Китай может помочь России построить подводный тоннель в Крым
Китай может помочь России построить подводный тоннель в Крым

Китай может помочь России построить подводный тоннель в Крым

Китай может помочь России построить подводный тоннель, который соединит материковую часть РФ со временно оккупированным государством-агрессором украинским Крымом. Заинтересованность в участии в этом проекте, по данным украинских спецслужб, выразила государственная Китайская железнодорожно-строительная корпорация (CRCC), которая "готова обеспечить строительство железных и автомобильных дорог любой сложности в крымском регионе".

Сейчас между Китаем и Россией продолжаются переговоры по поводу возможного строительства подземного тоннеля, несмотря на сомнения в жизнеспособности проекта для России, опасающейся, что Украина разрушит Крымский мост, его реализация крайне важна. Подробности раскрывает The Washington Post.

Издание утверждает, что украинские спецслужбы перехватили сообщения о секретных встречах связанных с правительствами своих стран бизнесменов из России и КНР. Они якобы были связаны с обсуждением планов строительства подводного тоннеля, который соединит материковую часть РФ с оккупированным Крымом и будет неуязвим для ударов извне. Идея проекта родилась из все более растущих опасений России потерять ключевую логистическую артерию для военных ВС РФ – Крымский мост. Украина уже дважды атаковала его, и мост по-прежнему остается неизменной и достаточно уязвимой военной целью.

По мнению журналистов The Washington Post, эти переговоры подчеркивают, что Россия твердо намерена удержать оккупированный с 2014 года украинский полуостров. Настолько, что готова усиливать свою зависимость от Китая.

Опрошенные изданием американские чиновники и эксперты-инженеры убеждены: строительство туннеля рядом с существующим мостом столкнется с огромными препятствиями. Но Россия готова рискнуть, поскольку не может добиться победы в войне и осознает, что Украина будет атаковать Крымский мост до тех пор, пока не разрушит его.

Если Китай согласится принять участие в этом строительстве, он навлечет на себя серьезные политические и финансовые риски. До сих пор Пекин официально не признавал оккупированный Крым частью России. А помощь государству-оккупанту потянет за собой экономические санкции в отношении китайских компаний, которые возьмутся за строительство.

Однако, приходит к выводу The Washington Post, подобные последствия пугают в Китае не всех.

"Перехваченные электронные письма показывают, что одна из крупнейших строительных компаний Китая выразила готовность участвовать. Сообщения были предоставлены The Washington Post украинскими чиновниками, надеющимися разоблачить проект и потенциальное участие Китая. Подлинность сообщений была подтверждена другой информацией, полученной The Post отдельно, включая файлы регистрации компаний, показывающие, что российско-китайский консорциум с участием лиц, упомянутых в электронных письмах, недавно был сформирован в Крыму", – отмечает издание.

В последние недели представители упомянутого консорциума получали электронные письма, где, помимо прочего, упоминаются встречи с китайцами во временно оккупированном Крыму. В одном из таких писем, датированном 4 октября, отмечено, что . Китайская железнодорожно-строительная корпорация CRCC "готова обеспечить строительство железных и автомобильных дорог любой сложности в крымском регионе".

Эта китайская госкомпания принимала участие в строительстве значительного количества крупнейших автомобильных и железных дорог. Работала она и с Россией, в частности, была задействована в строительстве метро в последние годы в Москве.

The Washington Post обратилась и к этой китайской компании, и к представителям российско-китайского консорциума в Севастополе, но не получила ответов на вопросы, связанные с планами строительства подводного тоннеля ко временно оккупированному украинскому полуострову. В частности, если китайцы вовсе проигнорировали запросы журналистов, то россиянин Владимир Калюжный, назначенный гендиректором консорциума, назвал вопрос о тоннеле "болванкой" и отказался что-либо комментировать "вражеским СМИ".

В то же время, в распоряжении редакции оказалось электронное письмо на имя постоянного представителя Республики Крым при президенте РФ Георгия Мурадова, в котором Калюжный утверждал, что располагает письменным подтверждением "от наших китайских партнеров о готовности одной из крупнейших компаний Китая, CRCC, участвовать в качестве генеральный подрядчик строительства тоннеля под Керченским проливом".

Планы строительства подводного пути к Крыму Россия строит на фоне реализации других инфраструктурных проектов на оккупированных территориях Украины. К примеру, спутники зафиксировали появление новых участков железной дороги на побережье Азовского моря: оно является частью сухопутного коридора из РФ в Крым.

