Декабрь – трепетное время предчувствия праздника. Поэтому самое время поговорить о новогодних корпоративах, которые всегда являлись для украинцев устойчивой традицией. В то же время это уже наш второй военный декабрь. Устали ли украинцы от войны настолько, чтобы отказаться от праздников – это очень интересный вопрос. Ответ на него кроется в ситуации с новогодними корпоративами. Насколько активно работодатели собираются организовывать сотрудникам “елку” и в каком формате, выясняли Vesti.ua.
“Не популярен только один формат – “дорого-богато”
В преддверии праздников команда Questoria от Q-team провела исследование на тему, стоит ли проводить ивенты во время войны. В опросе приняли участие около 100 команд (HR и руководителей). Для начала выяснилось, что за 2023 год в коллективах появилось много проблем, которых раньше не было. 52% респондентов ответили, что наибольшей проблемой в командах является недостаточный фокус сотрудников на результат и дисциплина выполнения. 45% респондентов пожаловались на снижение эффективности работы сотрудников, причиной которой является их психологическое состояние из-за травм войны.
Да, у людей хронический стресс, поэтому эффективность каждого очень снижена. Но именно по этой причине мудрые руководители решились все-таки корпоратив организовать, чтобы хоть на несколько часов подарить людям праздник.
На вопрос “Стоит ли проводить ивенты во время войны?” почти 100% респондентов ответили, что таки да – для эффективной работы, повышения эмоционального состояния, вовлеченности сотрудников нужно давать возможность собраться вместе, выдохнуть перед началом нового рабочего года. В результате, по данным опроса, 74% опрошенных команд планируют проводить в декабре 2023 года тимбилдинг (мероприятия, которые объединяют людей и помогают им стать командой. – Прим. авт.). Интересно, что в 2022 году готовность собирать команду на праздники высказали лишь 50% опрошенных топ-менеджеров, то есть тенденция увеличивается.
Но при этом руководители компаний сегодня уверены, что нужно хорошо подумать, какой именно формат корпоратива выбрать, чтобы это было уместно, эффективно и не вызывало хейта.
Какие форматы ивентов сегодня наиболее актуальны? Да все, как онлайн, так и офлайн. Не популярен только один формат – “дорого-богато”.
По результатам опроса, очень много коллективов хотят на корпоративе увидеть друг друга вживую и планируют живую встречу. Те же, кто работает дистанционно, готовятся провести встречу онлайн. И еще, в этом году стал очень популярен гибридный формат – это когда участники собираются частично вживую, а частично онлайн, и с помощью телемоста проводят вечер вместе. Популярность такого формата понятна, поскольку часто сотрудники многих компаний работают на удаленке из другой страны. Или, например, головной офис некого бизнеса находится в одном городе, а само предприятие, которое с начала войны было эвакуировано, в другом. В таких случаях гибридный формат – это то, что нужно.
Как пояснили нам в Q-team Events, такой гибридный формат обычно сопровождается одним сценарием игры на всех участников, за счет этого все задействованы в одну историю и никто не чувствует себя отдельно от команды – ни собравшиеся вживую, ни вышедшие онлайн.
Интеллектуальная викторина или веселая гулянка
Какая тематика корпоративов уместна сегодня? 46% респондентов выбрали квиз (интеллектуальная викторина) на приятные темы без ассоциаций с новостями; 41% избрали церемонию благодарности сотрудникам, заслуживающим быть отмеченными за свою работу; 41% выбрали командно-ролевую игру с погружением в сюжет, максимально далекий от войны.
Впрочем, как рассказал Vesti.ua менеджер агентства “Шаленій Event” Руслан Саболдаш, только треть клиентов выбирают для себя корпоратив в формате онлайн. “Заказывают квест или простую игру, ту же “Мафию”, рассчитанные примерно на полтора часа, – рассказывает наш собеседник. – Сотрудники или все из дома играют, либо часть людей находится в студии и к ней подключаются остальные онлайн. Мы приглашаем в студию онлайн топов компании, которые подводят итоги и рассказывают о новых целях. Это нужно, потому что люди хотят иметь представление о будущем компании. Мы начали проводить такие события во время коронавируса. Но там были большие студии с красивой картинкой и медийные ведущие – в таких онлайн-корпоративах бюджеты были под миллион, но сейчас такие мероприятия не проводят”.
