Так как Российская Федерация угрожает судам в Черном море, обстреливая их, румынский маршрут становится настоящим спасательным кругом для украинского зерна.
О том, каким маршрутом могут передвигаться судна, сообщили в The New York Times.
Когда Россия вышла из зернового соглашения, предусматривающего безопасный проход для судов, собирающих зерно в Одессе и других украинских портах на Черном море, дельта Дуная предлагала безопасную — хотя и сильно загруженную — альтернативу. Но с тех пор РФ попыталась всевозможно торпедировать эту идею, разбомбив там и украинские зерновые объекты.
Однако из-за того, что водные пути в Украине и вокруг нее полны опасностей, Сулинский канал — 40-мильный участок воды, ведущий от Черного моря к румынским, украинским и молдавским портам в дельте Дуная — поддерживает поток зерна, становясь жизненно важным и, благодаря защитному зонтику НАТО, который пока является спасательным кругом для Украины.
Раньше этот канал был известен за пределами судоходных кругов как магнит для любителей природы, но теперь он привлекает внимание США и ЕС как стратегический перевалочный пункт, имеющий решающее значение для экспорта украинского зерна.
После встречи европейских и американских официальных лиц в румынском портовом городе Галац Джеймс С. О'Брайен, координатор по санкциям администрации Байдена, заявил, что объем украинского зерна, экспортируемого через Дунай, "более чем удвоится". Сроки он не уточнил. Но официальные лица обсудили меры, призванные не только сохранить Сулинский канал открытым, но и расширить его роль, включая установку нового навигационного оборудования, чтобы суда могли использовать его круглосуточно, а не только в светлое время суток.
Чтобы ускорить движение и уменьшить заторы, Румыния набирает морских лоцманов, которые знают маршрут и его опасности.
В свою очередь, Сорин Гриндяну, министр транспорта Румынии, заявил: чтобы этот маршрут заработал в полную силу, Украине необходимо уменьшить свою зависимость от собственных речных портов и начать отгружать больше зерна из румынских портов на Дунае. Он сослался на порты Галац и Брэила, расположенные недалеко от украинской границы, но защищенные членством Румынии в НАТО. Европейцы отмечают, что украинские речные порты не только уязвимы для нападения, но и не имеют возможности отгружать большое количество зерна.
В отличие от вод Черного моря вдоль украинского побережья, район моря у побережья Румынии в районе Сулины до сих пор был безопасным. Суда, которые забирают зерно вдоль Дуная, в основном выходят из Сулинского канала и направляются в крупнейший черноморский порт Румынии, Констанцу, всего в 85 милях вниз по побережью.
В Констанце их грузы перегружаются на более крупные суда, которые затем выходят из Черного моря через Босфор и отправляются в отдаленные порты.