/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F70eba788682d13b4ea22d4caf3258c86.jpg)
Действительно ли нам нужны PlayStation 5 Pro и Xbox Series Pro. Мнение
В последнее время активно ходят слухи, что Sony в следующем году выпустит PS5 Pro, которая должна закрепить лидерство компании на консольном рынке. Я считаю, что в этом поколении вообще не нужны промежуточные консоли, даже если они выйдут. И со мной соглашается Фил Спенсер. Глава Xbox в разговоре с Bloomberg заявил, что их полностью устраивает мощность Xbox Series X, а запрос аудитории не направлен на потребность в более мощной консоли. Ниже попытаюсь объяснить свое видение текущего поколения консолей и почему Pro-версии консолей выглядят лишними.
Этот текст, исключительно мое личное размышление на тему PS5 Pro и Xbox Series Pro, мне интересно рассмотреть несколько вариантов развития консолей промежуточного поколения.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa2c35b4de5ab9dc16e0a3186bb654520.jpg)
Промежуточное поколение
Когда выходили PlayStation 4 и Xbox One, их железо уже на запуске отставало даже по сравнению со среднебюджетным ПК, там буквально стоял аналог мобильного процессора Intel Atom. Спасением была божественная оптимизация (это я без сарказма). Но даже она не всегда спасала от амбиций разработчиков, несколько переоценивших возможности тогда еще нового поколения. Особенно это касалось производительности CPU.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F68f3dd4714c0816bb15aebc3d55b7a8c.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fc464f9ec201e201e1ebfdd3c61353a92.jpg)
Вдобавок Sony еще решили запрыгнуть на поезд VR и им очень необходима была новая консоль. Через три года после старта поколения, в октябре 2016 года Sony выпускает вдвое более мощную PS4 Pro. Годом позже Microsoft начала продажу самой мощной консоли поколения — Xbox One X, но у них на то были свои причины.
(Не)идеальное текущее поколение консолей
Но возвращаемся к нынешнему поколению. С PlayStation 5 и Xbox Series X ситуация совсем иная. Консоли вышли в 2020 году и имеют железо аналогичное добротному среднебюджетному ПК того времени. Процессор на уровне AMD Ryzen 3600, а видеокарта, без учета трассировки лучей, аналогична, а то лучше, Nvidia RTX 2070 Super, которая на тот момент стоила $500, столько же как и консоли.
То есть, по железу устройства получились сбалансированными, без откровенных провалов по мощности процессора, как было в прошлый раз или в видеоядре. Также не экономили на оперативной памяти, которая на этот раз снова унифицирована (используется видеокартой).
Понятно, что прогресс не стоит на месте и если провести аналогию с современным железом, то ближайшим аналогом PS5 будет RTX 4060, который сегодня в среднем стоит 14000 грн. По крайней мере, она показывает похожую на PS5 производительность с аналогичными настройками графики.
Предвещая комментарии по проблемному железу Xbox Series S отмечу, что здесь я рассматриваю потенциальность выхода более мощных консолей, соответственно, не вижу смысла вспоминать более слабую консоль семейства Xbox.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4f8b77ecb9b49f0b7a120fccf91951d6.jpg)
Новое текущее поколение
А теперь о слухах. Технических подробностей на самом деле не много, и если отбросить откровенные спекуляции и «хотелки» некоторых зарубежных блогеров, то есть следующие приблизительные параметры PS5 Pro:
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Faf66cec3b170f433ea2727f00dfc608f.jpg)
Теоретически, новая консоль почти вдвое мощнее нынешней PS5 что бы, внимание, запускать игры в 8К (видимо, для продвижения собственных телевизоров Sony), также такая мощность должна существенно улучшить работу с трассировкой лучей (Ray Tracing), что уже имеет смысл.
И если забыть об откровенно маркетинговом и ненужном 8К, все это звучит очень круто. Наконец-то игры будут работать в честных 4К/60 с лучшим качеством RT. Но есть одно гигантское НО, точнее, даже два НО.
Во-первых, я сначала приводил аналог с Nvidia RTX 2070 Super, но в консолях стоит железо от AMD, которое не очень хорошо работает с RT. Что бы вы оценили всю трагедию, самая мощная видеокарта AMD — RX 7900 XTX, которая стоит 45-50 тыс. грн, в игре Cyberpunk 2077 в режиме трассировки лучей Overdrive немного лучше RTX 3060. А она сегодня стоит 13 тыс. гривен.
В режиме Overdrive технологией трассировки лучей прорабатывается все, что связано с освещением, такой способ «полной трассировки» еще называются Path Tracing (трассировка путей). Path Tracing требует чрезвычайной мощности в работе с трассировкой, поэтому сами CD Project Red рекомендуют использовать видеокарту уровня NVIDIA GeForce RTX 4070 Ti и выше (GeForce RTX 3090 для 1080/30).