Представитель агентства “Шаленій Event” рассказывает, что они по возможности стараются с онлайн-заказами не работать. Потому что заказчик при такой форме досуга не получает возможности достичь главной цели – сплотить людей и подарить им праздник.
“Онлайн-квесты в качестве корпоратива – это нет. Люди любят гулять и гуляют, – уверяет шоумен и ведущий телеканала “Київ” Вячеслав Соломка. – Они хотят красиво одеться, сесть за праздничный стол, выпить, послушать любимого артиста, в конкурсах поучаствовать, потанцевать до упаду. В общем, оторваться по полной”.
“Праздник нужен, причем вживую. Люди сегодня находятся в разном эмоциональном состоянии, и многих буквально нужно выводить из депрессий и апатий. Праздничные корпоративы, доказано опытом, возвращают людей из этого состояния, у них появляется желание работать. Онлайн-корпоратив реального эффекта в этом смысле не дает”, – говорит Руслан Саболдаш.
“Ивенты сегодня нужно проводить с головой, чтобы не нарваться на хейт”
Тогда возникает вопрос, насколько богатый сегодня люди готовы организовать для себя праздник.
Как пояснил менеджер агентства “Шаленій Event”, в этом смысле есть два варианта аудиторий. Первая – это клиенты, которые проводят корпоратив без шоу-программ и ведущих. Они заказывают событие в ресторане, чтобы люди посидели за праздничным столом, пообщались и все. Заказы делают очень скромные, потому что не хотят лишних разговоров и обвинений в “зраде”. И, чтобы вы понимали, даже IТ-компании сегодня не празднуют так, как раньше. У них намного меньше бюджеты на празднования и запросы гораздо скромнее.
Второй тип аудитории – это те, кто празднует на широкую ногу, как в былые времена, но так, чтобы никто об этом не узнал. Максимально не узнал.
Как оказалось, “зрады” и хейта боятся все. Просто кто-то отказывается от любых праздников, чтобы не было разговоров, а кто-то проводит корпоративы тихо. Как пояснил нам один менеджер, “ивенты сегодня нужно проводить с головой, потому что люди разные и позиции разные во всем”.
“Госсектор гуляет в ресторанах, просто завешивает ресторанные окна шторами, чтобы никто ничего не видел и не слышал, – рассказывает шоумен Вячеслав Соломка. – Деньги платят, правда, платят меньше и пытаются на чем-то сэкономить. Сегодня экономят на ведущих и на артистах, меньше звуковой техники заказывают. Но есть и те, кто готов платить традиционную сумму. Люди хотят веселиться. Я знаю одно госучреждение, где сотрудники сами себе устраивают корпоратив, потому что любят гулять. Их 24 человека, и они скидываются по 2 тысячи гривен. Но, учитывая, что 1200 гривен на человека – это еда, то речь здесь идет об очень скромном корпоративе без медийного ведущего, без артистов, без музыки, без ивент-агентства, которое разработает индивидуальный сценарий под заказчика, без концепции – ну как раньше заказывали – вечеринку в восточном стиле или гангстерскую вечеринку. Этого ничего не будет, просто посидеть, выпить-закусить и все”.
Vesti.ua поинтересовались, сколько стоит сегодня заказать медийного телеведущего на корпоратив, оказалось от 1000 долларов, в зависимости от уровня узнаваемости.
Если заказчики хотят еще и звук, это еще плюс 10 тысяч гривен и диджей еще около 200 долларов. Но это цена минимум.
По словам Руслана Саболдаша, на обычные корпоративы в ресторане сегодня очень мало запросов, но они есть. Цена с учетом того, что ресторан обойдется в 1,5-2 тысячи гривен на человека: 20-30 человек – от 50 до 100 тысяч гривен; 50 человек – это от 70 до 200 тысяч гривен. “Цена шоу-программы зависит от того, сколько руководство компании готово потратить, – поясняет представитель агентства “Шаленій Event”. – Это может быть ведущий и аппаратура с диджеем, а может быть кавер-бенд, артист оригинального жанра и все. Таких грандиозных шоу, как заказывали раньше, сегодня уже не будет. Многие на такие расходы не решаются, потому что понимают, что лучше дать в конце года человеку премию или вложиться в рекламу и маркетинг.”
