Осенью состоялся релиз игры по мотивам романа "Непобедимый" Станислава Лема. Собрали основные факты о писателе и игре
The Invincible – это проект, который мог попасть в список самых ожидаемых релизов осени по трем причинам. Во-первых, он является адаптацией книги, что уже само по себе достаточно заметная редкость для игровой индустрии. Причем адаптацией "Непобедимого" – одного из самых известных романов выдающегося польского фантаста Станислава Лема.
Во-вторых, это дебютная игра польской студии Starward Industries, основанная бывшими сотрудниками CD Projekt RED и Techland. То есть игру делали люди, которые до этого занимались The Witcher 3, Cyberpunk 2077, Dead Island, Dying Light и Call of Juarez.
В конце концов, The Invincible "подкупала" уже на стадии первых скриншотов и роликов своим визуальным стилем, использующим эстетику ретрофутуризма. Ее нельзя назвать редкостью (вспомнить хотя бы серию Fallout и The Outer Worlds), но вместе с тем она не так распространена.
Что нужно знать о романе Лема и самом писателе, на что похожа The Invincible и кому уже сейчас стоит в нее поиграть – в обзоре Liga.Tech.
Львовянин с мировым именем, неудачный врач и человек-комитет
Станислав Лем – не чужой для Украины человек: он родился во Львове и прожил здесь треть жизни. Поэтому довольно странно, что долгое время в городе никак не чтили память земляка с мировым именем. Памятную табличку и мурал, посвященные автору "Соляриса", открыли только в 2021 году по случаю столетия со дня его рождения. Хотя при грамотном подходе вокруг имени Лема можно было бы создать еще один мощный туристический магнит для Львова, особенно среди поклонников классики научной фантастики.
Лем мог стать врачом: по протекции отца его взяли на учебу во Львовский университет, однако завершить вуз помешало вторжение нацистов в 1941 году. Окончил свое образование Станислав уже в Ягеллонском университете в Кракове, куда семья переехала после войны. Чтобы не попасть в армию, Лем отказался сдавать выпускные экзамены и не получил диплом. Тем не менее он был вынужден ежемесячно работать в родильном отделении одной из больниц. Вид крови был одной из главных причин окончательно покончить с карьерой эскулапа. Он выбрал работу ассистента в лектории науковедческого кружка.
На досуге Лем занимался написанием прозы и публиковал свои рассказы. Заняться именно фантастикой помог случай: завершенный в 1948-м роман в жанре реализма "Госпиталь преобразования" издательства отказывались публиковать семь лет. Редакторы жаловались, что тот недостаточно реалистичен. Зато первая попытка на поприще фантастики – приключенческий роман "Человек с Марса" – была издана уже в 1946 году.
Наиболее активно Станислав Лем писал в течение 1960–1980-х годов. Именно в это время вышли наиболее известные его произведения: "Звездные дневники Ийона Тихого", "Эдем", "Книга роботов", "Солярис", "Сказки роботов", "Непобедимый", "Кибериада", "Рассказы о пилоте Пирксе", и "Голем XIV".
В конце 1960-х Станислав Лем стал одним из самых популярных писателей Польши и получил признание за ее пределами. В 1973 году он был членом союза авторов научной фантастики США. Однако уже два года спустя членство аннулировали после того, как Лем опубликовал очень критическую статью об американской фантастике.
За год до этого Филип К. Дик написал в ФБР письмо, в котором говорилось о сговоре коммунистов с целью завладеть умами граждан США из-за пропаганды, замаскированной под фантастику, а главное место в плане отводилось Станиславу Лему. Автор "Человека в высоком замке" был убежден, что польский коллега – псевдоним или подставное лицо для целого комитета по некоторым людям.
Ирония заключалась в том, что Лем никогда не был членом польской коммунистической партии (она называлась Объединенной рабочей партии) и даже публично ее критиковал. К письму он отнесся с юмором, а Филипп К. Дик был одним из немногих американских фантастов, о котором он отзывался в комплиментарном ключе. Считается, что письмо он написал во время приступа паранойи, которые с ним случались время от времени.
