Заменит ли закарпатская Теребля Соледар: первая соль уже пошла на продажу
Заменит ли закарпатская Теребля Соледар: первая соль уже пошла на продажу

Заменит ли закарпатская Теребля Соледар: первая соль уже пошла на продажу

После захвата оккупантами Соледара миссию обеспечить страну солью возложили на закарпатскую Тереблю. Это не единственное место, где в Украине можно найти соль – залежи есть и в Харьковской, Сумской, Ивано-Франковской, Львовской областях. Где-то – это каменная соль, где-то – рапа. Например, на Львовщине в Дрогобыче на одной из самых старых солеварен Европы, которая беспрерывно работает с XIV века, ее надо вываривать. Это более дорогой процесс, поэтому массовым продуктом она стать не может. Чтобы обеспечить украинцев солью, искать надо не рапу, а именно подземные залежи соли.

Добычу прекратили в XIX веке

Вторым по количеству запасов соли месторождением после Соледара называют село Теребля недалеко от румынской границы на Закарпатье. Сколько здесь смогут добывать – оценки пока разнятся. Разброс – от 300 тысяч тонн почти до двух миллионов тонн в год в перспективе. Здесь под землей, по подсчетам специалистов, около 550 миллионов тонн технической соли и 15,5 миллиона тонн сырья, которое после очистки может отправиться на прилавки в качестве кухонной приправы.

Теребовлянские запасы соли – не находка, это давно известное месторождение. Здесь ее добывали еще в Средневековье. Добычу поставили на стоп в начале XIX века из-за подтоплений шахт.

Отсюда – 140 км до Ужгорода и 40 км до известного курорта с солеными озерами и соляными рудниками Солотвино. Лет 50 назад из шахт в Солотвино добывали 451 тысячу тонн в год. Больше десяти лет назад добычу прекратили полностью, хотя и до этого она уже десятилетиями сильно хромала – шахты затапливались подземными водами.

По сравнению с Соледаром солевой промысел в Солотвино – мизер. Из донецких шахт наверх поднимали семь миллионов тонн соли ежегодно. Здесь ее больше всего по стране – раньше Украина занимала 17-е место в мире по ее добыче среди 66 государств. Хватало и нашим, и на Европу. Запасы соли в Соледаре составляют примерно 13 миллиардов тонн. Но так как за 130 лет работы добыто 218 миллионов тонн, то на наш век закарпатской соли тоже должно хватить.

После добычи соль не похожа на ту, которую мы привыкли видеть. Фото: ФБ Виктор Микита

Соли в избытке

Месторождение соли в селе Теребля продолжают разрабатывать – копают шахты. Несмотря на то что работы все еще ведутся, из прохода уже достали сотни тонн соли - в этом году именно закарпатской солью посыпали дороги зимой. Ее же отправляли спасать обледеневшую трассу Одесса - Киев. А самый первый кусок добытой закарпатской соли подарили президенту во время его визита в регион.

Староста села Теребля Мирослава Гисем. Фото: bushtynska-gromada.gov.ua

Пока это техническая соль – ее хватит, чтобы закрыть потребности всей страны, которые, по оценкам специалистов, составляют около 450 тысяч тонн в год. В ближайшем будущем после очистки минерал упакуют и отправят на прилавки. Но для этого еще надо построить завод. Впрочем, согласно бодрым планам, много времени это не займет – начнут уже в этом году, а к концу следующего закончат. Если опять что-то не помешает, как помешала ранее этим работам война – то обстрелы и тревога, то отключения электричества, без которого под землей работать нельзя.

На Закарпатье убеждены – в будущем смогут обеспечить и технической, и кухонной солью всю Украину. О разработке этого месторождения думали еще задолго до войны, но работа шла вяло – вряд ли закарпатская соль могла составить конкуренцию «Артемсоли».

- Технической соли у нас в избытке, уже активно идет ее добыча и продажа, - отмечает Коротко про староста села Теребля Мирослава Гисем. – В планах – строительство завода по очищению соли. Его начнут строить уже в этом году, а запуск ожидается до конца 2025 года.

Получится ли вложиться в заявленные сроки – посмотрим.

Построят железную дорогу к шахтам

Глава Буштинской общины Руслан Янчий. Фото: bushtynska-gromada.gov.ua

Еще один вопрос, который предстоит решить, касается доставки соли в другие регионы. Дело в том, что фуры могут окончательно разбить и так оставляющие желать лучшего дороги. Выход очевиден – надо строить железную дорогу.

- Сейчас занимаемся проектом, строить железную дорогу будут за счет частных инвестиций, - поделился с Коротко про планами глава Буштинской общины, к которой принадлежит Теребля, Руслан Янчий. – Ищем земельный участок, где она может проходить. Есть два варианта, по которым уже работают специалисты.

Планируют не узкоколейку, а полноценную железную дорогу.

Работают специалисты из Соледара

Сегодня на околице Теребли кипит работа. К ней привлекают инженеров и технологов из Соледара – они уже переехали в закарпатское село и окрестные населенные пункты вместе с семьями. Таких специалистов здесь нет – местных нанимают на другие должности - сварщиков и другие.

- Сейчас шахта только строится, вся добытая соль – это соль с прохода, - отмечает Коротко про глава общины Руслан Янчий. – Местных работников там немного – нужны специалисты-инженеры, которые разбираются в этом деле. Шахтеров будут искать позже.

Жители окрестных населенных пунктов надеются, что благодаря добыче соли удастся сократить безработицу. В этом регионе найти работу, да еще и с более-менее нормальной ставкой, трудно. Все завязано на туризме. И если в Солотвино людей как-то поддерживают  туристы - тут и соляные озера, и аллергологическая больница, продажа сувениров из соли – от ламп до скульптур, то в Теребле для приезжих особо интересных изюминок нет.

Рады перспективам и местные чиновники. Правда, не так, как областные – сельсовет получает за использование недр и аренду 5%, областной – 25%. Остальное – государству. Тем не менее, и за эти деньги что-то можно будет сделать для общины.

Подземные разработки ведутся с помощью выехавших из Соледара инженеров. Фото: ФБ Виктор Микита

Теги по теме
Закарпатье
Источник материала
loader
loader