В ВЦУ рассказали, как реагировать на замечания в храме.
Почти 30 лет в религиозном поле независимой Украины властвовал Московский патриархат. Все изменилось в 2019 году, когда Православная церковь Украины получила патриарший Томос об автокефалии. Впрочем, годы гегемонии УПЦ МП не прошли даром – смесь околохристианских предрассудков и идеологии "русского мира" породила сомнительные религиозные практики, имеющие мало общего с учением Христа. Это и вера в "намоленные" храмы, религиозный фанатизм и многое другое.
Чтобы развенчать стереотипы и узнать современное отношение церкви к важным вопросам веры, "Телеграф" пообщался с наместником Киево-Печерской лавры, архимандритом ПЦУ Авраамием (Лотышем) и публикует вторую часть его интервью.
*Почему УПЦ МП не покинула стены Лавры? Есть ли шансы, что монахи Московского патриархата перейдут в состав ПЦУ, и как одиозному наместнику лаврского монастыря от МП митрополиту "Паше Мерседесу" удается сохранять свое влияние на святыню, находясь под домашним арестом? Об этом читайте в первой части интервью .
— Отче, что делать, когда человек стыдится идти к исповеди и рассказывать священнику о своих грехах? Нужно ли в этом случае себя "ломать", бороться с этим страхом, или лучше подождать более подходящего момента?
— Ждать можно очень долго. Всегда нужно делать первые шаги, как маленький ребенок, когда его учат родители, они его поддерживают за ручки, чтобы он делал эти первые шаги. Так и в духовной жизни: есть священники, которые подсказывают и помогают человеку правильно себя направить на духовную жизнь. Поэтому предпосылкой исповеди (если человек боится) является то, чтобы подойти к священнику и рассказать о своих страхах, посоветоваться как лучше исповедоваться. И священник, если он благоразумен и действительно настоящий духовник, то обязательно даст мудрые советы.
Тогда человек придет на исповедь и будет понимать, что прежде всего он исповедует богу свои грехи, а Господь все знает, все наши грехи. Когда человек это осознает, то он на исповеди искренне раскаивается и обещает богу не возвращаться к совершаемым грехам и пытаться исправлять свою жизнь. И Господь обязательно поможет.
Потому не нужно бояться бога. Бога нужно любить, а бояться нужно греха. И, собственно, исповедь для этого существует: лечит греховные раны, человек обновляется и ему дается возможность начать свою жизнь с новой страницы.
— А если записать свои грехи на бумаге и на исповеди подать список священнику? Это выход, чтобы справиться со страхами? Это равноценно устной исповеди?
— Ничего в этом нет плохого. Человек бывает смущен, бывают мысли рассеяны, поэтому если все это прописать, то в этом совершенно ничего плохого нет.
— Существует ли такое понятие как "намоленный храм", в котором Господь вроде бы лучше слышит молитвы верующего человека?
— Нет, это неправда. Каждый освящаемый храм в нем уже есть присутствие благодати божьей. И если это величественный храм или это будет убогая избушка – нет разницы, где больше благодати. Везде и всюду есть бог, и в любом храме совершается божественная литургия, во время литургии совершается Евхаристия, где хлеб и вино становятся истинной кровью, истинным телом спасителя нашего. А потому такие случаи, когда мы слышим, что этот храм более намолен, а этот не такой намоленный, это все-таки выдуманные вещи.
— Что делать родным, когда человек под бременем жизненных проблем, что называется "ударяется" в веру, становится фанатичным, возможно даже агрессивным, и ставит слепое исполнение ритуалов на первое место.
— К сожалению, мы видим такие случаи и есть такое понятие, как "фанатическая вера", когда вера превращается в какие-то действа, обряды. В этом случае человек начинает думать, что достиг духовных вершин, а всем остальным этого не дано, они не понимают, ничего не видят и не хотят понять. Но это очень губительно для такого фанатичного человека. Ему нужно помочь осознать, что он действует неправильно и обязательно исповедоваться в этом грехе, покаяться, потому что этот грех со временем приводит к очень плохим последствиям. Лукавый потом мстит человеку и он даже не знает, что с собой делать, а тем более не знают родные.
Много случаев, когда человек молится, постится, берет на себя другие подвиги, но с такими серьезными вещами не стоит шутить. Прежде, чем брать на себя какой-то подвиг: то ли поста, то ли непрерывной молитвы, нужно взять благословение духовника. А духовник, если он знает состояние души человека, уже будет определять: благословлять или нет.
— Должен ли православный христианин пытаться обратить в веру своих родных и близких, даже если они к этому еще не готовы и не имеют такого желания?
— Здесь нужно быть очень осторожным. Ни в коем случае нельзя принуждать, насаждать, мол, ты должен обязательно идти в храм, должен обязательно исповедоваться, причащаться. Все, что делается силой, отвращает человека. Человеку нужно самому понимать, он готов или нет. Объяснять можно, но очень осторожно, например, просто предлагать, но ни в коем случае не принуждать: если я хожу в храм, то и ты ходи. И здесь не имеет значения — речь идет о взрослом или ребенке. У человека есть выбор и он сам должен принимать решения.
Мы должны объяснять, что было бы хорошо пойти в храм, хорошо бы свою душу открыть богу, но это мы можем только рекомендовать.
— Некоторые люди ходят в храм только по большим праздникам: Пасха, Рождество , иногда не понимая, зачем это делают, или потому что "так надо", такая традиция. Ну и колбасу посвятить. В таком случае лучше в храм вообще не идти, если не понимаешь, зачем это.
