В Верховной раде сейчас обсуждаются различные инициативы, связанные с мобилизацией, демобилизацией, рекрутингом и прохождением службы в военное время. Один из подобных документов, разрабатываемый сейчас депутатами, был недавно слит в социальные сети. Вызвав в обществе достаточно сильный резонанс. В плюсах и минусах потенциального законопроекта разбирался "Апостроф".
Впечатление от недоработанного еще до конца законопроекта, основные моменты которого опубликовала на своей странице в фейсбуке депутатка Марьяна Безуглая (она входит в состав рабочей группы по разработке закона) следующие. Взяли собрали в кучу все, что уже обсуждалось в этом году по теме мобилизации, демобилизации и военной службы. Создав, таким образом, законодательный "винегрет", с которым предстоит еще изрядно помучиться. Если, конечно, документ до его внесения на рассмотрение в парламент серьезно не доработают.
Упавшая планка
Один из центральных моментов готовящегося законопроекта – снижение планки призывного возраста с 27 до 25 лет. Данная инициатива однозначно высвободит дополнительный мобилизационный ресурс. Какой именно, правда, непонятно. Сколько сейчас в нашей стране военнообязанных мужчин в возрасте от 25 до 27 лет - не знают даже в Институте демографии и социальных исследований. Последний раз перепись населения в Украине проводилась в 2001 году. Но в любом случае для армии снижение призывного возраста станет серьезным подспорьем.
"Для защиты государства – это хорошо. Это люди более молодые, с лучшим физическим состоянием, которые могут быть привлечены для комплектования ВСУ, в первую очередь: десантно-штурмовых войск, морской пехоты и Сил специальных операций", – говорит "Апострофу" начальник сектора мобилизационно-оборонной работы Житомирского ТЦК и СП полковник Сергей Канюк.
Но, говоря о снижении призывного возраста, народные депутаты, видимо забыли, что еще в мае уверенным большинством голосов они приняли инициированный правительством закон №9281 "О внесении изменений в Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе". Этот закон как раз и предполагает снижение возрастной планки до 25 лет, но президент его до сих пор не подписал. И для чего включать данный пункт в новый законопроект – совершенно непонятно. Имитация бурной законодательной деятельности?
Женский вопрос
Довольно спорный, можно даже сказать скандальный момент, прописанный в новом законопроекте, касается окончательной победы в Украине феминизма. А именно – уравнивания мужчин и женщин в плане отношения к военной службе.
Согласно новой законодательной инициативе, женщины:
- становятся на военный учет (порядок учета определяется Министерством обороны);
- проходят базовую общевойсковую подготовку;
- во время действия военного положения привлекаются к прохождению военной службы (на боевые должности – только добровольно).
Смотрите: Готовы ли украинки воевать на передовой? Опрос на улицах Киева
Впрочем, для женщин предусмотрены определенные поблажки: они могут быть освобождены от прохождения базовой военной подготовки и военной службы, если беременны или находятся в декретном отпуске. Что характерно, возрастной ценз мобилизации для женщин такой же, как и для мужчин – с 18 до 60 лет. Хотя по закону они на пенсию выходят раньше.
И тут необходимо отметить, что с 1 октября 2023 года в Украине действует норма, согласно которой все женщины-медики должны стать на воинский учет в ТЦК и СП по месту жительства. Государство во время войны хочет понимать – какой у него есть ресурс медицинских работников. Но даже такая инициатива вызвала в обществе определенное недовольство. А тут предлагается призыв на военную службу.
"С точки зрения феминизма, равных прав, это как раз то, что надо. Но есть несколько "но". Мобилизация женщин только углубит демографические проблемы. С начала полномасштабной войны из Украины выезжали в основном женщины с детьми. Многие уже вернулись, но если так пойдет… Опять же, законодательно, технически, мы не готовы к такому шагу в масштабах вселенской мобилизации. Необходимо принять массу нормативно-правовых актов: от закона об охране детства до всей нормативки, связанной с военной службой", – говорит "Апострофу" бывший директор Центра по оказанию безвозмездной вторичной правовой помощи Наталка Костишин.
