Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!»
Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!»

Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!»

Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!»

Качественная музыка во время войны для внутренней аудитории — лекарство для души. Качественная украинская музыка на экспорт — это утверждение и продвижение украинской культуры в мире. Известная скрипачка, лауреат международных конкурсов, профессор Национальной музыкальной академии Украины Богдана Пивненко могла остаться в Германии, Швейцарии, Великобритании, куда бежали от войны ее талантливые ученики и переехали многие ее коллеги.

Богдана и дальше много ездит по миру, исполняя свою миссию на культурном фронте — неутомимо и настойчиво популяризируя украинскую музыку. Однако, несмотря на все вызовы полномасштабной войны местом своей «дислокации» выбрала Украину. Недавно Богдана Пивненко возглавила легендарную «Киевскую камерату», заняв место своего учителя Валерия Матюхина, ушедшего из жизни.

Фото, предоставленное автором

Национальному ансамблю «Киевская камерата» в этом году исполняется 30 лет. Ты стала и.о. генерального директора и художественного руководителя этого коллектива. Какое место на современной музыкальной карте занимает «Камерата»?

— «Киевская камерата» — легендарный коллектив, почти ровесник восстановленной Независимости Украины. 19 августа 1993 года указом Кабинета министров был создан Государственный ансамбль солистов «Киевская камерата», а уже в 2000 году, учитывая весомый вклад коллектива в развитие украинской музыкальной культуры, ему дали статус национального.

На самом деле Валерий Матюхин основал этот ансамбль еще в 1977-м, в год моего рождения, на условиях антрепризы при Национальном союзе композиторов. В разные времена прославленным коллективом руководили Евгений Станкович, Мирослав Скорик и Иван Карабиц. Поэтому возглавить «Киевскую камерату» — для меня большая честь.

Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!» - Фото 1
 

Расскажи, пожалуйста, больше о своей дружбе-сотрудничестве с Валерием Матюхиным.

— Валерий Матюхин — один из тех, кто больше всего повлиял на мою профессиональную судьбу, помог сформировать творческую миссию. В далеком 2001 году именно он позвал меня играть премьеру «Элегии грусти» украинского композитора Александра Левковича, эмигрировавшего в Канаду. Собственно Матюхин привел меня в украинскую современную музыку и влюбил в нее. В консервативной академической программе, когда я еще была студенткой столичной академии, мы мало и поверхностно касались украинской современной музыки. Мне с самого начала стало очень интересно сотрудничать с Матюхиным. Но я не всегда сразу понимала произведения, которые он доверял мне играть. Например, к музыке Валентина Сильвестрова надо подготовиться, пожить в ней, полностью погрузиться во вселенную композитора. Лишь со временем я стала ощущать себя в современной украинской классике, как дома. Вместе с Матюхиным мы реализовали много совместных идей как, например, серию из десяти аудиоальбомов «Антология современной украинской музыки», продюсером которых была я. Это уникальный проект с записями произведений украинских современных композиторов: Мирослава Скорика, Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова, Владимира Зубицкого, Игоря Щербакова, Золтана Алмаши, Олега Кивы, Александра Левковича.

Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!» - Фото 2

В чем видишь свою миссию как руководителя ансамбля?

— «Киевская камерата» готовится к юбилею — 30-летию, собираемся в Германию на гастроли, в программе которых наряду с мировыми хитами прозвучат посвященное мне произведение Золтана Алмаши «Времена года», а также «Несколько реплик» и «В гостях у великого Вивальди» Евгения Станковича. А концерты, запланированные в Швейцарии, тоже будут состоять исключительно из украинской музыки. Прилагаю усилия, чтобы «Камерату» услышали в Европе в новом контексте. Это мотивирует музыкантов, работавших в столице под ракетными обстрелами во время блекаутов.

