Дания может заблокировать доступ к рынкам танкерам с российской нефтью — FT
Согласно новым планам ЕС, Дании будет поручено проверять и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью, следующим через ее воды, поскольку западные государства пытаются ввести более эффективный контроль за соблюдением "потолка цен", который Кремль научился обходить. Об этом сообщает FT.
По словам источников FT, Дания нацелится на танкеры, проходящие через ее воды без западного страхования, в соответствии с законами, позволяющими государствам проверять суда, которые, по их мнению, представляют угрозу окружающей среде.
Вся российская нефть, поставляемая через Балтийское море, а это примерно 60% от общего объема экспорта нефти по морскому пути, пересекает узкие датские проливы на пути к международным рынкам.
Предложение появилось после того, как западные чиновники признали, что большинство нефти РФ продается по цене выше установленного лимита в 60 долларов за баррель, через 11 месяцев после того, как G7 ввела эти ограничения в ответ на полномасштабное вторжение Москвы в Украину.
Доходы от продажи нефти являются критически важным элементом военной машины президента РФ Владимира Путина. Нынешние доходы от продажи российской нефти повысили его способность финансировать вооруженные силы.
"Потолок цен", введенный G7, требует, чтобы западные страховщики судов обслуживали только те российские грузы, нефть для которых продана по цене менее 60 долларов за баррель. Но все больше танкеров, перевозящих российскую нефть, подозревается в том, что они плавают с фальсифицированными финансовыми отчетами или пользуются услугами незападных страховых компаний.
ЕС обеспокоен тем, что незападные страховые услуги могут оказаться неэффективными в случае разлива нефти.
Объем российской нефти, проходящей через датские протоки ежедневно, эквивалентен примерно 2 млн баррелей сырой нефти, или трем судам типа Aframax, часто используемым для российского экспорта.
"Ключевым моментом является обеспечение соблюдения правил страхования. Пока это делается очень несистемно. Прибрежные государства имеют право увидеть доказательства", - сказал один из чиновников.
Чиновники говорят, что требование должного страхования от авторитетных компаний оправдано, учитывая, что многие поставки российской нефти осуществляются так называемым "теневым флотом" старых судов, которые имеют больше шансов на неисправности или разлив нефти, что чревато большой экологической катастрофой.
Конвенция ООН по морскому праву, регулирующая морские перевозки, содержит положения, позволяющие государствам действовать, включая задержание судна, при наличии "четких объективных доказательств" того, что оно представляет серьезную угрозу для побережья.
Но чиновники, ознакомленные с предложением, говорят, что оно зависит от способности военно-морских сил Дании останавливать и проверять танкеры, и вызывает вопрос о том, что будет делать Копенгаген, если судно откажется остановиться.
"Дискуссии, похоже, сосредоточены на том, чтобы усложнить жизнь России и покупателям ее нефти. Если вы сможете сделать бюрократию и риск, связанный с торговлей российской нефтью, гораздо более обременительными, ожидается, что покупатели снова начнут требовать больших скидок за свои хлопоты”, - сказал Хеннинг Глойштайн из Eurasia Group.
"Кратко говоря, мы не проверяем документы или корабли, проходящие или проплывающие через проливы, если это не связано с безопасностью на море", - заявил спикер оборонного командования Дании Financial Times.
Еврокомиссия отказалась комментировать предложенные шаги, но отметила, что ее президент Урсула фон дер Ляйен пообещала принять дальнейшие меры для усиления соблюдения верхнего предела цены на нефть.
Предельная цена введена как средство сокращения доходов России от ее ключевого экспорта, но без ограничения поставок нефти в незападные страны из-за опасений, что полное эмбарго создало бы серьезные проблемы для мирового нефтяного рынка.
ЕС рассматривает и другие меры в рамках нового пакета санкций, которые страны Союза планируют официально обсудить на этой неделе. Они включают санкции против судоходных компаний, предоставляющих старые суда "теневому флоту" России, а также против стран, позволяющих этим танкерам ходить под своим национальным флагом.
Ранее сообщалось, что РФ научилась умело обходить ограничение цены на свою нефть и это вынуждает G7 и союзников искать пути усиления контроля.
О том, как работает теневой экспорт российской нефти — в статье Артема Куюна и Ивана Марченкова "Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?".