Впрочем, перспективы у данного пункта в готовящемся законопроекте практически нулевые. Учитывая, что на пресс-конференции по итогам 2023 года Владимир Зеленский прямо сказал – все, что касается мобилизации женщин, он подписывать не будет.
Несомненные плюсы
Безусловно, в законопроекте есть и вполне здравые вещи (иначе было бы совсем странно). Например, предполагается базовая общевойсковая подготовка до 3 месяцев для всех граждан в возрасте от 18 до 25 лет. По желанию – специальная базовая общевойсковая подготовка по специальностям, перечень которых определяется Министерство обороны.
Но в принципе, срок базовой общевойсковой подготовки можно было бы и увеличить. При этом добавив в документ положение о преподавании военного дела в старших классах школы и регулярные военные сборы для взрослых – как в Израиле или Швейцарии. Но, как говорится, что есть – то есть.
Довольно резонной инициативой выглядит упразднение срочной службы (власти регулярно обещают это с момента провозглашения независимости Украины). Согласно законопроекту, все уволенные срочники переходят в мобилизационный ресурс в соответствии с общими правилами – с 25 лет. В принципе, сейчас, во время военного положения, на срочную службу и так не призывают, но документ же, надеемся, рассчитан на перспективу.
Кстати, в Украине и так планируется отказаться от срочной службы в армии по призыву в пользу "интенсивной военной подготовки" граждан призывного возраста. Такая инициатива содержится в концепции кадровой политики до 2028 года, которую утвердил министр обороны страны Рустем Умеров. Так что депутаты в данном отношении не оригинальны.
Что касается социальной защиты военных, то для тех, кто служит более 24 месяцев (из них год – в зоне боевых действий), законопроектом предусмотрен непрерывный отпуск протяженностью 90 дней.
Но большинство других положений оригинальными не назовешь. Они и так действуют. Например, отсрочку от призыва и право на увольнение имеют:
- все лица с инвалидностью;
- те, кто имеет трое и более детей;
- если в семье несовершеннолетний ребенок с инвалидностью;
- если совершеннолетний недееспособный ребенок с инвалидностью 1-2 группы (а также жена или муж, родители жены или мужа);
- попечители лица с инвалидностью 1-3 групп, признанной в судебном порядке недееспособным;
- действующие народные депутаты;
- те, чьи близкие родственники погибли или пропали без вести во время АТО или отпора вооруженной агрессии против Украины.
Отсрочку могут получить соискатели первого высшего образования в возрасте до 30 лет, все ученые с учеными званиями и преподаватели, работающие на полную ставку. Только по желанию подлежат мобилизации лица с инвалидностью и лица, освобожденные из плена.
Странные моменты
Согласно законопроекту, уволиться могут генералы (по решению военного руководства) и военные, которые прослужили во время действия военного положения 36 месяцев.
По примеру России? В Украине хотят мобилизовать еще две категории мужчин
В первом случае вообще сумбур: генералы – это люди опытные, на войне максимально полезные, зачем в принципе поднимать вопрос об их увольнении во время войны. Второй пункт тоже странный, и ничем не объясняется. Надо отметить, что в уже зарегистрированном в Верховной раде законопроекте фигурирует цифра 18 месяцев (после этого можно уволиться), а тут – целых три года.
"Такие вещи вообще не хочется комментировать. Написали цифру – и все. А почему? Хочется спросить – какие расчеты? Если вы предлагаете кого-то уволить через определенный срок, так покажите, что за это время бойцу подготовлена полноценная замена", – говорит "Апострофу" эксперт по безопасности Центра Розумкова Алексей Мельник.
Довольно перспективным, но очень странным выглядит следующее положение законопроекта – "Убираем право на отсрочку и ставим на военный учет: полицейских, сотрудников Бюро экономической безопасности и государственной пенитенциарной службы".
А почему только представителей именно этих силовых структур, а не всех остальных? И что значит "ставим на военный учет"? То есть надо так понимать из законопроекта, что полицейские у нас на военном учете не пребывают?