Строят эту железную дорогу компании, связанные с другом детства Владимира Путина Аркадием Роттенбергом. Приближенный к российскому диктатору олигарх заработал огромное состояние на поддерживаемых Кремлем проектах. В частности, его компании зарабатывали на подготовке к Олимписким играм-2014 в Сочи и на строительстве того же Крымского моста: компания Роттенберга "Стройгазмонтаж" была главным подрядчиком при его сооружении.

В Крыму Роттенберг обзавелся обширными владениями. Против него введены санкции США.

Обойти санкции в связи с возможным строительством тоннеля российско-китайский консорциум пытается, засекречивая имена причастных к его созданию бизнесменов: в регистрационных документах не упоминаются шесть из девяти фамилий основателей.

Китай же и вовсе стремится к полной секретности. В перехваченных украинскими спецслужбами письмах подчеркивается, что CRCC будет участвовать только при "строгих условиях полной конфиденциальности" и что название компании будет заменено на "другое, независимое юридическое лицо" в любых контрактах. В другом письме упоминается китайский банк, желающий "конвертировать свои долларовые средства в рубли для их перевода в Крым для финансирования проектов [консорциума]".

Также в электронных письмах упомянуты переговоры представителей консорциума с топ-менеджером CRCC Сюй Хуасяном.

При этом американские чиновники и эксперты сомневаются, что CRCC действительно готова к участию в строительстве подводного тоннеля к оккупированному Россией Крыму, учитывая риски санкций и саботажа.

"Было бы странно, что либо консорциум крупных фирм КНР, либо правительство поддержали бы такой проект. Он может показаться довольно легкой мишенью для уничтожения украинцев", — заявил в разговоре с журналистами американский чиновник, занимающийся санкционной политикой.

По мнению экспертов, построить тоннель под Керченским проливом технически возможно: опыт и оборудование, необходимые для реализации подобных проектов, у КНР есть. Но подобное масштабное строительство потребует огромных денег и времени. Масштабы вероятного тоннеля от побережья РФ к Крыму сравнимы с сооружением самого длинного тоннеля в Европе, который соединит Данию и Германию. Он строится уже 8 лет и строительство, как ожидается, может быть завершено в конце 2020-х годов. Прогнозируется, что общая стоимость строительства превысит  8,7 миллиарда долларов.

Так что, по мнению экспертов, китайцы в случае принятия участия в проекте, вряд ли успеют построить тоннель так быстро, чтобы облегчить положение России в войне против Украины. Но Россия рассматривает проект как долгосрочную инвестицию, которая, как рассчитывают в Кремле, поможет удерживать полуостров и обеспечит с ним безопасную связь в течение следующих десятилетий.

К тому же, вслед за созданной Россией зависимости Крыма от связанных с РФ водоснабжения, электроэнергии и линий связи, подводный тоннель станет физическим продолжением навязчивой идеи Путина "соединить Крым с Россией-матушкой".

The Washington Post со ссылкой на предположения экспертов пишет, что Китай, вероятно, будет настаивать на хотя бы частичном владении туннелем, увеличивая свой расширяющийся запас глобальной портовой и транспортной инфраструктуры. Пекин может даже профинансировать проект, возвращая вложенные деньги либо в виде пошлин, либо за счет экспорта российской нефти и газа.

При этом, несмотря на то, что подземные работы можно проводить с минимальным риском, тысячи задействованных в строительстве тоннеля рабочих,  дорогостоящее оборудование и обширные строительные площадки будут оставаться в пределах досягаемости украинских ракет. 

Эта же угроза, с большой долей вероятности, не позволит РФ и Китаю использовать новые методы строительства с использованием гигантских дноуглубительных судов на поверхности воды: им придется использовать традиционную технологию бурения туннелей.

"Это будет очень трудно саботировать, если только вы не атакуете входы", — сказал инженер, который работал над несколькими крупнейшими в мире туннельными проектами. По его словам, строительство туннеля через Керченский пролив, вероятно, обойдется как минимум в 5 миллиардов долларов и потребует от российских военных защиты "не только пролива, но и необходимых вам производственных объектов" на берегу. "Это операция высокого риска", – пишет издание.

Напомним, 15 ноября в Сан-Франциско прошла встреча лидеров КНР Си и США Байдена. Для этого китайский политик впервые за шесть лет прилетел в Америку.

После встречи с Байденом председатель КНР заявил, что  Китай готов быть другом и партнером США.

Кроме того, в Китае подчеркнули, что переговоры "имеет стратегическое значение". Китай и США имеют общие интересы в широком спектре сфер, включая традиционные, такие как экономика, торговля и сельское хозяйство, а также новые, такие как изменение климата и развитие искусственного интеллекта. И соглашения глав двух государств окажут большое влияние для улучшения взаимоотношений между странами.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале OBOZ.UA и Viber . Не ведитесь на фейки!

Источник материала
loader
loader