В последнее время активно ходят слухи, что Sony в следующем году выпустит PS5 Pro, которая должна закрепить лидерство компании на консольном рынке. Я считаю, что в этом поколении вообще не нужны промежуточные консоли, даже если они выйдут. И со мной соглашается Фил Спенсер. Глава Xbox в разговоре с Bloomberg заявил, что их полностью устраивает мощность Xbox Series X, а запрос аудитории не направлен на потребность в более мощной консоли. Ниже попытаюсь объяснить свое видение текущего поколения консолей и почему Pro-версии консолей выглядят лишними.
Этот текст, исключительно мое личное размышление на тему PS5 Pro и Xbox Series Pro, мне интересно рассмотреть несколько вариантов развития консолей промежуточного поколения.
Промежуточное поколение
Когда выходили PlayStation 4 и Xbox One, их железо уже на запуске отставало даже по сравнению со среднебюджетным ПК, там буквально стоял аналог мобильного процессора Intel Atom. Спасением была божественная оптимизация (это я без сарказма). Но даже она не всегда спасала от амбиций разработчиков, несколько переоценивших возможности тогда еще нового поколения. Особенно это касалось производительности CPU.
Вдобавок Sony еще решили запрыгнуть на поезд VR и им очень необходима была новая консоль. Через три года после старта поколения, в октябре 2016 года Sony выпускает вдвое более мощную PS4 Pro. Годом позже Microsoft начала продажу самой мощной консоли поколения — Xbox One X, но у них на то были свои причины.
(Не)идеальное текущее поколение консолей
Но возвращаемся к нынешнему поколению. С PlayStation 5 и Xbox Series X ситуация совсем иная. Консоли вышли в 2020 году и имеют железо аналогичное добротному среднебюджетному ПК того времени. Процессор на уровне AMD Ryzen 3600, а видеокарта, без учета трассировки лучей, аналогична, а то лучше, Nvidia RTX 2070 Super, которая на тот момент стоила $500, столько же как и консоли.
То есть, по железу устройства получились сбалансированными, без откровенных провалов по мощности процессора, как было в прошлый раз или в видеоядре. Также не экономили на оперативной памяти, которая на этот раз снова унифицирована (используется видеокартой).
Понятно, что прогресс не стоит на месте и если провести аналогию с современным железом, то ближайшим аналогом PS5 будет RTX 4060, который сегодня в среднем стоит 14000 грн. По крайней мере, она показывает похожую на PS5 производительность с аналогичными настройками графики.
Предвещая комментарии по проблемному железу Xbox Series S отмечу, что здесь я рассматриваю потенциальность выхода более мощных консолей, соответственно, не вижу смысла вспоминать более слабую консоль семейства Xbox.
Новое текущее поколение
А теперь о слухах. Технических подробностей на самом деле не много, и если отбросить откровенные спекуляции и «хотелки» некоторых зарубежных блогеров, то есть следующие приблизительные параметры PS5 Pro:
Теоретически, новая консоль почти вдвое мощнее нынешней PS5 что бы, внимание, запускать игры в 8К (видимо, для продвижения собственных телевизоров Sony), также такая мощность должна существенно улучшить работу с трассировкой лучей (Ray Tracing), что уже имеет смысл.
И если забыть об откровенно маркетинговом и ненужном 8К, все это звучит очень круто. Наконец-то игры будут работать в честных 4К/60 с лучшим качеством RT. Но есть одно гигантское НО, точнее, даже два НО.
Во-первых, я сначала приводил аналог с Nvidia RTX 2070 Super, но в консолях стоит железо от AMD, которое не очень хорошо работает с RT. Что бы вы оценили всю трагедию, самая мощная видеокарта AMD — RX 7900 XTX, которая стоит 45-50 тыс. грн, в игре Cyberpunk 2077 в режиме трассировки лучей Overdrive немного лучше RTX 3060. А она сегодня стоит 13 тыс. гривен.
В режиме Overdrive технологией трассировки лучей прорабатывается все, что связано с освещением, такой способ «полной трассировки» еще называются Path Tracing (трассировка путей). Path Tracing требует чрезвычайной мощности в работе с трассировкой, поэтому сами CD Project Red рекомендуют использовать видеокарту уровня NVIDIA GeForce RTX 4070 Ti и выше (GeForce RTX 3090 для 1080/30).
