Сладкая библиотека: кондитер из Чернигова переживает войну, создавая пряничные здания
Сладкая библиотека: кондитер из Чернигова переживает войну, создавая пряничные здания

Сладкая библиотека: кондитер из Чернигова переживает войну, создавая пряничные здания

Пряничные домики кондитер Елена Зиберт делает с 2015 года, с тех пор, как ее муж ушел в ВСУ. Мы рассказывали, как она строит из пряников город Победы – «Незламне місто», а сейчас у нее – новая работа. Дом Тарновского в Чернигове, памятник архитектуры конца XIX века, был частично разрушен во время российского обстрела, и Елена решила воссоздать его из пряничного теста.

Здание, где раньше находился музей древностей, а сейчас – библиотека для юношества, уже восстанавливают.

А Елена рассказала KP.UA, как создавала пряничный "Дом Тарновского" и как оригинальное творчество помогает ей пережить сложные события и эмоции, связанные с войной.

“Хотелось вложить в эту работу все свои переживания”

- Елена, почему вы решили изготовить именно библиотеку для юношества? Чем она вам дорога, возможно, вы ходили туда в детстве?

- В детстве я не жила в Чернигове, и это не та библиотека, в которую я ходила. Да и здание это мы в Чернигове называем не библиотекой, а именно домом Тарновского. Это историческое здание, разрушенное весной 2022 года. В то время наш город был в осаде, к нам прилетело две бомбы. Одна упала на дом Тарновского, сильно повредив фасад, вторая - на дорогу.
Мы живем совсем недалеко от него – по прямой два километра. Поэтому мы сильно ощутили взрыв. Казалось, дом подпрыгивает вместе с тобой. Такие же ощущения бывают, когда едешь на машине по кочкам.

После этой ночи нас вывезли из Чернигова. Из города тогда так просто было не выехать. Многие машины расстреливали - нам об этом рассказал человек, который нас вывозил. Мы должны были уехать в другой день, но после прилетов перенесли дату отъезда. Я уезжала вместе с ребенком, муж служил в ВСУ.
Когда после осады мы вернулись домой, все понимали: война продолжается. Мне было сложно приступить к своим прежним занятиям. Чтобы отвлечься и проработать эту ситуацию, понимала: надо начать что-то делать, чтобы дать выход накопившимся эмоциям. Так родилась идея моих проектов.
Один из них - “Незламне місто”. Это маленький городок из домиков, их целый квартал. Я зашифровывала в них символические значения. Например, один дом находится на проспекте Победы под номером 4.5.0. Эти цифры на языке военных означают, что все живы и все хорошо.

Второй проект посвящен трагическим событиям. Это в том числе и "Дом Тарновского".

На скрупулезную работу по воссозданию Дома Тарновского у Елены ушло 3,5 недели. Фото: личный архив

- Вы создаете архитектуру из пряничного теста, давно ли освоили эту технологию?

- Я давно занимаюсь пряничными домиками. Часто кондитеры, которые готовят пряники, делают и пряничные домики. Я же делаю исключительно домики. У меня только чертежей 140. Уже перестала их считать. За это время у меня появились ученики, которые находятся в 48 странах. 

До войны я проводила уроки, как делать домики. Нашла техники, которые позволяют быстро красить стены, делать мармеладные окошки - такие не вытекают, в отличие от леденца. Мои домики могут стоять очень долго и внешне никак не пострадать.

Пряничный домик покрашен фасадной глазурью. Оконце там мармеладное. Можно включить в домике фонарики - будет ощущение, что там горит свет.

- Наверное, это занимает много времени – такая кропотливая работа. Сколько создавался "Дом Тарновского"?

- Долго, около 3,5 недель. Сначала делала чертежи - для них искала фото и видео в интернете. Кроме того, ходила и смотрела, что там, как там. Сразу решила: не нужно изображать разрушенное здание, картинка должна быть позитивной. Тем более дом отстраивают. Сделала его таким, каким он был до разрушения. 

Изучала цвет здания. Поняла, что в тени дом одного цвета, на солнце - другого. Фотографировала, сравнивала. В итоге, цвет для домика был создан из трех красок - красной, гранатовой и коричневой. Так у меня получился нужный оттенок.
Это была скрупулезная работа, хотелось вложить в нее все эмоции.

Сделала масштабирование, чертеж, потом по чертежу изготавливала дом. Процесс работы усложнился тревогами. У меня младшая дочь, она говорила: я не пойду прятаться, если ты не будешь. Нужно было подавать хороший пример - прятались за двумя стенами вдвоем.

