В селе Мурафа в 70 км от Винницы сборы на нужды бойцов, находящихся в самых горячих точках, идут постоянно. Едва ли в каждой семье есть воюющий родственник.
Втайне от родителей сбежал в армию в 18 лет
Мурафа – село большое, до войны община насчитывала около 20 тысяч жителей. Сейчас на каждом из трех кладбищ – сотни развевающихся на морозном ветру сине-желтых знамен. В двух церквях и костеле стоят ящики для сбора денег военным.
Молодая мама Оксана Байдацкая ждет с войны младшего брата Сашу. Он – четвертый и самый младший ребенок в семье. Впервые автомат взял в руки в 18 лет.
- Он тогда уехал учиться в Академию сухопутных войск во Львов, это был 2016 год, - рассказывают Коротко про родные бойца. - Вскоре маме позвонили: «А вы знаете, что ваш сын подписал контракт? Что делать будете?» Мама ответила: «Как что – поддерживать буду, конечно же».
С тех пор семья регулярно собирает деньги на поддержку бойцов – и «своего», и его сослуживцев. Но только среди родственников или близких – по желанию. Свои доходы, бывает, отдают до копейки. Оксана, например, не жалеет отдать все, что получает как мать-одиночка – это 860 гривен в месяц. Все деньги за год вперед, которые получают за сдачу земли в аренду, также передали на фронт.
Из АТО Александр вернулся в 2019 году. Когда началось полномасштабное вторжение, ждал набора в свою бригаду – служить со старыми товарищами привычнее. Но не дождался – и пополнил ряды «Винницких ангелов» в 38-q бригаде. Воюет на востоке – под Лиманом.
- Сейчас, когда обострились бои, парням очень нужна наша поддержка, - делится с Коротко про сестра военного Оксана Байдацкая. – Конечно, у них есть поставки, но их не хватает. Бывают дни, например, когда из пяти вылетевших дронов не возвращается ни один – все сбивают. Если у бойца слетает и теряется тактический шлем – его нечем заменить. Сейчас у них даже машины нет – они ограничены в передвижении. Приходится просить у соседней бригады – они помогают.
С лета 2022 года семья видела Сашу три раза – дважды приезжали к нему на ротации, еще раз, пару месяцев назад, его отпустили домой – на свадьбу.
Александр - сапер-минер, единственный в бригаде. Фото: ФБ Оксаны Байдацкой
Спонтанная акция в окровавленной вышиванке
Александр - сапер-минер, единственный в бригаде. Работает и днем и ночью.
- Недавно втроем они положили 13 орков – с одними автоматами в руках, - отмечает Оксана.
Чтобы в руках у брата и его сослуживцев были не только автоматы, Оксана решила объявить первый в своей жизни сбор – на тепловизор. К ее удивлению, отозвалось чуть ли не все село. Вскоре счет был закрыт - собрали даже больше, чем нужно. Тепловизор в Виннице нашли за 51 тысячу, а люди накидали 75.
Надев вышиванку, в приподнятом настроении девушка с женой брата поехали в Винницу за устройством.
- Потом в военторге купили еще несколько флагов – хотели, чтобы парни подписали их, и мы бы передали их тем, кто пожертвовал наибольшие суммы, - продолжает Оксана. – А потом меня накрыли эмоции… Смотрю – Винница отдыхает, люди гуляют, смеются, а там в промерзшем окопе мой брат после контузии – с одним автоматом в руках.
Это было сиюминутное решение. Схватив флаг, Оксана понеслась на центральный рынок Винницы – все рядом. Попросила у продавцов коробку, распечатала и наклеила на нее призыв помочь бойцам. Затем в мясных рядах купила кровь. Сорвала с себя куртку и джинсы, швырнула в сторону ботинки, оставшись в одной вышиванке, накинула на плечи флаг – и облилась кровью.
Отогревалась два дня
Шок-акция привлекла внимание. Кто-то снял видео, быстро разлетевшееся по соцсетям и в первые дни набравшее почти 20 тысяч просмотров. Благодаря этой незапланированной акции Оксане удалось всего за три дня собрать на дрон. Об этом раньше она даже боялась мечтать.
Оксана признается – после этого жеста отчаяния, заставившего ее стоять на тонкой картонке зимой практически при нулевой температуре, она отогрелась только на следующий день.
- Сколько там простояла, я не знаю – приехала утром, а в три часа дня уже уехала домой, - вспоминает ту субботу Оксана. – Мне настолько было плохо на душе, что я ничего не чувствовала даже - холодно ли мне, жарко... Помню, что был сильный ветер. Девочки с рынка меня потом отмывали от крови в туалете, поили чаем, кормили пирожками, поставили дуйки в ноги. Правда, на ногах кожа от холода все равно слезла. Но я абсолютно не жалею о своем поступке.
Вышиванка – обычная магазинная, мамина. Когда-то мама отдала ее Оксане.
Все заработанные деньги девушка передает на фронт. Фото: Оксаны Байдацкой
За остаток отремонтируют машину для фронта
Дрон волонтеры нашли и заказали для Оксаны дешевле, чем она рассчитывала – за 86 тысяч гривен. Сейчас девушка ждет эту посылку.
- Его из рук в руки брату или его командиру могут передать винницкие волонтеры, - отмечает Оксана. – Они не планировали ехать в ту точку, но, если надо, сказали, что поедут. Но это будет только в середине февраля. Поэтому, если дрон придет быстрее, – отвезу сама.
- Не боитесь? Брат разрешает?
- Нет, честно, не боюсь. А брат не знает. Но знает командир и другие бойцы. Сказали, что тихонько встретят и сделаем сюрприз. Надеюсь, удастся. Так что могут начинать собирать цветы под снегом на поле – сказали, что встретят с почестями, раз привезу такой подарок. О той моей акции они не знали и, пожалуй, не одобряют. Но у меня уже накипело в душе.
Оставшиеся деньги Оксана перевела бригаде, помогающей брату и его сослуживцам – нужно было собрать недостающую 41 тысячу гривен на ремонт машины.
- Мы также держали деньги на рации, но нам их волонтеры достали бесплатно, так что я их тоже отдала на ремонт машины и сама закрыла сбор, - объясняет Оксана. – Объявление о нем провисело всего сутки.
Следующая цель – купить брату тактический шлем с наушниками, очками и балаклавой, которые слетели с головы во время выполнения задания. Цена – 21 тысяча гривен. Пока есть только 15 тысяч – остальное Оксана подумывает одолжить у родственников.
Вышиванку и флаг, залитые кровью, в которых девушка вышла на акцию, она не выбрасывает, хотя их вряд ли отстираешь. Говорит, в таком виде и будет хранить.
Как помочь?
Карта ПриватБанк 4731 2196 4116 7121
Байдацкая Оксана Михайловна