Особо обращаю внимание, речь идет не об общей мощности видеокарты, а именно в работе с трассировкой лучей. Также стоит знать, что в Cyberpunk 2077 трассировка лучей базируется на DirectX Raytracing (DXR), который доступен всем производителям чипов: Nvidia, AMD и Intel.
Если верить инсайдам, в PlayStation 5 Pro будет стоять видеокарта уже нового поколения, но AMD должны совершить невероятный скачок, что бы их производительность в трассировке была высокой и самое главное – дешевой.
Будет справедливым отметить, что современные (RX7000) видеокарты AMD показывают неплохую, порой даже хорошую, производительность в играх, в которых трассировка лучей используется для работы одного-двух свойств света или эффектов.
К примеру в Plague Tale: Requiem это только тени, в Hitman 3 тени (от солнца или луны) и отражение, в Control: отражение, прозрачные отражения, косвенное рассеянное освещение, контактные тени и отражения и тени от обломков. Но все три модели: RX7600, RX7900XT и RX7900XTX все равно проигрывают своим конкурентам в производительности с трассировкой лучей.
Теперь о ценнике. Инсайдеры ожидают, что PS5 Pro будет стоить $600/€650, что на $100 дороже нынешней цены PS5, которая сегодня стоит $500 в США и €550 в Европе (в прошлом году Sony подняла ценник на консоль в большинстве регионов).
Второй вариант, по опыту PS4 Pro нынешнюю PS5 сдвинут вниз на 100 у.е., до 400/450, а ее место займет PS5 Pro. Но чтобы осуществить такое снижение цен, также нужно опустить ценник на версию PS5 без дисковода, которая сегодня составляет 400/450 у.е., до 300/350 у.е.
И у меня создалось впечатление, что инсайдеры просто забыли о PS5 Digital, поскольку 300 долларов за мощную консоль это очень дешево (столько же стоит XSS) и я очень сомневаюсь, что Sony пойдут на такой шаг.
Качели с ценниками лишний раз наводят на мысль, что «инсайдеры» лишь спекулируют и пытаются прощупать вообще все варианты, даже консоль за $800, что бы потом с чувством высокой экспертности заявить: «а ведь я говорил, что будет такая цена».
А теперь серьезно. Консоли это о балансе мощности и цене. И платформодержатели всегда ориентировались на массового потребителя, а когда пытались создать премиальный продукт с ценой в $600 ничего хорошего из этого не получалось (речь о PS3). Если немного отвлечься от этих инсайдов, то для себя вижу две концепции PS5 Pro.
Первый, что бы не задирать ценник и не ограничивать ЦА исключительно энтузиастами, Sony выпустит чуть более мощную консоль, что бы условно выровнять fps и приблизиться к честным 4К. Те же слухи заявляют, что видеочип будет на уровне RX7800, которая официально до сих пор не анонсирована, но теоретически она должна быть конкурентом Nvidia RTX 4070 и стоить примерно $500, то есть столько же, сколько стоила RTX 2070 Super на момент выхода консолей в 2020 году.
В таком случае PS5 Pro действительно может стоить на $100 дороже, предлагая улучшенную производительность в режиме трассировки лучей и более стабильный fps, но это не будет значительным скачком в графике, особенно, что касается трассировки лучей.
Второй вариант, ориентироваться на энтузиастов и всунуть в более мощную консоль действительно мощное железо (в разумных пределах) и задрать ценник до $800 или даже тысячи долларов.
И оба эти варианта имеют мало смысла для самой Sony. Выпускать чуть более мощную консоль и еще больше дробить рынок!? Зачем!? PS5 и так круто продается, уже перевалила за 40 млн проданных коробок! Новая консоль прибавит только лишней работы разработчикам, потому что это не как на ПК: заменил видеокарту = поставил высшие настройки графики. Для каждой консоли отдельно производится оптимизация и даже если это не вопрос сложности, это точно дополнительное время для проверки.
