НБУ в третий раз за год улучшил прогноз роста ВВП и темпов снижения инфляции по итогам текущего года.
Также регулятор улучшил прогноз экономики на следующий год.
В то же время в НБУ ожидают роста инфляции в 2024 г.
Какие причины для таких прогнозов?.
Прогноз ВВП и инфляции на текущий год.
НБУ третий раз за год улучшил свой макропрогноз на текущий год.
В этот раз регулятор ожидает рост ВВП на 4,9%.
Также НБУ улучшил прогноз инфляции на 2023 г.
с 10,6 до 5,8%.
Основные причины улучшения прогноза на этот год – высокая адаптивность бизнеса и населения, влияние высоких урожаев на динамику продовольственных цен, расширение альтернативных путей экспортных поставок, а также более существенные объемы бюджетных расходов.
Напомним, в конце июля НБУ повысил прогноз роста ВВП Украины в 2023 г.
с 2% до 2,9%, однако снизил прогноз на 2024 г.
с 4,3% до 3,5%.
Эксперты считают, что прогноз регулятора на текущий год правдив.
“По результатам текущего года будет рост ВВП.
Год оказался несмотря на войну гораздо лучше, чем прошлый.
И это вопреки пессимистическим прогнозам некоторых экспертов”, – говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Что будет с ВВП и инфляцией дальше?.
НБУ на следующий год, несмотря на сохранение высоких рисков безопасности, улучшил оценку роста ВВП – с 3,5% до 3,6%.
Этому будет способствовать дальнейшее развитие альтернативных путей поставок и сохранение мягкой фискальной политики.
В то же время высокие риски безопасности и в дальнейшем будут ограничивать инвестиции.
В 2025 г.
НБУ прогнозирует ускорение роста реального ВВП до 6%.
Этому будет способствовать, прежде всего, ожидаемое снижение рисков безопасности.
Оно будет сопровождаться постепенным возвратом мигрантов из-за границы, улучшением потребительских и инвестиционных настроений, налаживанием оптимальной логистики и производства, восстановлением поврежденной инфраструктуры.
В то же время по поводу инфляции НБУ теперь ожидает разворота тенденции в сторону увеличения до 9,5% вместо прежнего прогноза в 8,5%.
“В 2024 г.
инфляция ускорится, хоть и останется на однозначном уровне - 9,8%”, - говорят в НБУ.
Ускорение роста цен в следующем году будет обусловлено низкой базой сравнения для стоимости продовольственных товаров, более длительным сохранением давления на расходы бизнеса из-за пересмотра предположения по поводу рисков безопасности, увеличением зарплат и ускорением роста административно-регулируемых цен.
В то же время в НБУ говорят, что благодаря сохранению ставок по операциям НБУ с банками последние и дальше будут предлагать населению ставки по гривневым депозитам, достаточные для защиты сбережений от инфляции.
Этому прежде всего будет способствовать ожидаемое снижение рисков безопасности.
Восстановление оптимальной логистики и производства в послевоенный период позволит наращивать предложение товаров и ограничивать ценовое давление.
Большое влияние на ценовую динамику будет иметь и ожидаемое снижение мировых цен на энергоносители.
В свою очередь Охрименко считает, что регулятор сделал на следующий год слишком оптимистичный прогноз.
“Нет стимулов для роста экономики, поэтому в следующем году будет только топтание на месте”, - говорит эксперт.
По его мнению, в следующем году наша экономика столкнется с проблемами.
Скорее всего, США и ЕС не предоставят Украине в достаточном количестве денег, что негативно скажется на нашем ВВП.
Что касается инфляции, то, как считает эксперт, она будет значительно больше, чем прогнозирует НБУ.
“Если мы не получим достаточно средств от западных партнеров, НБУ будет вынужден делать эмиссию в 1 трлн.
грн., а это приведет к инфляции в более, чем 20%”, - считает эксперт.
В свою очередь Алексей Кущ, эксперт аналитической компании “Объединенная Украина” тоже считает, что есть основания полагать, что инфляция ускорится.
По его словам, МВФ сделал прогноз по курсу в 50 грн за долл.
в течение последующих лет.
Из этого можно заключить, что фонд не рассматривает сценарий притока значительных средств на восстановление Украины.
Такая курсовая модель состоит в том, что с окончанием войны будет экономика будет восстанавливаться постепенно, часть людей вернется (из-за границы), будет увеличиваться импорт, а международная помощь будет сокращаться, и курс придется балансировать за счет внутренних резервов.
Поэтому, скорее всего, будет девальвация до 50 грн за дол.
Если бы они рассматривали приток больших денег на восстановление, тогда была бы стабильность курса и даже его укрепление.
То, что МВФ не рассматривает такой вариант означает, что фонд не видит ни репараций в сотни миллиардов долларов со стороны России, ни сотен миллиардов долларов на восстановление страны.
Девальвация же национальной валюты, как известно, приводит к росту цен на импортируемые товары, поскольку стоимость закупки внешних товаров и услуг в национальной валюте растет.
Это в свою очередь может подтолкнуть к общему росту цен в стране, вызывая инфляцию.
Прогноз зависит от помощи Запада.
В то же время, в НБУ надеются на продолжение поддержки на нужном уровне.
“Благодаря официальному финансированию НБУ сможет поддерживать достаточный уровень международных резервов и соответственно устойчивость валютного рынка”, - говорят в НБУ.
Ожидается, что общий объем финансовой поддержки в форме кредитов и грантов в этом году составит около 45 млрд долл.
Благодаря международной помощи у правительства есть возможность финансировать значительный дефицит бюджета, а у НБУ – поддерживать высокий уровень международных резервов и сбалансировать валютный рынок.
По прогнозу НБУ, уровень международных резервов в конце этого года составит около 42 млрд долл.
США, а в последующие годы вырастет до 45 млрд грн.
В то же время Кущ говорит, что важным предположением прогноза НБУ остается достаточность и ритмичность поступления помощи от Запада.
“По сути, НБУ говорит: дайте нам 40-45 млрд дол.
в год и мы покроем дыру в платежном балансе, сбалансируем валютный рынок, откажемся от эмиссионного покрытия дефицита бюджета и нарастим валютные резервы.
Однако настоящая функциональность НБУ проявится только тогда, когда нам перестанут давать десятки миллиардов долларов в год”, – говорит эксперт.
Риски сохранятся.
Ключевым риском прогноза остается более длительный срок, а также непредсказуемый характер и интенсивность полномасштабной войны.
Война продолжается.
НБУ пересмотрел основное предположение о высоких рисках безопасности.
Обновленный прогноз предусматривает их сохранение, по меньшей мере, до конца 2024 г.
Это предположение согласуется с подавляющим большинством экспертных прогнозов и результатами опросов.
Также оно соответствует предположениям, заложенным в проект бюджета на 2024 г., что предусматривает сохранение значительных расходов на поддержание обороноспособности в течение года.
Более длительное, чем ожидается сейчас, сохранение рисков безопасности может привести к дополнительным потерям потенциала украинской экономики и более сильному инфляционному давлению на прогнозном горизонте.
Актуальными остаются следующие риски: снижение объемов или утрата ритмичности поступления международной помощи; возникновение дополнительных бюджетных потребностей (для поддержки обороноспособности, ликвидации последствий терактов и т.
п.) и значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере; существенные повреждения портовой и энергетической инфраструктуры, которые будут ограничивать экспорт; отрицательные миграционные тенденции.
В то же время быстрая победа Украины будет способствовать более быстрому экономическому росту и нивелирует значительное количество инфляционных рисков, связанных с войной.
Виктория Хаджирадева.