Ювелирные изделия и картины мастеров живописи: почему стоит посетить новую выставку Российского Антикварного Салона и Lifestyle «Искусство интерьера»
Ювелирные изделия и картины мастеров живописи: почему стоит посетить новую выставку Российского Антикварного Салона и Lifestyle «Искусство интерьера»

Ювелирные изделия и картины мастеров живописи: почему стоит посетить новую выставку Российского Антикварного Салона и Lifestyle «Искусство интерьера»

Тема выставки — «Достояние нации». Интерес к русским культурным корням и национальному коду позволит протянуть нити из прошлого в будущее, от высокого классического искусства к современному его осмыслению, а также сфокусировать внимание на полноте и богатстве культурного наследия страны.

Классическое искусство

На пять дней атриум Гостиного двора наполнится ценными и редкими экспонатами музейного уровня и раритетными предметами искусства. На стендах антикварных галерей и частных собраний можно будет найти все виды станкового искусства: от живописи русских и западноевропейских мастеров XIX–XX веков, среди которых Василий Перов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Алексей Саврасов, Роберт Фальк, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Филипп Малявин до древнерусских икон и редкого фарфора.

Галеристы готовят немало сюрпризов для посетителей: предметы из собраний галерей и частных коллекций обладают подтвержденной художественной ценностью и инвестиционной привлекательностью, способны украсить любой интерьер. Многие работы, представленные на выставке, долгие годы не экспонировались на публике. На стендах вы найдете живопись и графику русских и западноевропейских художников, скульптуры, работы серебряных дел мастеров — поставщиков Российского Императорского дома, древние иконы, фарфор, часы.

Что будет представлено на выставке

Иван Айвазовский. «Открытие Суэцкого канала» (1871)

Полотно относится к периоду творческого расцвета художника. В октябре 1869 года Иван Константинович Айвазовский отправился в Египет на торжественное открытие Суэцкого канала: поездка явилась источником вдохновения для прославленного живописца, который в течение нескольких последующих лет создавал пронизанные восточным колоритом египетские виды с пирамидами и караванами верблюдов.

«Американский корабль у берегов Неаполя»

Василий Перов. «Охота на медведя» (1879)

Через художественное наследие Василия Григорьевича Перова красной нитью проходит тема охоты: несколько шедевров на подобные сюжеты украшают собрание Государственной Третьяковской галереи. Сам Перов — родоначальник русской жанровой живописи — был страстным охотником, и личная увлеченность автора позволяла ему создавать виртуознейшие произведения. Представленное полотно «Охота на медведя» было заказано мастеру редакцией журнала «Природа и люди» в 1879 году и стало одним из наиболее ярких и удачных полотен живописца, посвященных охоте. На картине мы видим осаду медведя в берлоге, а в образе охотника с ружьем художник изобразил сам себя.

Григорий Седов. «Обращение Владимира в христианство» (1860-е)

Знаковое произведение в творчестве Григория Семеновича Седова, академика русской исторической живописи, автора росписей церкви московского храма Христа Спасителя и церкви Святой Троицы у Покровских ворот. Встреча князя Владимира с греческим монахом-философом, поведавшем князю о сотворении мира и грехопадении, — живописный рассказ об одной из центральных исторических фигур истории древней Руси в момент судьбоносной встречи, изменившей ход русской истории. За «Обращение Владимира в Христианство» художник был награжден большой золотой медалью Императорской Академией художеств, званием художника 1-й степени с правом на пенсионерское пребывание за границей в течение шести лет.