Вообще, тема «Времен года» Вивальди очень популярна в мире. Я благодарна нашим композиторам, создавшим украинские версии этого произведения: Золтану Алмаши и Александру Гоноболину. Кстати, киевская премьера четырех концертов для скрипки с оркестром «Времена года» Александра Гоноболина состоится 14 августа в Колонном зале Национальной филармонии. Гоноболин — наш современный композитор из Херсона, блестящий скрипач, закончивший в свое время киевскую консерваторию. Именно его произведение исполнял оркестр Берлинской филармонии в годовщину войны. До большой войны и оккупации рашистами Херсона он жил и творил в родном прекрасном городе. Он успел выехать, бросил все, даже скрипку. Сейчас живет во Франции. Но на премьеру в Киев планирует приехать и дирижировать.

Есть планы представить в Германии «Времена года» Александра Гоноболина при участии артистов «Киевской камераты» в поддержку херсонского камерного оркестра «Гилея», музыканты которого рассеялись по миру и у которого есть ужасная страница в его истории — главного дирижера Херсонской филармонии Юрия Керпатенко расстреляли осенью 2022 года…

Как лично ты относишься к бойкоту российской музыки?

— У подавляющего большинства украинских музыкантов и у всех в моем окружении сейчас нет желания играть российскую музыку. Всю свою сознательную жизнь только тем и занимаюсь, что продвигаю Украину, современную украинскую классическую музыку.

Надо поддерживать и продвигать все достойное украинское! Когда что-то запрещаешь, это раздражает. А нужно предлагать интересную качественную альтернативу. Нужно, чтобы на украинском радио и популярных всемирных радиоканалах звучала украинская музыка. Мы сделали очень много записей. Надо думать, как действовать на разных уровнях, чтобы наша музыка стала модной везде, чтобы звучала, например, на Би-би-си. Потому что нашу классику почти не знают. Кто знаком с блестящей музыкой Мирослава Скорика, Бориса Лятошинского? Небольшое количество людей, благодаря таким энтузиастам, как, например Оксана Лынив. На это должно выделять средства государство. Это важно! В частности и во время войны.

Не знаю, возможно, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я (смеется). Украинская современная классика должна стать трендовой!

Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!» - Фото 3
 

Юбилейный концерт «Киевской камераты» состоится на фестивале Bouquet Kyiv Stage (17–20 августа 2023 года). Расскажи, пожалуйста, что планируете представить на этом событии.

— Концерт мы посвятим юбилею нашего коллектива и памяти его основателя Валерия Матюхина, который был и останется в истории музыкальной культуры нашей страны олицетворением целой эпохи.

Фото, предоставленное автором

Под руководством Владимира Сиренко в исполнении Нины Матвиенко прозвучит «Тот сад» из Камерной симфонии № 3 Олега Кивы (это произведение — один из шедевров современной музыки) и обработки украинских песен Анны Гаврилец «Засвічу свічу», «Гой, питалася княжа корона», «Ой, до бору стежечка»; Дмитрий Кузьмин исполнит культовую Третью камерную симфонию Евгения Станковича; «Вестник» Валентина Сильвестрова; Первый концерт Владимира Зубицкого (в этом году маэстро исполнилось 70 лет). Напомню, что именно за эту программу Валерий Матюхин получил Шевченковскую премию. Также на концерте в исполнении Дмитрия Таванца прозвучит Concerto-Rutheno Александра Козаренко и произведение «Времена года» Золтана Алмаши.

Девиз фестиваля этого года Bouquet Kyiv Stage — «Дорогу осилит идущий!».

Я оптимистично смотрю в будущее и верю, что впереди на нас ждет много новых достижений и, конечно, справедливая Победа, в частности на культурном фронте. В каждой катастрофе есть еще и возможности.

Богдана Пивненко: «Не знаю, наверное, кто-то и пострадал от заслуженного cancel russian culture тренда, но только не я. Украинская современная классика должна стать трендовой!» - Фото 4
Источник материала
loader