Firewatch в космосе
Несмотря на статус корифея фантастики, Станислав Лем скептически относился к жанру и просил не называть себя фантастом. Причиной было то, что его коллеги часто использовали фантастическое будущее исключительно как антураж для приключенческих, детективных или эротических историй. Часто такие произведения выделяют в отдельную категорию "мягкой фантастики". Зато произведения, которые ставят в центр истории, научные теории относят к "твердой фантастике". Большинство текстов Лема относятся именно ко второй категории, а самого писателя из-за значительного количества удачных прогнозов и поднятия тем человеческого бытия также называют футурологом и философом.
Романы Лема – это не легкое развлекательное чтиво. В них отсутствуют эпические сражения, хитрые интриги, страстная любовь и другие хорошо выглядящие на большом экране сцены. Собственно, что экранизация Соляриса в версии Андрея Тарковского, что в версии Стивена Содерберга очень отклоняется от текста романа. Если бы кто-то из режиссеров решил максимально точно подойти к адаптации прозы Лема, то в большинстве случаев пришлось бы снимать мини-сериал на пять-шесть часов. , где большую часть хронометража занимали прогулки героя и его размышления по различным темам. Вряд ли такая идея получила бы зеленый свет у продюсеров больших стриминг-платформ, однако у видеоигр есть целый жанр, где подобный подход лежит в самой основе.
Какая получилась игра
The Invincible – это типичный представитель жанра, иронически прозванного геймерами "симулятором хождения". Игровой процесс в нем, как правило, сводится к передвижению из точки "А" в точку "Б". Его могут разбавлять спорадическим решением головоломок и простыми активностями, но акцент именно на исследовании мира и сюжете. Основателем жанра симуляторов хождения считается Dear Esther, наиболее известными представителями – Firewatch, What Remains of Edith Finch, Stanley Parable и The Vanishing of Ethan Carter.
Протагонистом "Непобедимого" выступает астробиолог по имени Ясна, просыпающаяся на незнакомой планете в состоянии амнезии. Девушка отправляется на поиски своей экспедиции и в процессе начинает понимать, что на планете не все так просто.
Игра не является дословной адаптацией романа о приключениях астронавтов, подвергшихся немножко на планете, населенной наноботами. Это скорее произведение по мотивам с похожей завязкой и тематическим спектром. Это тот случай, когда, наверное, будет лучше сначала пройти игру, а потом прочитать книгу. В противном случае можно будет испортить впечатление от некоторых тайн, заложенных сценаристами.
В плане погружения игра несколько напоминает Dead Space. Не в том смысле, что горор, скорее триллером. Как и Айзер Кларк, Ясна – вполне обычный человек, которому сложно передвигаться в скафандре. Она устает, начинает тяжело дышать, а шлем запотевает. В некоторых эпизодах ей становится плохо, поэтому картинка начинает плыть.
Разработчики решили пощадить игроков: не все время прохождения нужно будет передвигаться на своих двоих. Время от времени можно будет кататься на велосипеде, но здесь тоже попытались максимально достоверно передать опыт катавшихся на луноходах астронавтов.
В игре немало диалогов, причем не только о текущих событиях, но и о космосе и роли человека в нем. В процессе можно будет выбирать разные варианты ответов, правда какого-либо значительного влияния на ход событий у них не будет. Однако игру нельзя назвать однозначно линейной: разработчики пообещали 11 разных конечностей.
Однозначным преимуществом игры является визуал. Кто-то оценит приятную теплую цветовую гамму, кто-то тщательно отображает полеты космоса, которыми их видели люди в 1960-х – с транзисторами и лампами в технике. Здесь игра явно рассчитана на тех, кто застал иллюстрации к фантастике тех лет. Из похожего в плане стиля и дизайна можно вспомнить разве что бюджетную фантастическую ленту "Перспектива" с Педро Паскалем.
Однако следует понимать, что The Invincible – в первую очередь симулятор хождения. Это игра о наслаждении историей и визуальным рядом, когда хочется останавливаться каждые 30 секунд, чтобы оценить старания авторов игры в дизайне пейзажей, предметов и интерьеров. Лучше садиться играть в нее, находясь в спокойном, медитативном настроении, иначе она быстро надоест и не раскроет свои карты. Также козырем игры является текстовая локализация на украинском.