Бронзовое зеркало Гюстава Доре из покоев императрицы Марии Федоровны (1881-1882)

Появлению этого зеркала в покоях российской императрицы Марии Федоровны во многом поспособствовал русский художник Алексей Боголюбов. Он долгие годы был доверенным лицом Александра III и Марии Федоровны в художественных вопросах. Боголюбов увидел модель этого зеркала в парижской мастерской Доре, и сразу же сообщил об этом императрице. Императрица распорядилась: «Скажите Боголюбову, что зеркало мне понравилось, и чтоб он его выслал». Счет за зеркало составил 5 тысяч французских франков, что по тем временам составляло около 2000 рублей серебром. В середине января 1882 года тщательно упакованное зеркало (вес его вместе с ящиком составлял 152 кг) было выслано из Парижа в Россию. Зеркало относилось к личным вещам Марии Федоровны и находилось в ее Гостиной в Гатчинском дворце.

Бронзовое зеркало Марии Федоровны

Папка для поздравительного адреса к коронации Александра III

Папка для поздравительного адреса к коронации Александра III

Серебряный бювар, обтянутый темно-синим бархатом, с кремовым муаром внутри — драгоценный и редкий пример изделия конца позапрошлого века — времени расцвета отечественного серебряного дела. Бювар был создан в 1882 году к священному коронованию императора Александра III, взошедшего на престол в 1881 году. В центре композиции — вензелевые начертания букв А и М, царя Александра III и его супруги Марии Федоровны. В ажурной оправе гармонично сочетаются кружевной, нарядный орнамент и парадная официальная символика. Бювар выполнили мастера прославленной фирмы Сазикова, старейшей из известных ювелирных мануфактур Российской империи. По сведениям владельца, он находился среди вещей, которые вдовствующая императрица Мария Федоровна хранила на вилле Хвидоре в Дании, где она проживала после бегства из большевистской России. После ее смерти предметы были рассеяны по всему миру или проданы.

Игорь Грабарь. «Деревня Осередок на Северной Двине» (1920)

В начале 1920-х годов художник отказывается от прежней импрессионистической манеры письма, начинает ценить «простую» красоту. Палитра его картин заметно темнеет, манера письма становится пастознее, фактура более разнообразна и материальна. В начале осени 1920 года он отправляется в экспедицию с музейным отделом Наркомпроса, чтобы выяснить, насколько пострадали памятники древнерусского зодчества и живописи в результате военных действий. Поездка заняла около полутора месяцев, во время которых Игорь Эммануилович написал серию этюдов, в том числе и этот.

Роберт Фальк. «Дама в шляпе» (1910)

Это характерная работа периода обучения художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Фальк знакомится с искусством постимпрессионизма и увлекается творчеством и идеями Поля Сезанна, которые оказывают на него большое влияние. Колористическое решение картины демонстрирует не ученическое мастерство художника: глубина цвета в очень сдержанных тонах расставляет необходимые акценты, сохраняя общую гармонию, которую Фальк тщательно прорабатывал в каждом своем произведении. Интересно, что на обратной стороне холста написана более поздняя композиция «Извержение вулкана Этна» — сюжет, вероятно, захвативший художника в преддверии поездки в Италию. Пейзаж написан стремительно, некоторые детали художник прописывает практически эскизными штрихами, но уделяет внимание цвету — здесь он становится ярче, а сочетания смелее, обозначая новый период в творчестве автора.

Мемориальный настольный прибор-светильник «Станция Арбатская» (1935)

Миниатюрный вестибюль станции метро Арбатская — подарок Народному комиссару путей сообщения СССР Лазарю Моисеевичу Кагановичу в честь пуска первой линии Московского метрополитена 15 мая 1935 года. Модель в виде знаменитого здания в форме звезды представляет собой чернильный прибор и светильник. В куполе установлен подсвечиваемый плафон из цветного стекла с пятиконечной звездой. С невероятным уровнем детализации повторены мельчайшие декоративные элементы знаменитого здания.

