас. Это женщина, весна, красота, мать, бабушка. Где-то с 1970-х женский день проникает в школы и окончательно там уже трансформируется в праздник мам, цветов и конфет. И такой must have — это открытки, которые дети рисовали мамам в садиках и школах. О каких-то правах или борьбе за них уже не упоминается, — говорит она.
В 1975 году Генассамблея ООН провозгласила 8 Марта днем празднования достижений женщин во всех сферах жизни и протеста против пережитков неравноправия. К появлению этого дня не имел никакого отношения СССР, поэтому это не коммунистический и не советский праздник, хотя позже он вошел в своеобразный “канон праздников советского человека”.
Дискуссия о праздновании 8 Марта в Украине
В украинском обществе бытует несколько идей относительно 8 Марта. Часть общества видит в этом рудимент Советского Союза и предпочитает исключить его из нашего календаря праздников. Тогда как другие считают, что этому дню надо вернуть истинную сущность о борьбе за права женщин.
Марш женщин в Киеве, 8 марта 2021 года. Фото: УНИАН
Также продолжается дискуссия, оставить его выходным или сделать рабочим, но пока консенсуса нет.
В 2023 году в Дії провели опрос. Большинство пользователей (1,3 млн) тогда проголосовали за то, чтобы . А более 703 тыс. высказались за то, чтобы сделать его рабочим. Но учитывая военное положение, в Украине и так нет государственных выходных, поэтому этот вопрос пока откладывается.
— Разговоры о замене праздника 8 Марта шевченковским днем или чем-то еще тоже есть. На мой взгляд, это не сработает, оставим Шевченко Шевченко и нам всем нашего отца нации. А вот по 8 Марта здесь также нужна более широкая дискуссия. Относительно праздника матери не стоит ничего придумывать. В мае есть День матери в украинском календаре.
В мире 8 Марта остается государственным праздником во многих постсоветских странах. Россия, Беларусь, Северная Корея, Азербайджан, Армения, Ангола, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Камбоджа, Конго, Лаос, Монголия, Непал, Уганда сделали его выходным.
Фото: Unsplash
В США и странах ЕС 8 Марта в основном не является выходным днем, но формат его празднования отличается. К примеру, в Италии и Франции проводятся демонстрации. А вот в Японии 8 Марта как такового нет, но в течение первой недели весны там проходит фестиваль любителей кукол Хинамацури.