Самому известному современному украинцу Голливуда 1 ноября исполнилось 58 лет
Илья Волох – наш человек в Голливуде в прямом смысле этого слова. Он эмигрировал в США более 30 лет назад и сделал там хорошую актерскую карьеру – он считается самым востребованным на "Фабрике звезд" актером-эмигрантом. После начала полномасштабного вторжения России в Украину актер выступает с эмоциональными – со слезами на глазах – обращениями к мировой общественности, призывая прекратить военные действия, а во время официальных мероприятий – например, на премьере фильма со своим участием – под громкие аплодисменты разворачивает украинский флаг. По его словам, под влиянием происходящих событий в Голливуде все больше проявляется украинская тема, а "плохие русские", которых он часто играет и роли которых оказались пророческими, похоже, станут в ближайшее время еще более плохими.
Потомок соратника Петлюры и узника ГУЛАГа
Илья Волох появился на свет в Киеве. Предок его отца, простого советского служащего, был одним из ближайших соратников Симона Петлюры. Мама, доцент одного из киевских вузов, происходит из семьи эмигрантов, которые после Второй мировой войны решили вернуться из Франции, куда они бежали от революции 1917 года, домой – в Украину. Правительство не оценило их патриотический порыв: деда Ильи арестовали и отправили в ГУЛАГ.
Спортивная карьера
Сам Илья вырос на Чоколовке, где до 6-го класса учился в школе номер 164. В 6-м классе он увлекся академической греблей и достиг в этом виде спорта определенных успехов, потому что вскоре его отобрали в спортивный интернат на Отрадном. В память о гребле у Волоха еще в течение двадцати лет оставались мозоли на ладонях. Илья попал в сборную Союза по академической гребле, а в 1982 году даже выиграл чемпионский титул на первенстве мира в Италии. Тогда же его без экзаменов зачислили в Институт физкультуры. Потом была армия – спортивная рота, в которой Илья выигрывал чемпионат Украины и Вооруженных сил. Отслужив, Илья вернулся, проучился еще год и понял, что перспектива стать тренером его совершенно не прельщает.
Женитьба и переезд в Америку
Он пошел заниматься в художественной самодеятельности районного Дома культуры на улице Щусева, где его преподаватель и посоветовал ему подать документы в театральный институт. Волох так и сделал – и с первой же попытки поступил в Школу-студию МХАТ.
После перестройки, в 1988 году, курс, на котором учился Илья, побывал на театральном фестивале в Эдинбурге и в Школе искусств в США, где они учились "по обмену". Чтобы зрителям было понятно, о чем идет речь в каждом из спектаклей, они играли с американскими студентами-актерами, которые на сцене говорили по-английски. Через несколько месяцев американский курс, с которым играли ребята, приехал в Советский Союз, чтобы играть точно такие ж спектакли. В результате Илья познакомился с Каей, американкой с этого курса: она окончила театральную школу и собиралась посвятить свою жизнь театру. Вскоре молодые люди решили пожениться, в ресторан по этому случаю пригласили весь курс, включая педагогов. Весной 90-го года Волох отыграл дипломный спектакль, а уже в сентябре уехал покорять Америку.
Нарезка бутербродов, цыплята-гриль и карьера на кладбище
В Лос-Анджелесе начинающий актер строил грандиозные планы. Надо было оплачивать съемное жилье, обеспечивать семью, к тому же он не знал английского языка: в школе Илья не учил английский, а знания, полученные на курсах, на которые он записался перед отъездом, были более чем скромны, так что с женой поначалу приходилось изъясняться на французском – благо Кая его знала. Но самое главное – он не мог работать актером, а это уже было настоящей катастрофой.
В то время Волох не отказывался ни от какой работы – соглашался на все. Сначала устроился в магазинчик, торговавший готовой едой, – нарезал там бутерброды. Месяца через два нашел другую работу – переворачивать цыплят в гриле. По словам актера, это был настоящий ад: мало того что там было очень жарко, так еще и по десять часов подряд – столько длилась смена – приходилось проводить на ногах. После этого подвернулась работа на кладбище – тут актер смог, как он, смеясь, вспоминает, перевести дух: свежий воздух, никакой спешки, а самое главное, что клиенты были покладистыми – никогда не устраивали скандалов.
Поначалу он делал самую простую работу – доставлял цветы покойникам, затем "пробился" в агенты по продаже участков на кладбище. Администрация, которая внимательно следила за работой своих сотрудников и поощряла служебное рвение, отмечала Волоха. Поначалу ему дарили ценные подарки, потом – за какие-то особые достижения – премировали трехдневной поездкой на Гавайи. В 1994 году его даже наградили "кладбищенским Оскаром" – очень похожей на настоящий приз статуэткой с гравировкой его имени. Как правило, сотрудники кладбища гордились такими наградами – они обеспечивали им материальное благополучие и веру в завтрашний день, но в планы Волоха карьера на кладбище не входила. Успокаивало одно: если ситуация не изменится, он сможет вернуться в Союз, где его приглашали сразу в четыре театра, включая знаменитый МХАТ под руководством Олега Ефремова
Самый успешный эмигрант
Но Волох мечтал о Голливуде, хотя и понимал, что будет в нем ограничен определенными рамками. По его словам, он довольно быстро понял, что на "Фабрике звезд" далеко не все решает талант – он знает много талантливых людей, которые так ничего и не добились. Скорее там ценят внешность, хотя и она в конечном счете не является определяющим фактором – большинство голливудских звезд объективно не являются красавцами и красавицами. Зато в Америке для того, чтобы, образно говоря, выбиться в люди в кино, не нужен диплом и столичное происхождение – успеха может добиться человек из самого отдаленного и богом забытого штата. Главное – желание и настрой на достижение цели, а еще ценятся профессионализм и ежедневная – ежечасная и ежеминутная – готовность сниматься, без подготовки и раскачки, – у Волоха все это было. Вероятно, именно поэтому он, начав сниматься едва ли не в эпизодических ролях не в самых известных сериалах, сделал неплохую карьеру: он является самым успешным актером-эмигрантом.
Правда, его амплуа можно охарактеризовать двумя словами – "плохие русские": чаще это мафиози разного калибра или агенты КГБ, реже – таксисты и повара. Однажды Волоху довелось сыграть выбивающуюся из списка гангстеров и бандитов роль русского президента – это произошло в фильме "Президент" о женщине-президенте, похожей на Хиллари Клинтон. Продюсеры очень хотели, чтобы герой Волоха был внешне похож на Виктора Ющенко, – по воспоминаниям актера, гримеры долго рассматривали его фотографии и, для того чтобы добавить схожести, добавили седины его вискам.
Голливуд – четко работающий механизм
Голливуд, по словам Волоха, – это совсем не та сказка, какой мы привыкли его себе представлять, но это огромный и четко работающий механизм по производству фильмов и сериалов. В нем царит жесткая дисциплина, которую не позволено нарушать даже звездам первой величины, а скандалы на съемочной площадке, о которых зрители читают в СМИ, не более чем часть пиар-кампаний, их цель – реклама выходящего на экраны фильма: чем ее больше, тем лучше, и тут любые – разумеется, дозволенные – средства хороши.
Звезды, с которыми Волоху довелось встречаться на съемках, обладали разным характером – кто-то был открыт, а кто-то замкнут, но чаще всего ему приходилось сталкиваться с доброжелательным отношением. Пожалуй, самые приятные воспоминания у него остались о Томе Крузе и Уилле Смите, которые были замечательными партнерами, готовыми и подсказать, и поддержать, если это необходимо.