Прибор-светильник «Станция Арбатская»

Ваза с изображением карпов

Ваза с изображением карпов, период Мэйдзи (1868–1912)

Период Мэйдзи считается «золотым веком» японских эмалевых произведений. В это время усилия местных мастеров и развитие технологических процессов привели к созданию уникального национального стиля эмальерного искусства, узнаваемого и высоко оцененного во всем мире. Ваза с карпами выполнена в одной из лучших эмалевых студий периода Мэйдзи — мастерской Андо. Она полностью покрыта голубой эмалью с переходом оттенка от светлого к темному, имитирую глубину воды. Мастера использовали сразу три техники эмалирования — перегородчатую, бесперегородчатую и объемную. По японской традиции сюжет имеет символическое значение: мирно плывущие в прозрачной воде карпы в японской традиции ассоциируются с большой удачей, гармонией бытия, счастьем и благоденствием.

Виллем ван Мирис. «Венера и Купидон» (конец XVII — первая половина XVIII века)

На картине изображены богиня любви Венера и Купидон. В руке у Венеры золотое яблоко, полученное в награду от Париса. То самое яблоко раздора, которое стало причиной ссоры трех богинь — Юноны, Минервы и Венеры, а впоследствии и Троянской войны. Виллем ван Мирис — представитель позднего периода «золотого века голландской живописи», один из «малых голландцев». Был деканом Гильдии Святого Луки, основал в Лейдене Академию рисунка и возродил технику «тонкой манеры», свойственную мастерам старой школы эпохи братьев ван Эйк.

«Венера и Купидон»

«Портрет русской бабы»

Филипп Малявин. «Портрет русской бабы» (1910-е гг.)

Малявинские «бабы» узнаваемы, и своей цветовой экспрессией моментально притягивают взгляд. Они от души пляшут, смеются, не вульгарны и не пошлы, они представляют собою мир, свободный от условностей. Эта тема женских народных образов, найденная художником в 1890-х годах, разрабатывалась и совершенствовалась им до конца жизни. Критики были почти сразу сражены: за русских крестьянок так всерьез не брались со времен Аргунова и Тропинина. «Портрет русской бабы» — подлинное и узнаваемое произведение кисти великого русского модерниста, в чьем творчестве сплавились модерн, импрессионизм, реализм.

Константин Горбатов. «Венеция. Лагуна» (1934)

Работу отличает яркий декоративный колорит и радостное мировосприятие. Художник считал, что «живопись прекрасна тогда, когда она передает жизнь не такой, какая она есть, а какой она могла бы быть». Природа, органично соединенная с архитектурным мотивом, всегда оставалась основной темой творчества Горбатова. Художник пользовался многими импрессионистическими приемами, испытал влияние символизма, часто обращался к теме русского национального пейзажа, к «мотивам русской старины». «Итальянский период», начало которого исследователи связывают с переездом на Капри, отмечен более светлым и ярким колоритом, сложившимся под воздействием южного солнца и итальянской природы.

Андрей Ланской. «Непримиримый красный» (1958)

Андрей Ланской — граф, выпускник Пажеского корпуса, после революции 1917 года эмигрировал в Париж. Художник сыграл заметную роль в истории модернизма и был невероятно известен при жизни. Семь его работ хранятся в Центре Жоржа Помпиду в Париже, при этом он практически не представлен в российских музеях. Ланской начинал с примитивистского фовизма и двигался к полуабстракции, придавая большое значение свету. Его работы отличаются значительностью и плотностью фактуры, но особенно — яркостью красок, цветовой гаммой. В 1937 году под влиянием Кандинского и Пауля Клее художник отходит от предметного искусства, постепенно вырабатывая свою форму изображения, которую называют «лирическим абстракционизмом». Названия его картин поэтичны и романтичны — «Приключения душистого горошка», «Желтое небо», «Непримиримый красный». Цвет становится единственным объектом и сюжетом его картин.

«Непримиримый красный»

Петр Гримм. «Натюрморт» (1948)

Петр Гримм в 1940-е внял урокам Пьера Боннара, его подходам к цвету, и соединил их с иконописью. В 1950-е годы пришел к абстракции путем медленной эволюции в серии натюрмортов, отказа от формы в пользу цветовых ритмов. Отказ от фигуративности в его натюрмортах происходил через исчезновение форм и разрастание плоскостей, которые нивелируют объекты в пользу чистого цвета.