В документе прописаны четыре варианта вручения повесток военнообязанным:
- в ТЦК СП, представителями ТЦК и СП;
- по месту жительства, представителями ТЦК и СП, полицейскими;
- по месту работы, представителями ТЦК и СП, полицейскими;
- в общественных местах, представителями ТЦК и СП, полицейскими.
При этом в законопроекте не указывается, как должна быть оформлена повестка.
"По действующему законодательству, при вручении повестки, даже на улице, должен быть заполнен бланк. Где указаны ФИО, год рождения и адрес призывника, место работы, вид повестки, дата, время и адрес – когда и куда нужно явиться. А также – название органа, печать, подпись, ФИО руководителя военкомата. Но на это условности давно "забили", по факту все это пишут на колене, в лучшем случае – после установления лица по имеющемуся при нем документу", – говорит юрист Наталка Костишин.
Не обошлось в законопроекте и без популярной сегодня темы рекрутинга военнообязанных. Он может проводиться в центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ), центрах занятости и центрах рекрутинга. При этом предполагается прямой призыв в воинские части по рекрутингу. Спрашивается – а что теперь будет с военкоматами?
Большая мобилизация 500 тысяч человек: три главных вопроса
При этом военнообязанным гражданам вменяются следующие обязанности:
- самостоятельно появиться в ЦПАУ или ТЦК и СП для уточнения данных;
- пройти медосмотр;
- предоставить данные о местожительстве работодателю.
Какие санкции предполагаются в отношении двух первых пунктов – не указывается, а третий пункт вообще выглядит крайне странно. Это что, на работе не знают, где живет сотрудник?
Несомненные недостатки
Самое прискорбное – в законопроекте абсолютно не предусмотрено решение главных проблем мобилизации. А именно – как ее реально улучшить, как бороться с уклонистами? В документе на эту тему есть буквально два пункта: "Ограничение прав уклоняющихся" и "Усиление участия национальной полиции". И все.
"Вот сейчас обсуждается вопрос снижения призывного возраста до 25 лет. Но смена возрастной планки – это вспомогательный ход. Полезный, но не ключевой. Ключевое – это введение предельного срока службы даже в военное время, плюс криминализация уклонения от военного учета", – говорит "Апострофу" военный аналитик, бывший командир роты батальона "Айдар" Евгений Дикий.
Но криминализация у нас и так есть. Согласно ст. 335 УК Украины, уклонение от призыва на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава – наказывается ограничением свободы сроком до трех лет. А согласно ст. 210 Кодекса об административных правонарушениях, за неявку по повестке в ТЦК в военное время установлена административная ответственность в виде штрафа от 3400 до 5100 гривен.
Другое дело, что эта криминализация на уклонистов действует слабо. Если дают срок – то в основном условный, и в течение этого времени военнообязанный призыву не подлежит. Даже если и реальный – сидишь себе в спокойном месте, на казенных харчах. А штраф – это вообще мелочь.
"Нужно именно ограничение в правах. Если ты игнорируешь повестку – тебе заблокировали карточку. Ты ничего не можешь купить, взять кредит. Не можешь получить права, пойти в государственную поликлинику, и так далее. Ты – изгой. Возможно, такой подход будет более продуктивным", – говорит "Апострофу" Вадим, стрелок одной из пехотных частей, который пошел в армию добровольцем еще в марте 2022 года.
Одним словом, пока что польза от данного законопроекта о мобилизации, демобилизации, рекрутинге и прохождении службы в военное время – сомнительна. Дорабатывать и дорабатывать.
"Сырой законопроект. Его цель – или популизм, или изучение общественного мнения путем слива содержания законопроекта. Учитывая поднявшуюся вокруг документа шумиху – последнее", – говорит "Апострофу" политолог Олег Лисный.
Впрочем, данный законопроект может быть зарегистрирован в Верховной раде в самое ближайшее время, до Нового года – об этом "Апострофу" рассказал член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский. Кстати, в ходе предварительного обсуждения документа Генеральный штаб уже отклонил самые одиозные положения законопроекта и призвал ускорить его регистрацию и рассмотрение в стенах парламента.
И это понятно: ведь дальше праздники, парламентские каникулы. А война тем временем продолжается…