Недавно в Киеве был обнаружен весьма редкий по нынешним временам автобус – «Таджикистан-3205». Фото машины опубликовано на страничке Old Car Service в Фейсбуке. Судя по надписи на табличке за лобовым стеклом, он использовался в качестве служебного организацией «Киевнерудпром». На сегодняшний день машина не на ходу и нуждается в серьезной реставрации.
В свое время автобусы «Таджикистан-3205» можно было встретить на улицах Киева в нормальном рабочем состоянии. Так, в еще в 80-е гг. по городу разъезжал служебный автобус с крутым номерным знаком – комбинация цифр 3377. Судя по табличке, он принадлежал производственному объединению «Измеритель». А в конце 90-х в столице работал и другой такой автобус.
“Таджикистан-3205” на вулицях Києва, 1988 р. Фото Леоніда Гоголєва
Еще один «Таджикистан-3205» в те годы можно было встретить и возле Центрального железнодорожного вокзала в Киеве (фото внизу). Судя по номерным знакам, он имел прописку в городе Хмельницком. На табличке, как видно на фото, указан и маршрут следования – районный центр «Старая Синява».
“Таджикитан-3205” на вулицях Києва, 1999 р. Фото Леоніда Гоголєва
История автобусов марки «Таджикистан» восходит к 1960 году. Тогда на авторемонтном заводе в городе Чкаловске (ныне – Бустон) начали производство модели «Таджикистан-1». Машина на шасси ГАЗ-51 фактически была копией литовской модели КАГ-3, которую выпускали в Каунасе. Салон был рассчитан на 30 пассажиров, мест для сидения – 23. В 1970 году начался выпуск модернизированной модели – «Таджикистан-2». Базой для него стал более мощный грузовик – ГАЗ-53А.
“Таджикистан-1”
А в 1976 году было решено производить автобусы более мощные и прочные – «Таджикистан-5». Они имели шасси ЗИЛ-130 с двигателем 150 л. с. Салон имел 25 мест для сидения, а общая пассажировместимость достигала 42 чел. В 1982 году машину несколько усовершенствовали и дали ей новое имя – «Таджикистан-3205». Она выпускалась примерно до 1991 года. А затем в условиях распада «союза» предприятие вернулось к ремонту автомобилей.