Настроения меняются по всей Европе.
Напомним, что недавно на парламентских выборах в Нидерландах победила антиевропейская ультраправая Партия свободы (PVV) под руководством Герта Вилдерса, который выступает против передачи оружия Украине и имеет значительный отрыв от конкурентов.
Но это лишь звено цепи выборов в ЕС, где уверенно побеждают ультраправые.
В июле этого года аналитики LB напоминали, как изменились взгляды европейцев.
К примеру, в Венгрии на выборах в четвертый раз побеждает одиозный Виктор Орбан и его партия Фидес.
Парламентские выборы во Франции дали возможность Марин Ле Пен собрать огромную влиятельную фракцию в Национальном собрании.
Ее ультраправая партия Национальное объединение получила 89 мест, чего еще несколько лет назад вообще нельзя было представить.
Впечатляет уровень поддержки праворадикальной Альтернативы для Германии – пишут, что сейчас он составляет 18%.
Напомним и о победе в сентябре 2022 года партии "Братья Италии" во главе с Джорджи Мэлони.
Еще несколько лет назад "братья" позиционировали себя неофашистской политсилой.
Отметим, что в Греции за последние 50 лет сразу три ультраправых партии вошли в парламент.
Это абсолютный рекорд.
Также последние выборы свидетельствуют, что "направо" засматриваются и в Финляндии, Швеции, Испании.
С каждым годом поддержка левых падает.
К слову, даже опытных аналитиков удивила показательная ситуация в Ирландии, которая, в принципе, не очень уважает правых политиков.
Напомним, в столице Ирландии вспыхнули массовые столкновения после того, как троих детей и школьного ассистента ранили возле школы.
На них напал неизвестный с ножом.
Считая, что это был эмигрант из Алжира, на улицы вышли митингующие: они крушили полицейские автомобили и автобусы.
Раздавались антиэмигрантские призывы.
Начальник полиции Республики Ирландия обвинил в беспорядках в центре Дублина "сумасшедшую, хулиганскую фракцию, управляемую ультраправой идеологией".
"В Дублине лопнул политический нарыв, часть общества устала от проблем, связанных с миграцией.
И здесь на фоне такого дикого нападения на граждан с ножом, самые "горячие головы" решили, что если власть не может защитить людей, то они начнут защищать себя сами",- говорит в разговоре с Апострофом эксперт по деятельности спецслужб Иван Ступак.
По словам эксперта, рост антимигрантских и антиисламских настроений наблюдается практически по всему европейскому континенту.
Во многом последние всплески были спровоцированы ужасающей атакой ХАМАСа на мирных израильтян, включая и детей.
Но почему изменились политические вкусы по всей Европе?.
Причина не только в мигрантах.
На Западе наметилась тенденция, когда избиратели голосуют за откровенных радикалов и правых популистов, отмечает заместитель директора по науке Института социологии НАНУ Евгений Головаха.
"Проблемы с мигрантами – лишь одна из причин, лежащих на поверхности, но есть и другие фундаментальные факторы: неспособность человека быстро адаптироваться к цифровым трансформациям, крайне большой поток информации, изменение условий проживания в городе.
Люди в растерянности и не могут рационально переварить поступающую информацию.
Это автоматически включает эмоциональные механизмы, которые очень древние по своей природе: "бей", "беги" или "затаись".
Только в условиях современного общества и демократии это все трансформируется в "бей-беги" или "проголосуй" за популиста, который предложит тебе легкие решения сложных проблем", - говорит эксперт в комментарии Апострофу.
Не следует также забывать и о работе россиян в пропаганде ультраправых идей.
Как отметил советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк в эфире 24 канала, у Кремля была многолетняя программа, направленная на дестабилизацию в западных странах.
Одним из примеров является кризис на финской границе, куда Россия отправляет пакистанских и афганских мигрантов.
Подобная ситуация фиксируется и на границе с Польшей в последние 2 года.
"Это абсолютно понятный процесс.
Резкий поворот "вправо" очевиден, и в это достаточно системно вкладывалась Россия", - заявил советник главы ОП.
Он оказывал давление на западные демократии и в результате к власти приходили не классические интеллигентные политики, а жесткие партии.
Как отмечает нардеп Егор Чернев, почти все ультраправые и некоторые просто правые партии Европы действительно симпатизируют Путину.
"Для них он как был, так и остается одной из икон мирового консерватизма",– отмечает политик на своей странице в Facebook.
По его словам, Европа постепенно двигается к политической ситуации 30-х годов прошлого столетия.
"Результаты выборов в Нидерландах, а до того в Словакии и Швейцарии, протесты в Ирландии – железный симптом того, что в ближайшие годы Европа будет существенно праветь.
На очереди – Швеция, за ней – Франция, Германия и другие европейские страны.
Этот процесс закономерен, ведь история развивается циклически, но на этот раз на цикличность наложилась еще и провальная миграционная и мультикультурная политика",– подчеркивает Чернев.
Чего ждать Украине.
"Рост радикальных настроений активно используется разного рода популистами, которые вместе с антиисламскими или антимиграционными лозунгами продвигают идеи, направленные против Украины: отказ поставлять вооружение, принимать в ЕС, сюда же следует отнести абсолютно лицемерные заявления о необходимости начать "переговоры" с Кремлем под якобы достойными поводами.
Такие настроения, к сожалению, становятся электоральным драйвером, как это произошло на днях в Нидерландах, где парламентские выборы выиграли евроскептики в отношении Киева",- говорит Иван Ступак.
Но не нужно быть слишком уязвимыми, предостерегает аналитик Юрий Богданов в своем Telegram.
Он напомнил, что Украина не находится в центре политики других государств и мира.
И противостояние изоляционистов с глобалистами, экстремистов с умеренными — это тренды и процессы гораздо более масштабные, чем наша война.
Богданов на примере победы Герта Вилдерса объяснил, почему не стоит торопиться с выводами о выборах в ЕС.
"Поддерживать Украину - позиция подавляющего большинства нидерландской элиты.
Поэтому даже если Вилдерс сформирует коалицию под кучу ограничений со стороны партнеров, помощь Украине он вряд ли сможет откатить.
Для нас главным вызовом остаются американские выборы",– пишет Богданов.
Он добавил, что основа европейской системы не персоналии и не эмоции, а институты и процедуры.
"Иногда медленные и из-за внутренних предохранителей очень осторожны, но постоянные и проверенные временем.
Поэтому да, и Си, Путин, и другие популисты с авторитарным креном (Орбан, Трамп, Уилдерс, Фицо, ПиС) могут штурмовать институции.
И не очень вероятно, что им удастся их сломать.
Хотя и заставят всех понервничать.
Собственно, уже заставляют",– отмечает он.
Как пишет Чернев, почти все, за редким исключением, ультраправые партии Европы настроены против Украины, поскольку считают ее марионеткой левых, глобалистов и идейно враждебной страной.
По мнению нардепа, в этой ситуации следует налаживать сотрудничество хотя бы на парламентском уровне со всеми европейскими силами, включая правых.
Иначе вдруг может наступить момент, когда в Европе мы останемся сами.
"Мы должны объяснить европейским и американским правым, что в войне с Россией мы защищаем не глобалистов, не левые идеи, а собственную землю, традиции, ценности, язык, то есть все то, что и для них имеет принципиальное значение.
Мы должны также объяснять им на конкретных примерах искусственность путинского консерватизма и его антиевропейскую направленность, включая целенаправленную исламизацию России, ориентацию на Китай, преследование там правых сил и т.
д.",- отметил Чернев.
Валерия Шипуля.