Молчи и плати. В Верховной Раде готовят бомбу для монополистов
Молчи и плати. В Верховной Раде готовят бомбу для монополистов

Молчи и плати. В Верховной Раде готовят бомбу для монополистов

Депутат предлагает новый механизм защиты прав потребителей услуг ЖКХ

Ситуация в ЖКХ близка к критической и угрожает подорвать жилищно-коммунальное хозяйство изнутри. В ближайшее время в Раде депутаты обсудят судьбу украинского потребителя услуг ЖКХ.

Репетиция зимы

23 ноября 2023 года НЭК "Укрэнерго" заявила о дефиците мощности в энергосистеме из-за сложных погодных условий. Пришлось докупать киловатты у иностранных партнеров и ограничивать экспорт. Такая ситуация, с небольшими перерывами, сохраняется и в первый день зимы. 

Как выяснилось, не только погода была причиной дефицита мощностей – как раз 22 ноября в аварийный ремонт были переведены сразу семь энергоблоков ТЭС, причем шесть из них – частной компании ДТЭК, один – "Центрэнерго". Поскольку это случилось внезапно и внепланово, Министерство энергетики поручило Госинспекции по энергетическому надзору Украины оперативно разобраться. Эффект был молниеносным – до конца 23 ноября четыре из семи энергоблоков ТЭС были опять подсоединены к энергосистеме. В открытых источниках была информация о том, что "Центрэнерго" может быть подконтрольна людям из орбиты влияния олигарха Игоря Коломойского, в то время как ДТЭК связывают с Ринатом Ахметовым

Господа и мороз

Пока энергосети лихорадит, в теплосетях – вопиющий недогрев или вовсе отсутствие тепла. 28 ноября 2023 года одну из магистральных улиц Одессы перекрыли жители домов, в которых из-за непогоды трое суток подряд не было не только света, но и тепла. В Николаеве несколько десятков домов без тепла, хотя ранее власти города отчитывались о полной готовности к отопительному сезону. В Киеве взбунтовались студенты Национальной академии изобразительного искусства – в общежитии, а также в аудиториях не было отопления от слова "совсем". После того как будущие художники прорвались к ректору, отопление появилось. При этом руководитель вуза утверждает, что потеплело бы в помещениях и без бунта – как раз завершился ремонт котельной. В других местах столицы отопление не подавали или из-за документальных неувязок, или по причине порывов труб теплотрасс. 

В Светловодске Кировоградской области в одном из домов создали ОСМД, но в результате по состоянию на 29 ноября оставались без отопления: председатель ОСМД не подписывал гарантийное письмо о том, что все проблемы с внутридомовыми теплосетями берет на себя. При этом председатель ОСМД заявляет, что дом был обследован на предмет готовности к отопительному сезону и признан готовым, акт обследования есть, а в ОГА утверждают, что есть технические моменты, которые надо решать (подключение к теплу дома ведет к отключению котельной). Однако все другие дома, подписавшие гарантийные письма, тепло получили. Но что такого "волшебного" в письмах? А то, что поставщик услуги отопления снимает с себя любую ответственность за наличие и качество услуги. То есть страхуется от жалоб.

Нет пути – иди в суды

Госорганы, которые занимаются жалобами потребителей на их поставщиков, завалены обращениями граждан. Пока что государство де-факто бессильно, однако в Верховной Раде назревает жесткое решение. Об этом рассказал первый заместитель председателя парламентского комитета по энергетике и ЖКХ Алексей Кучеренко. 

На данный момент такими структурами являются НКРЭКУ и Госпродпотребслужба. По данным последней, количество жалоб потребителей на услуги ЖКХ в Киеве сократилось с 627 в 2019 году до 260 в текущем. Всего по Украине в текущем году на услуги ЖКХ зафиксировано 2123 жалобы в Госпродпотребслужбу. 69% из жалоб по Киеву – на необоснованные начисления или на отсутствие перерасчета за некачественно предоставленную услугу.  

Но сокращение количества жалоб не свидетельствует о том, что проблемы взаимоотношений между потребителем и поставщиком ЖК-услуги решены, утверждает Алексей Кучеренко. По его мнению, потребители разуверились, что эти госструктуры могут их защитить. 

С потолка, но в законе

И не зря. Как рассказал председатель Союза потребителей жилищно-коммунальных услуг Олег Попенко, в текущем году на фоне 260 жалоб на услуги ЖКХ по Киеву в Госпродпотребслужбу только в возглавляемый им Союз поступило их более 2 тыс. Горячие линии 15-51 и 15-57 в столице ежемесячно регистрируют минимум 10 тыс. жалоб на услуги ЖКХ. "Эти цифры не только свидетельствуют о масштабе проблемы, но и о том, что госструктуры не справляются", – подчеркнул он. 

К чему это приводит? Олег Попенко продемонстрировал платежку харьковчан за тепло. Всем доначислено 591 грн и еще 1467 грн за ремонт и обслуживание внутридомовых теплосетей. "Это абсолютно незаконный платеж, потому что он вводится по итогам общего собрания жильцов, но у "Харьковских теплосетей" нет ни одного протокола ни одного такого собрания", – утверждает он. 

Магия поверки счетчиков

В масштабах города это 150 млн грн, которые "Харьковские теплосети" положат в карман, если, конечно, потребители заплатят. Аналогичная схема "прокручивается" и во Львове. Основанием для "рисования" таких цифр служат как раз доначисления по методике 315. Особенно хлебное дело – поверка счетчиков, которая позволяет поставщику, используя методику 315, взимать вдвое-втрое больше за услугу, "и это массово по всей стране", утверждает Попенко.  

Суды да дело

Потребитель во всех этих хитросплетениях беспомощно барахтается и в конце концов опускает руки. 

"Если до 2014 года я как человек с опытом, народный депутат, экс-министр ЖКХ, понимал, кто за что отвечает в этой сфере, то сейчас наворотили такого, что, по сути, потребитель остался один на один с монополиями, –  подчеркнул Алексей Кучеренко. – Вспоминаю свою дискуссию с Аленой Бабак (активно продвигала реформу ЖКХ). На вопрос, как потребителям защищать себя, она ответила – это рынок, "пусть идут в суд". Представить, как миллионы людей идут в суд, – это точно не социальное государство. Была переоценена роль потребителя, что он сам способен написать юридически правильную жалобу". 

А от этого зависит результат. "Если вы неправильно сформулируете (жалобу), ошибетесь в номере постановления, не там поставите запятую, то получите формальную отписку", – утверждает парламентарий.  

Быстро и жестко

Все это несет ряд рисков, особенно опасных в условиях военного положения. 

Спойлер 1: Риски от неэффективной защиты прав потребителей в сфере ЖКХ

Поэтому в ближайшее время в парламентском комитете по вопросам энергетики и ЖКХ пройдет заседание, посвященное защите прав потребителей ЖК-услуг в условиях военного положения. 

Формы и смысл

Как сообщил Алексей Кучеренко, достигнута договоренность с председателем комитета Андреем Герусом. По итогам заседания будут наработаны решения, которые реально воплотить в течение двух-трех месяцев, поскольку действовать надо быстро. 

Чего конкретно можно ожидать:

Источник материала
loader
loader