Коллективной психикой электората нетрудно управлять. Главное – уметь технологично сыграть на чувствах и мыслях низов, разыгрывая управляемый спектакль.
Пример из истории. Консул и диктатор Цезарь в Риме, установивший фактически предмонархическую систему. 44 год до н.э. Большая часть сенаторов и населения Рима – в традиционном пиетете к идеям республики. Республика для большинства – каноническая форма восприятия государства.
И вот в день Луперкалий – праздника, когда молодые люди надевали только набедренные повязки, выпивали вина, бегали по городу и хлыстами из кожи жертвенного козла пороли женщин, которые им встречались на пути, Считалось, что это повышает плодовитость и облегчает в будущем роды.
Марк Антоний – консул и ближайший соратник Цезаря – во время созерцания Цезаря за этим действом на Форуме на золотом троне как будто случайно надел на голову диктатора царский венец, увитый лавровыми побегами. Часть толпы начала хлопать в ладоши, но большая часть начала свистеть. "Как это так?" – возмущались римляне, привыкшие жить по республиканским порядкам.
Цезарь вмиг понял все, презрительно сорвал и выбросил венец на площадь. Марк Антоний поднял его и снова возложил на голову Цезаря. Противников этой "коронации" снова оказалось больше, чем сторонников. Цезарь во второй раз снял венец и отдал Антонию.
Тогда народ возгласами выразил ему свое одобрение. Цезарь велел посвятить венец в храм Юпитера с надписью, что он был предложен Цезарю и Цезарь от него отказался.
Понятно, что Антоний не устроил бы этого спектакля, если бы об этом не попросил его сам диктатор. Этот фарс был отыгран специально, чтобы показать Цезаря как убежденного республиканца и снять обвинения в монархическим замашках.
А в это время государство шагало в том ритме, который задавал именно диктатор, он попросту демонтировал старые порядки и не обращал внимания на проявления оппозиционности.
Это сюжет о том, что у политики есть две стороны. С одной стороны, надо говорить и демонстративно действовать с учетом инстинктов электоральных масс, а с другой – идти по своему прагматическому лидерскому велению, что иногда совпадает с ритмом и духом времени и оправдывается обстоятельствами.