Дмитрий Стриховский рассказал "Телеграфу" о единственном реальном пути, чтобы отразить угрозу продбезопасности Украины, и как избежать закрытия заводов
Старт переговоров с Брюсселем о членстве Украины в Евросоюзе, кроме политической составляющей, естественно требует от Киева ряда практических шагов. От массивных законодательных изменений и имплементации европейских норм со стандартами до внедрения горизонтальных реформ под требования ЕС в целых сферах экономики.
В то же время уже сегодня очевидно, что внезапно перепрыгнуть на евростандарты самостоятельно представители бизнес-среды не смогут. Если говорить об отдельных сегментах, даже без евроинтеграции война и кризис существенно давят на целые направления украинского предпринимательства. Так, раньше мы уже писали о кризисном спаде и реальных угрозах для существования отечественной молочной отрасли.
"Телеграф" спросил Дмитрия Стриховского, заместителя исполнительного директора Союза молочных предприятий Украины, приведет ли текущая кризисная ситуация в молочной сфере к закрытию наших заводов и почему в сенсе господдержки молочников речь идет не о безвозвратных дотациях, а об инвестициях с последующим высоким экономическим эффектом для госбюджета и страны в целом
— Почему для отечественных производителей молока важна государственная масштабная поддержка с 2025 года?
— Во время войны основные расходы государственного бюджета направлены на сектор безопасности и обороны. В 2023 году они составили более 60% всей суммы расходов общего фонда госбюджета. А молокопродуктовый подкомплекс АПК Украины – это надежный налогоплательщик и гарант стабильной деятельности с/х предприятий-производителей молока.
Полномасштабная военная агрессия России нарушила стратегические пути экспорта сельхозпродукции, в результате чего украинские аграрии получили и продолжают получать значительные убытки в секторе растениеводства. И само животноводство стало финансовым спасательным кругом для немногих, кто развивал его еще до войны.
Еще задолго до 24 февраля 2022 года наша бизнес-ассоциация отмечала необходимость интенсивного развития животноводства как составляющей Национальной продовольственной безопасности. Время показало, что мы были недалеки от истины, но к сожалению реальных действенных мер сделано не было. Животноводство, в частности скотоводство, имеет долгий период окупаемости инвестиций. Возрождать качественную государственную поддержку нужно было еще в 2023 году. Печально, что этого не будет сделано и в 2024-м. Надеемся, что хоть в 2025 году вопрос будет сдвинут с места.
— Поддерживает ли Минагрополитики как профильное министерство для молочной отрасли предоставление производителям молока больших дотаций?
— Во-первых, по сравнению со странами ЕС, деньги, которые получают от государства украинские производители молока, — это "слезы". Во-вторых, это не дотации, а инвестиции. Потому что по "цепи" создаются рабочие места в с/х производстве, пищевой промышленности, строительной отрасли, машиностроении и даже в энергетике. Ведь у Украины есть возможность занять нишу мощного экспортера биометана в Европейский Союз через нашу газотранспортную систему. В соответствии с Директивой ЕС RED II осуществляется приоритетная поддержка производства биометана из отходов и остатков, не конкурирующих с продуктами питания и кормами. Согласно Директиве, к таким видам сырья относится навоз, и стоимость биометана из навоза является максимальной.
Поэтому надеемся на поддержку не только Минагрополитики, но и всего правительства.
— Если не принимать срочные меры по спасению молочной отрасли — какие это будут иметь последствия для Украины? Закроются ли заводы и взлетят ли цены на молоко?
— Срочные меры нужно было реализовывать, как говорят, "еще позавчера". В 2021 году для того, чтобы возродить деятельность Рабочей группы по развитию молочной отрасли при Минагрополитики, нам пришлось писать письмо президенту Украины. На сегодняшний день слово "развитие" в ее названии нужно уже менять на "спасение".
Не хочу нагонять страхов, а искренне рассчитываю на государственный подход к отрасли, которая является важной составляющей продовольственной, в частности и экономической, и в целом, безопасности государства. Надеюсь, что не придется закрывать отечественные заводы и сокращать производства.