“Артисты без работы не сидят, но и заказов у них немного”
Если все сегодня экономят, то какова судьба артистов, которых в хорошие времена “елки” кормили так, что они могли год не работать.
“Не могу сказать, что артисты голодают. Кто хочет иметь работу, тот ее имеет”, – поясняет шоумен Вячеслав Соломка.
Что же касается гонораров, то наш собеседник говорит, что за 2 тысячи долларов сегодня можно, наверное, пригласить совсем молодого неизвестного артиста, а топовые артисты сегодня просят не меньше 30 тысяч долларов. Например, Сердючка с командой обойдется точно не меньше 30 тысяч долларов и где-то от 20 тысяч и выше Оля Полякова, Макс Барских, Монатик и Дорофеева.
За Верку Сердючку украинцы готовят платить даже в войну, потому что она - символ праздника
В то же время Руслан Саболдаш из ивент-агентства “Шаленій” говорит, что график у топовых артистов на декабрь очень даже свободный. “Если раньше приходилось менеджмент популярного артиста упрашивать поискать свободное место в графике, то сейчас большинство свободны и по ценам очень лояльны. Готовы уменьшать стоимость, потому что нет объема работы”, – говорит наш собеседник. – На некоторых, конечно, есть спрос, но таких единицы. В основном это звезды, у которых есть активная позиция в этой войне, и они активны не только в творчестве, но и в плане помощи ЗСУ”.
То есть те артисты, у кого за годы войны не пострадала репутация, – у них все нормально. При этом есть и такие артисты, которые живут в своей реальности. “Выставляют такой ценник, вроде нет понимания ситуации в стране. Вроде и войны и нет”, – говорит Руслан Саболдаш.
“22 декабря – самая горячая дата, на которую в Киеве ресторана уже не найдете”
А что же киевские рестораны, как у них в декабре обстоят дела.
“В рестораны сегодня очередь из заказчиков не стоит. До войны рестораны на декабрь были расписаны еще в ноябре, если не в сентябре. Нет, запросы есть, но их не очень много, хотя нужно отметить, что ситуация чуть лучше, чем в прошлом году, – поясняет Руслан Саболдаш. – Есть всего несколько популярных дат, на которые сейчас уже действительно трудно найти ресторан – это 16 и 22 декабря”.
“А в ресторанах забиты все пятницы и выходные перед Новым годом, – резюмирует Вячеслав Соломка. – 22 декабря – это самая горячая и, соответственно, самая дорогая дата декабря, на которую в Киеве ресторана уже не найдете. Ну разве что какой-нибудь генделик. Тут, как говорится, “поздняк метаться”. 20 и 21 декабря, в принципе, тоже востребованные даты. В субботу люди не хотят гулять, это день либо для похмелья, либо для семьи. Остается среда или четверг, причем среду заказывают гораздо чаще”.
В общем, нельзя не порадоваться за наших людей. Новый год, как повод расслабиться, они пропустить не хотят. Нужно ли их за это хейтить? Точно нет, потому что никто не знает, что будет с нами завтра. Поэтому тематика корпоратива у всех одна – просто поймать ощущение праздника. Но если вы не забываете о войне и помните о ребятах на передовой, устройте в ходе корпоратива аукцион и соберите донаты на ВСУ. Это и будет проявлением вашей позиции. Но только не лишайте себя праздника и повода надеть хоть раз в году красивое платье.
“Все, что мы делаем, мы делаем с надеждой на то, что в 2024 году у нас и с корпоративами будет все лучше, и в Украине тоже, – говорит Руслан Саболдаш. – Когда у людей эмоциональный подъем, они заказывают больше праздников. Вон летом 2023 года, когда ВСУ шли в контрнаступление, нам заказчики звонили гораздо чаще, потому что эмоциональный подъем был. Сейчас с эмоциональным состоянием у людей так себе. Ждем лучших времен и верим в ВСУ”.