«Натюрморт»

Ювелирная улица

Уже четвертый год Антикварный Салон уделяет особое внимание ювелирному искусству. Посетители смогут прогуляться по единственной в России «Ювелирной улице», которая объединит 40 российских ювелирных домов и брендов сегмента «high jewerly» из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Челябинска.

Все украшения — яркие образцы современного ювелирного искусства, используются только драгоценные металлы и редкие камни. В этой сессии примут участие Ювелирный дом Поднебесных, Русские самоцветы, Liza Borzaya High Jewelry, Godsforge, Natasha Libelle, Chamovskikh Jewerly House.

Ювелирный дом Chamovskikh покажет коллекцию «Княжна», созданную по мотивам самого известного бала-маскарада в Зимнем дворце 1913 года. Natasha Libelle впервые представит изящные ювелирные украшения, вдохновленные монументальными строениями архитектора с мировым именем Захи Хадид. Украшения с жемчугом можно будет найти в Ювелирном доме Поднебесных, его основатель Ксения Поднебесная — эксперт по жемчугу, а компания входит в Японскую ассоциацию экспортеров жемчуга. Constantin Artmayer, долгие годы сотрудничая с изумрудным рудником в Замбии, знает все нюансы работы с этим непокорным, но невероятно красивым камнем.

Мистические миры отразятся во «Всевидящем оке» Рэма Султанова. Эргономичные, приправленные щепоткой смелости, юмора и химией ощущений кольца, запонки, браслеты, серьги делает Alexey Zubov. Бренд Godsforge представит новую коллекцию уникальных украшений-амулетов из драгоценных металлов и камней, наполненных сакральным символизмом. Продолжение знаменитой коллекции «Алиса в Зазеркалье» выпустил Михаил Милютин. Посетители не смогут пройти мимо дерзких, но романтичных украшений-трансформеров от Liza Borzaya, удивительных ботанических миниатюр от Владимира Маркина, завораживающих опалов в коллекции «Красота вселенной» от Opera и легчайших магнолий из анодированного алюминия от Style Avenue. Ювелирный дом Cappulo представит лимитированную коллекцию «Карамель» с «пудровым» зеленым ониксом и розовыми кварцами.

LIFESTYLE «ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРА»

Специальный проект Lifestyle «Искусство интерьера» посвящен процессу создания внутреннего пространства дома, которое начинается с разработки общей дизайн-концепции и заканчивается выбором конкретных предметов и элементов оформления. Взыскательную и искушенную публику Антикварного Салона ждут встречи с иконами дизайнерского и декораторского искусства, с их авторскими коллекциями, с предметами роскоши и утонченного стиля.

Кураторская экспозиция «Русский интерьер» — проект дизайн-эксперта Евгении Микулиной. Ведущие российские дизайнеры представят стенды-комнаты, подчиненные кураторской задаче осмысления русского культурного кода и его современного прочтения. Понятие «русский интерьер» объединяет и дворцовые покои, и подмосковную писательскую дачу, и профессорскую квартиру, и русскую избу. Опираясь на традиции, но в актуальной трактовке, дизайнеры покажут яркие живые интерьеры, от пышной и торжественной классики до уютной интеллигентной московской квартиры.

Насыщенная деловая программа выставки станет логичным продолжением экспозиционной части. У посетителей Салона будет возможность познакомиться с главными лицами современной российской дизайн-сцены. В программе выступят современные российские дизайнеры, коллекционеры и владельцы ведущих российских галерей, которые расскажут, как интегрировать антиквариат в любой современный дизайн, и обсудят, что такое «русский интерьер» сегодня. Посещение деловой программы выставки даст возможность гостям узнать о последних тенденциях в мебельной индустрии, а также познакомиться с новейшими веяниями дизайна и искусства интерьера.

Фото: архивы пресс-служб

Источник материала
loader
loader