России удается продавать свою нефть в обход установленного Большой семеркой (G7) ограничения цен, пишет Financial Times. В августе около трех четвертей всех морских перевозок нефти из РФ осуществлялись без западного страхования.
Согласно данным Kpler и Международной группы клубов взаимного страхования (P&I Clubs), в августе суда с западной страховкой перевезли 23,92 млн баррелей российской нефти. Еще 67,06 млн баррелей вывезли суда с незападной страховкой.
Таким образом, западная страховка была у судов, транспортировавших 26,3% российской нефти, незападная – у 73,7%. В мае это соотношение было на уровне 46,6% и 53,4%.
В мае 2023 года Россия ежесуточно экспортировала около 3 млн баррелей нефти Urals и ESPO морским путем, используя суда с западной и незападной страховкой практически в равных долях.
В августе объем экспорта снизился примерно до 2,5 млн баррелей, причем понижение произошло за счет судов, застрахованных на Западе. В этом месяце они перевозили всего 626 000 баррелей в сутки – менее половины майского объема.
Частично сокращение перевозок может быть результатом осторожности со стороны судовладельцев и страховщиков, даже если они получают подтверждение того, что транспортируемая ими нефть была продана по цене ниже пороговой.
Предоставление западных услуг, таких как транспортировка или страхование, в рамках ограничения цен разрешается только в том случае, если российская нефть продается менее чем за $60 за баррель.
С июля средняя цена на основной экспортный сорт нефти Urals превысил этот показатель, а в сентябре нефть Urals стоит уже более $80, а ESPO – вообще $87.