Работа эта не для еды, хотя и съедобная. Я привыкла работать именно со съедобными материалами. Когда ты раскатываешь тесто - это одно, когда выпекаешь - другое (оно же подрастает). Это нужно учитывать.

Домик с мармеладными окнами. Фото: личный архив

«Люди хотят с помощью таких изделий проработать свои травмы»

- А что будет с вашей работой? Может, в конкурсе будет участвовать, на выставку поедет или останется дома?

- Эта работа не для конкурса, она для себя. Никаких выставок у нас сейчас не проходит: мы обычный прифронтовой город. Эта работа уже долго стоит дома, со временем у нее немного темнеет цвет.
Храню свои изделия в больших боксах с поглотителем влаги. В противном случае пряники становятся влажными. Без специальных условий домик долго стоять не будет. Когда появятся новые работы, эта куда-то поедет. 

- Надеюсь, эту работу увидело много людей.

- Да, у меня есть Инстаграм, где я выставляю свои работы. Под фото люди оставляли свои отзывы. Одна девушка писала: "Я из Мариуполя, выехала на запад Украины. Хочу сделать что-то подобное, чтобы проработать свои боли, сделать что-то о своем родном городе". Другие говорили, что тоже хотят сделать что-то подобное.

Есть такая потребность: через творчество передать свои эмоции. Конечно, ты будешь мыслями возвращаться к травмирующим событиям, но уже меньше.

- То есть это своего рода психотерапия или арт-терапия. И это действительно помогает?

- Это действительно помогает. Я знаю, что многие люди не могут вернуться к своему любимому делу: им кажется, что это не ко времени. Чаще всего так бывает из-за того, что человек находится в психологическом кризисе, ничего не может делать: нет ресурса. Просто выживает, за детьми приглядывает, что-то готовит есть.
Благодаря таким проектам, как мои домики, связанным с негативными событиями, - через боль и выражение своих сложных эмоций можно постепенно вернуться к тому, что делал раньше. Так это работает, по крайней мере, у меня.

В домике-трансформере – выдвижные передние панели с панорамными окнами и съемная крыша. Фото: Личный архив

“Свои работы я дарю детям, родители которых служат в ВСУ”

- Какие люди оставляют отзывы, глядя на ваши работы? Вы продаете свои работы?

- Домики в последнее время я не продаю, делаю их, чтобы у меня были какие-то наработки для уроков. Сначала они остаются у меня, после я их дарю. Такие дома, где вложен целый спектр эмоций, я не дарю, не отдаю. Это не домики ради радости. Это работы, где я снова и снова проживаю первый день войны и все последующие дни. ⠀
Стала дарить их после начала полномасштабного вторжения. Уже более двух лет я их только дарю. Начала еще до войны, а после войны часто передаю их детям, родители которых сейчас в ВСУ, либо в случаях, когда отец погиб. Когда их дарю, встречаю очень позитивные эмоции.
Недавно подарила один из своих домиков. Передняя панель в нем прозрачная, дом с большими панорамными окнами - видно, что внутри происходит. Эта передняя панель стоит в пазах и вынимается. Также в этом домике снимается крыша. Внутри есть свет, который можно включить, мебель. В одном домике живет эльф, маленький гномик, в другом - девочка.

- Какие здания планируете еще воплощать?

- У меня только закончились рождественские проекты. Пока дети были на каникулах, немного отвлеклась, но что-то планирую сделать. Скорее всего, это будет что-то историческое: такие проекты мне интереснее всего. 

Асенова крепость, Болгария. Исторические проекты Елене наиболее интересны. Фото Личный архив

Для справки
Дом после авиаудара российских войск. Фото: Нацполиция

Дом после авиаудара российских войск. Фото: Нацполиция

Дом Тарновского, некогда губернаторский дом, – одноэтажное каменное здание, построенное в конце XIX века, находится в историческом центре Чернигова, памятник архитектуры местного значения.

Изначально здесь располагался ремесленный класс для воспитанников приюта, затем в 1899-1902 гг. здание использовали для хранения экспонатов из коллекции местного мецената Василия Тарновского, которые он завещал Чернигову.

С 1902 по 1979 здесь находился Черниговский музей украинских древностей (позже назывался Областным музеем им. В.В. Тарновского).

С 1978 (по другим данным, 1980) по 2022 год здесь находилась Черниговская областная библиотека для юношества.

В ночь на 11 марта 2022-го в результате российской бомбардировки здание было частично разрушено.

Адрес: Чернигов, ул. Шевченко, 63.

Подписывайтесь на наши Телеграм и Facebook.

Теги по теме
История
Источник материала
loader
loader