Также новая консоль (уже третья в семействе Сони) увеличит варианты выбора для потенциального покупателя, а чем больше выбор, тем больше шансов, что человек будет колебаться и в результате может вообще пойти к конкурентам, потому что у них все гораздо проще — есть дорогая и мощная консоль, и есть дешевая и более простая консоль.
Делать супермощное устройство для энтузиастов тоже не имеет смысла. Энтузиасты, это очень ограниченный круг заинтересованных людей, которые охотнее выберут мощный ПК, а не консоль. Как я говорил ранее, консоли ориентируются на широкую аудиторию, а консоль за тысячу долларов будет только отпугивать других потребителей.
К тому же супермощная консоль сыграет злую шутку с будущим поколением консолей, разница между которым будет еще менее заметна, чем мы получили три года назад с переходом от PS4 Pro к PS5.
И здесь возникает еще один довольно философский вопрос, действительно ли нужны «честные» 4К на которые так молится хардкорное сообщество игроков? Сколько пользователей без рассмотрения пикселей с 10 см отличит растянутую до 4К картинку от настоящей, если этого не сделают эксперты типа Digital Foundry.
К тому же сейчас существуют разные алгоритмы растягивание изображения типа DLSS, FSR, XeSS, которые также прекрасно справляются со своей задачей, хоть и с определенными нюансами. На консолях именно FSR от AMD.
Если Sony действительно сделает железо достаточно мощным, что бы оно тянуло игры в честных 4К, то не будет ли это пустой тратой ресурсов, если можно уменьшить разрешение и растянуть изображение.
Разницу заметят только очень мотивированные люди, а освободившиеся ресурсы можно использовать для чего-то действительно необходимого и заметного, например стабильный fps, лучшая физика или более качественная трассировка лучей.
Remnant 2. Слева увеличенное изображение с ≈792p до 1440р, справа честные 1440р
Возвращаясь к началу текста. Если бы консоли были слабыми, то был смысл в промежуточном этапе. Но они нормальные. Да, чаще разрешение растягивается до 4К, 30fps кому-то уже мало, а стабильные 60 консоли не всегда тянут. Еще и оптимизация некоторых последних релизов утонула. Но и RTX4090 за 70 тыс. гривен не вывозит 60fps в честных 4К без апскейла в новой Remnant II. Игры типа Horizon Forbidden West, Ratchet & Clank: Rift Apart, Forza Horizon отлично демонстрируют, что даже с текущим железом консоли способны выдавать прекрасную картинку и стабильный fps.
Повторюсь еще раз, консоль всегда о балансе и компромиссах. Невозможно по цене среднебюджетной видеокарты получить полноценное игровое устройство, которое сравнится с топовой видеокартой. Мы не в сказке живем.
Инсайдеры заявляют, что PS5 Pro должна выйти в ноябре 2024 года… хотя в прошлом году они же заявляли, что выйдет она в этом году-начале 2024 года. Если Sony не выпустит PS5Pro в следующем году или хотя бы в 2025, то, скорее всего, не выпустит ее вообще, потому что промежуточная консоль перед носом нового поколения это выстрел себе в колено.
А вот Slim-версия PS5, тоже активно обсуждаемая, идеально впишется в модельный ряд Сони. Все точно будут рады меньшей и аккуратной консоли и вероятность ее появления практически 100%. Так Sony поймают сразу нескольких зайцев, на рынке может остаться FAT-версия консоли со встроенным дисководом, также останется Digital-версия, но в новом компактном формфакторе с возможностью приобрести отдельный внешний дисковод, о котором также ходят немало слухов.
Как потребитель я тоже хочу получить суперпроизводительную консоль, что бы и 4К, и 120fps, и трассировку как в Cyberpunk 2077 RT Overdrive, и что бы стоило всё не дороже 600 долларов. Но, к сожалению, игровой бизнес это в первую очередь бизнес, а гиганты индустрии сосредоточены на получении сверхприбылей, а не благотворительности. Поэтому я не стал бы ожидать, что Sony или Microsoft выпустят супермощные консоли по демократической цене. А если номинальная мощность будет немного выше нынешних консолей, то захочет ли массовый потребитель переплачивать 100 долларов за немного лучшую производительность, и возможно, немного более четкую картинку? Это покажет лишь время.