"Берлинские подушки" против "лежачих полицейских": зачем Украине новые ограничители скорости
"Берлинские подушки" против "лежачих полицейских": зачем Украине новые ограничители скорости

"Берлинские подушки" против "лежачих полицейских": зачем Украине новые ограничители скорости

Несмотря на войну, в мирных и даже прифронтовых городах продолжают облагораживать территорию – где брусчатку переведут, где цветы посадят, а где и вводят какие-то новинки.

Так, летом 2023 года в Виннице, Днепре, Одессе отчитались – отказываемся на дорогах от морально устаревших "лежачих полицейских" и переходим на более современные "берлинские подушки". В столице подобную реконструкцию пока только обсуждают, но появятся ли они и в Киеве – наверное, это только вопрос времени.

Чем «берлинские подушки» отличаются от привычных «лежачих полицейских» и что это за новинка, KP.UA рассказал соучредитель сообщества «Пассажиры Киева» Александр Гречка.

«Берлинская подушка» проезжается гораздо мягче

– «Берлинские подушки», как и «лежачие полицейские», это одно из средств для замедления автомобильного движения – чтобы уменьшить аварийность, повысить безопасность на определенном участке. Это уместно в местах, где много детей или где большое скопление людей: у садов, школ, парков, на перекрестках, где активное пешеходное движение, чтобы нивелировать опасность, - говорит Александр Гречко.

"Берлинская подушка" – это несколько искусственных неровностей, обычно красного цвета, которые выкладывают посреди проезжей части. Но не по всей ширине, как "полицейские", а с промежутками между ними. Ширина этих промежутков такова, что легковой автомобиль должен притормозить и выезжать на повышение только одной стороной.

А транспорт с более широкой, чем у легковушки, колесной базой (общественный транспорт или экстренные службы) вообще может пропускать «подушки» между колесами. На скорость движения подушка не влияет.

Берлинская подушка выглядит как небольшое повышение. Фото: nstagram.com/urban.dnipro/

– Тот же общественный транспорт, по сравнению с легковыми автомобилями, редко разгоняется более 40 км в час, – объясняет Александр Гречка. – А значит, ему не так уж и нужны ограничители скорости.

Кроме этого, ближе к тротуару остается расстояние, достаточное для проезда, например велосипеда или самоката.

– При наезде велосипедом на «лежащего полицейского», кроме неудобств, создается еще и риск падения. Ибо когда резина, из которой препятствие сделано, влажная, она скользкая, и можно упасть, - объясняет наш собеседник. – А «подушку» велосипедист легко объедет.

Форма "подушки" не конусная, а трапециевидная – такая форма позволяет притормозить авто, но не заставляет его прыгать при пересечении, то есть так меньше шансов испортить подвеску автомобиля. Кроме того, легковой автомобиль наезжает на такое средство "успокоения" скорости только одной стороной.

– «Берлинская подушка», в отличие от «лежащего полицейского», более мягко действует на подвеску, не бьет ее так сильно. «Подушку» удобно проехать на скорости 20 км в час. Если на «подушку» наедет общественный транспорт, то из-за более мягкого замедления пассажиры фактически ничего не почувствуют, – говорит Александр Гречка.

Кстати, среди других недостатков «лежачих полицейских» – они продавливают асфальт. То есть установили их на новой дороге, прошло года два, пришло время их замены, но на том же месте замена не возможна, ведь образовалась впадина. Это снова ремонт, а вместе с тем и дополнительные финансовые затраты.

Установка берлинских подушек в Виннице, август, 2023 год. Фото: vmr.gov.ua

Цена вопроса

Обустройство одной резиновой «берлинской подушки» обходится в 60 тысяч гривен, а если ее сделать из ФЭМа (ФЭМ – фигурные элементы мощения, то есть обычная тротуарная плитка. – Авт.) или насыпи асфальта при тех же размерах – цена уменьшается где-то до 22- 25 тысяч гривен.

Кстати, в Киеве лучше делать не резиновые подушки, а именно из других материалов. После резиновых остается яма, которую нужно ремонтировать, и в итоге получится еще дороже. А когда это делается из ФЭМа или асфальта, это не столь сильно влияет на дорожное покрытие.

Для сравнения: одна секция "лежащего полицейского" стоит ориентировочно 1500 гривен – на две полосы дороги нужно 16 секций, то есть все вместе около 24 тысяч гривен. На первый взгляд, кажется, что финансово «подушка» и «полицейский» плюс-минус одинаковы, однако с точки зрения комфорта и эксплуатации – разница огромная.

Перед пешеходным переходом водители вынуждены будут сбавлять скорость. Фото: nstagram.com/urban.dnipro/

В тему

Мировой опыт

- Я не могу сказать, что установление «берлинских подушек» в мире приобрело массовую практику. В европейских городах движение хорошо урегулировано благодаря ограничению скорости до 50 км, а на центральных улицах вообще 30 км. Нарушил – платишь штраф, и это тоже мотивирует водителей не превышать скорость. А не так, как у нас на улицах: действует ограничение в 50 км, большинство водителей едут 70, потому что можно ездить и не получить штраф за это, – говорит Александр Гречка.

В то время как в Европе каждое превышение на 5–10 км означает кратный рост штрафа. Поэтому там люди не превышают, нет необходимости класть везде «лежачие полицейские» или «берлинские подушки».

– К тому же есть и другие эффективные методы замедления движения. Например, как в Киеве на улице Сечевых Стрельцов был обустроен островок безопасности. И водитель должен сбросить скорость, чтобы правильно сманеврировать, чтобы не попасть в этот островок и не стукнуть автомобиль, который, возможно, будет ехать рядом. Также в Европе активно используются возвышенные переходы, которые есть и в Киеве, правда, пока мало, - отмечает эксперт.

Островок безопасности на ул. Сечевых стрелков в Киеве установили еще в 2020 году. Фото: kyivcity.gov.ua

Теги по теме
Дороги
Источник материала
loader
loader