— Когда человек приходит в храм, если он даже далек от этого, но если у него есть хоть какая-то искорка и хоть немного желания быть с богом, то Господь обязательно эту искорку сделает ярче. То есть, Господь в своей благодати обязательно коснется сердца этого человека. Но даже если человек хоть два раза в год придет в храм, то уж слава богу.
Но вообще каждому христианину и христианке следует посещать храм каждое воскресенье. Если человек крещен, это уже его обязанность – посещать храм каждое воскресенье и каждый праздник.
— Когда приходишь в храм, часто можно услышать замечания других верующих: то одежда не такая, то прическа, то внешний вид. Как следует относиться к таким замечаниям?
— Проблема такая существует. Хотя в ПЦУ мы стараемся работать над тем, чтобы таких случаев практически не было. Человек, который часто ходит в храм, если ему кто-то замечание сделает, он поймет, что нужно промолчать, не обращать внимания. Для того, кто далек от церкви, такое замечание может быть стрессом: вот я пришел в храм, а тут не только не помогли, а еще и прогнали. Поэтому это большая ошибка, и мы стараемся этого не допускать.
Но если даже кто-то замечание и делает, то ответ человека должен быть таким, что в храме может сделать замечание только священник. И то священник может только порекомендовать, подсказать, что есть определенное поведение в храме и его нужно соблюдать. Но не заставлять ни к чему человека, не говорить, выйди из храма такой-сякой.
— Нести панихиду в виде еды. Есть такой предрассудок, стереотип, мол, мертвые тоже хотят есть. Нужно ли это делать?
— Прежде всего, мы должны понимать, что у бога нет мертвых, у бога все живы. Наши родные, близкие, отошедшие в вечную жизнь, нуждаются в духовной пище – молитве. И в церкви есть особый вид молитвы: панихида, когда люди по возможности приносят милостыню. Это может быть хлеб, конфеты, то есть то, что человек считает нужным. Позже, после отправления панихиды, эта милостыня раздается нищим, другим людям, чтобы и они приобщились к молитве об упокоении души усопшего.
Поэтому, конечно, наши усопшие родные не нуждаются в такой пище, но в духовной пище они очень нуждаются. И, собственно, церковная молитва об упокоении душ усопших, имеет большую силу перед богом.
— Когда приснился умерший родственник — на это стоит обращать внимание?
— В большинстве своем такие сны от лукавого. Поэтому не нужно придавать особого значения снам, потому что все в божьих руках. Надо доверять богу и если сон от бога, то он обязательно сбудется. Если сон от лукавого, то он так соблазняет и у человека просто нет душевного покоя, он беспокоится что ему такое приснилось, зачем?
— Подобный сон, это повод, чтобы пойти в храм?
— Лишний раз пойти в храм точно не будет плохо, но если связывать свой поход со снами, то это заблуждение.
— Какова роль крестных родителей в наше время? Много же случаев, когда крестными берут людей, далеких от церкви.
— В этом тоже большая проблема. Прежде всего нужно, чтобы крестные родители, избранные родными родителями ребенка, заранее пришли в храм, и священник провел с ними беседу относительно крещения. То есть объяснил, что это такое, для чего нужны крестные родители.
— А для чего?
— Крестные родители – это духовные наставники. Они должны ребенку привить веру в бога, привить основы православной веры и пытаться каждое воскресенье ездить со своим крестником, крестницей в церковь, к причастию. Это обязательная, первоочередная их задача.
— С какого возраста можно стать крестными родителями?
— Это 14-15 лет.
— Каково отношение церкви к ведунам, различным знахарям, которые снимают боль на расстоянии? Понятно, что церковь никогда такого не поддерживала, но аргументы людей часто такие, что если эти знахари вроде бы "лечат", то почему же к ним не обращаться.
— Отношение церкви к этому явлению, конечно, негативное. Так называемые знахари, маги, используют иконы, свечи, священную воду. На первый взгляд, ну что тут плохого? Но этот знахарь действительно никогда не участвует в церковной жизни, не исповедуется, не причащается. И как может бог услышать? Бог никак не услышит этого человека. Тем более, что этот человек связан с лукавым, и лукавый ему помогает, чтобы поймать душу человеческую.
На первое время такие манипуляции магов, знахарей как-то могут помочь, но позже будут очень губительные последствия. Человек может потерять все.
— А священники, которые лечат. Им можно доверять, к ним ходить?
— Есть священники, у которых есть такой дар от бога как лечение. Здесь никаких проблем нет, потому что это человек божий, который служит богу, и за определенный подвиг Господь дарит такой дар – дар помощи людям.
Как пример – наши преподобные. Преподобный Агапит исцелял, но все это делал бесплатно. Поэтому обращаться лучше к божьим людям, чем к людям лукавым.
— Как в современном мире церковь рассматривает гражданский брак? Как прелюбодеяние?
— Если это гражданский брак, зарегистрированный в государстве (зарегистрированный в ЗАГСе, — Ред.), то это не прелюбодеяние. Но если люди живут по принципу просто сошлись-разошлись, то это уже прелюбодеяние.
Когда супруги, имея зарегистрированный брак в государстве, созревают и понимают, что отношения нужно узаконить перед богом, тогда обращаются в церковь, чтобы над ними совершилось таинство венчания.
— А существует ли все же процедура развенчания? Церковь ее признает?
— Такого понятия не существует. Но есть практика, когда церковь идет на уступки, зная немощь человеческую. Но в любом случае, если люди венчались, перед богом брак остается навсегда.