"Мой дом оккупанты разрушили до основания": как волонтеры восстанавливают жилье на освобожденных территориях
"Мой дом оккупанты разрушили до основания": как волонтеры восстанавливают жилье на освобожденных территориях

"Мой дом оккупанты разрушили до основания": как волонтеры восстанавливают жилье на освобожденных территориях

Добровольческий строительный батальон "Добробат" объединил более 47 тысяч неравнодушных людей

Волонтеры помогают пострадавшим восстанавливать разрушенные дома и объекты социальной инфраструктуры. Сейчас проект реализуют в семи областях: Киевской, Черниговской, Сумской, Харьковской, Николаевской, Херсонской и Запорожской.

На деоккупированных территориях тяжело работать не только физически, говорит экс-советник министра внутренних дел и соучредитель волонтерского проекта "Добробат" Ростислав Смирнов. Местные рассказывают много страшных историй о жизни в оккупации…

"Иногда думаешь, что ты уже такой черствячок, которого ничто не цепляет, привык видеть эти беды, смерти, разруху… А потом, как отец могу сказать, наталкиваешься на какую-то историю, касающуюся детей, и тебя просто переворачивает, — вспоминает услышанное Ростислав. — Так, в селе Ягодное на Черниговщине во время оккупации держали людей в подвале больше месяца. Оттуда никто не выходил, при том, что там было более 300 человек. В комнате три на три метра находилось около 20 человек, которые даже не могли лечь, потому что некуда было. Детей укладывали сверху на людей…"

"Люди, которые умирали, лежали рядом с живыми в подвале"

69-летняя Ольга Матвиенко — жительница села Ягодное Черниговской области. Ее дом, находившийся рядом со школой, был разрушен до основания. Вместе с жильем семья потеряла все имущество: что-то сгорело, что-то украли оккупанты.

Ольга Сергеевна с волнением вспоминает времена оккупации: школьный подвал, в котором сидели в плену, как горел дом и все постройки во дворе, сгоревшую заживо собаку…

"Остался только погреб, в котором все время сидели россияне. Сделали себе лежбище и там жили. А нас отправили в школьный подвал. Ничего не позволили с собой взять — ни лекарств, ни теплой одежды. Мы только захватили грязные куртки, которые были в погребе, – вспоминает тяжелые времена собеседница "Телеграфа". – Оккупантам там было комфортно, погреб хороший. Картофель выбросили оттуда, консервацию поразбивали, повыпивали. Ну что сказать, орда. Это ужас".

Ольга Сергеевна говорит, что незваные гости пьянствовали, всю водку вынесли из домов и магазина. Все вокруг сравняли с землей, перепахали своими гусеницами весь огород.

"Та школа, где мы сидели в подвале, находится в 200 метрах от нашего огорода… Очень тяжелая ситуация была. Сначала они (оккупанты) давали нам разжигать костер на улице, греть кипяток, там немного было на кухне продуктов, круп, что-то люди из дома принесли, — рассказывает Ольга Сергеевна о жизни в подвале. — А потом они стали очень злыми, перестали нас вообще выпускать на улицу, даже в туалет. Минами забросали школьный двор. Людей ранило. Те люди, которые умирали, лежали рядом с живыми в подвале…"

В маленькой комнате, говорит Ольга Матвиенко, их находилось 27 человек. Места вообще не было: кто-то сидел на корточках, кто-то стоял. Всего в подвале было более 300 человек, в том числе дети.

"Сил уже не было, страшное обезвоживание организма, страшная простуда, температура, две недели я там умирала… Выжила, слава Богу, а вышла – некуда идти. Будто страшный сон, но мы это пережили", – говорит Ольга Сергеевна.

От дома остался только фундамент

Какое-то время семья снимала комнату в Чернигове, а в родное село приезжала и понемногу разбирала все сгоревшее. Три недели назад пострадавшие перебрались в свой дом, наладили там отопление.

Восстановить жилье семье помогли волонтеры "Добробата" на средства правительства Латвии. Латвийцы профинансировали строительные материалы для восстановления семи домов в этом селе.

Ольга Матвиенко – жительница села Ягодное на Черниговщине. Ее дом был разрушен до основания

"Добробатовцы практически все сделали: построили стены, сделали крышу. Фундамент и армопояс уже были. Поставили окна, двери, залили бетонный пол", – рассказывает Ольга Сергеевна о предоставленной помощи.

Кто-то из волонтеров приехал из Кривого Рога, кто-то из Мариуполя. Помогают в восстановлении и местные жители.

10 тысяч заявок за несколько дней

А началась деятельность волонтерского проекта "Добробат" по восстановлению украинских территорий после деоккупации Киевщины.

Соучредитель проекта Ростислав Смирнов рассказывает: когда освобождали Киевскую область, он имел возможность попасть на эти территории одним из первых и увидеть все ужасы, которые происходили там. Уже тогда было очевидно, что для восстановления требуется много времени и ресурсов. Тогда было решено бросить клич и объединить силы единомышленников для ликвидации последствий "русского мира" в Бородянке: добровольцы помогали ГСЧСникам разбирать завалы.

За первые несколько дней, рассказывает Ростислав, в Киевской области собрали более 10 тысяч заявок. Поняли, что способны на большее, поэтому запустили чат-бот и решили расширять географию. К проекту добавили еще две области (Черниговскую и Сумскую), чтобы добровольцы могли записываться в эти батальоны.

"Никто сильно над проектом и названием не задумывался, я даже не знаю, в какой момент это название появилось – просто добровольцы – "Добробат". Тогда никто не думал, что такой проект просуществует почти два года и будет объединять более 40 тысяч волонтеров. Мы просто хотели помочь людям, рассказывает Ростислав Смирнов. – Мы показывали украинцам на оккупированных территориях, что они не одни. Возможно, наши дома, постройки и улицы не так пострадали, как у них, но мы поможем, в беде не оставим".

Гражданство, возраст и пол не имеют значения

Волонтеры батальона – это люди разных профессий, пола и возраста, с разными мнениями и взглядами на жизнь, но с одной целью – помочь.

Ростислав Смирнов говорит, что разбирать завалы и восстанавливать села приезжают люди из разных регионов Украины и даже из-за границы: шведы, канадцы, австрийцы, поляки, румыны.

"Это и этнические украинцы, которые давно жили в Америке. К примеру, один парень, когда началась война, вернулся в Украину и пошел помогать с восстановлением, – рассказывает Ростислав. – У меня недавно был визит в Штаты, где расположен крупнейший американско-украинский фонд "Razom for Ukraine", там работает координатор Катя, и она, как оказалось, приезжая на несколько недель к маме в Ягодное Черниговской области, волонтерила в "Добробате". Я даже этого не знал".

В Сумской области, по словам Ростислава, старшеклассник ежедневно преодолевал 30 км для того, чтобы вместе с волонтерами отстраивать Тростянец.

Некоторые из пострадавших, говорит соучредитель фонда, не сдерживали слез из-за неравнодушия людей, которые преодолевали десятки километров, чтобы помочь им, причем абсолютно бесплатно.

Батальон помог тысячам семей

"Добробат" занимается именно первичным восстановлением поврежденных объектов, перекрывает разрушенные крыши, ремонтирует поврежденные стены и выбитые окна.

На восстановлении разрушенного дома

За время своего существования фонд помог тысячам семей стереть отпечатки войны с их домов.

Разбор завалов и вывоз строительного мусора – это большой и физически тяжелый пласт работы, отмечает Ростислав. И это не по силам выполнить пожилым людям самостоятельно.

Волонтеры работают на разборе завалов

"В Ирпене у нас техника несколько месяцев работала каждый день, абсолютно без выходных. И опять же, все это делали волонтеры", – говорит Ростислав Смирнов.

Первые месяцы он и его партнер Виктор Андрусив самостоятельно финансировали этот проект. По состоянию на сегодняшний день у команды очень большая сетка партнеров, в том числе и западных, включая правительства Латвии, Эстонии, Бельгии, Агентство США по международному развитию (USAID)…

"В основном партнеры дают ресурсы не "Добробату", а именно на какие-то конкретные объекты, например, на восстановление школы в Чернигове, объект в Харькове и еще один в Сумах. Они выделяют средства на строительные материалы, — говорит Ростислав. — Мы проходим полностью финансовый аудит. В больших грантах это заложено. И это важно. Для нас это о честности и об открытости. Чем больше ты открыт, тем больше тебе доверяют. Мы хотим быть максимально чистыми, потому что если произойдет хоть какая-нибудь наименьшая [сомнительная] история, то будет подорвано доверие, и после этого мы не сможем ничего делать и получать такую помощь".

"Добробат" постоянно сотрудничает с общинами, местными администрациями. Благодаря такой коммуникации повышается эффективность работы. Активно помогает батальону бизнес: и украинский, и зарубежный. К примеру, потребности в электроинструменте полностью покрывает компания Hilti. Сеть ресторанов японской и европейской кухни "Евразия" предоставляет волонтерам обеды в Киевской области, а еще у них есть меню со специальной отметкой "Добробат", с которого определенный процент идет на батальон.

"У нас на сайте есть разрушенные объекты, сметы, фото "до". Параллельно мы сами ищем средства и, когда есть какой-то донор, показываем список объектов, нуждающихся в восстановлении. Потом присылаем им фото, финансовые отчеты", – уверяет соучредитель проекта.

Кстати, на сайте каждый может оставить заявку, чтобы стать членом батальона. Зарегистрироваться для получения помощи можно также на сайте проекта.

Теги по теме
Строительство
Источник материала
loader
loader