Особо обращаю внимание, речь идет не об общей мощности видеокарты, а именно в работе с трассировкой лучей. Также стоит знать, что в Cyberpunk 2077 трассировка лучей базируется на DirectX Raytracing (DXR), который доступен всем производителям чипов: Nvidia, AMD и Intel.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2387a78d9eabaff6a09983367b0e38d1.jpg)
Если верить инсайдам, в PlayStation 5 Pro будет стоять видеокарта уже нового поколения, но AMD должны совершить невероятный скачок, что бы их производительность в трассировке была высокой и самое главное – дешевой.
Будет справедливым отметить, что современные (RX7000) видеокарты AMD показывают неплохую, порой даже хорошую, производительность в играх, в которых трассировка лучей используется для работы одного-двух свойств света или эффектов.
К примеру в Plague Tale: Requiem это только тени, в Hitman 3 тени (от солнца или луны) и отражение, в Control: отражение, прозрачные отражения, косвенное рассеянное освещение, контактные тени и отражения и тени от обломков. Но все три модели: RX7600, RX7900XT и RX7900XTX все равно проигрывают своим конкурентам в производительности с трассировкой лучей.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F68a28a14cd6cd2558904bcf79c3e4a6e.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F86a1e069a18eb198bf1bd498d40423bb.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7feb791ae66cc4395e5012f0c945a8ec.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa3104de7e070076b81395fd6394447ff.jpg)
Теперь о ценнике. Инсайдеры ожидают, что PS5 Pro будет стоить $600/€650, что на $100 дороже нынешней цены PS5, которая сегодня стоит $500 в США и €550 в Европе (в прошлом году Sony подняла ценник на консоль в большинстве регионов).
Второй вариант, по опыту PS4 Pro нынешнюю PS5 сдвинут вниз на 100 у.е., до 400/450, а ее место займет PS5 Pro. Но чтобы осуществить такое снижение цен, также нужно опустить ценник на версию PS5 без дисковода, которая сегодня составляет 400/450 у.е., до 300/350 у.е.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fcfccd87277f499ceed833b3467da7c10.jpg)
И у меня создалось впечатление, что инсайдеры просто забыли о PS5 Digital, поскольку 300 долларов за мощную консоль это очень дешево (столько же стоит XSS) и я очень сомневаюсь, что Sony пойдут на такой шаг.
Качели с ценниками лишний раз наводят на мысль, что «инсайдеры» лишь спекулируют и пытаются прощупать вообще все варианты, даже консоль за $800, что бы потом с чувством высокой экспертности заявить: «а ведь я говорил, что будет такая цена».
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd751cd4a7728d993c48924d44391f681.jpg)
А теперь серьезно. Консоли это о балансе мощности и цене. И платформодержатели всегда ориентировались на массового потребителя, а когда пытались создать премиальный продукт с ценой в $600 ничего хорошего из этого не получалось (речь о PS3). Если немного отвлечься от этих инсайдов, то для себя вижу две концепции PS5 Pro.
Первый, что бы не задирать ценник и не ограничивать ЦА исключительно энтузиастами, Sony выпустит чуть более мощную консоль, что бы условно выровнять fps и приблизиться к честным 4К. Те же слухи заявляют, что видеочип будет на уровне RX7800, которая официально до сих пор не анонсирована, но теоретически она должна быть конкурентом Nvidia RTX 4070 и стоить примерно $500, то есть столько же, сколько стоила RTX 2070 Super на момент выхода консолей в 2020 году.
В таком случае PS5 Pro действительно может стоить на $100 дороже, предлагая улучшенную производительность в режиме трассировки лучей и более стабильный fps, но это не будет значительным скачком в графике, особенно, что касается трассировки лучей.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F980548e829cf893bfd9ef3a078e50824.jpg)
Второй вариант, ориентироваться на энтузиастов и всунуть в более мощную консоль действительно мощное железо (в разумных пределах) и задрать ценник до $800 или даже тысячи долларов.
И оба эти варианта имеют мало смысла для самой Sony. Выпускать чуть более мощную консоль и еще больше дробить рынок!? Зачем!? PS5 и так круто продается, уже перевалила за 40 млн проданных коробок! Новая консоль прибавит только лишней работы разработчикам, потому что это не как на ПК: заменил видеокарту = поставил высшие настройки графики. Для каждой консоли отдельно производится оптимизация и даже если это не вопрос сложности, это точно дополнительное время для проверки.
Также новая консоль (уже третья в семействе Сони) увеличит варианты выбора для потенциального покупателя, а чем больше выбор, тем больше шансов, что человек будет колебаться и в результате может вообще пойти к конкурентам, потому что у них все гораздо проще — есть дорогая и мощная консоль, и есть дешевая и более простая консоль.
Делать супермощное устройство для энтузиастов тоже не имеет смысла. Энтузиасты, это очень ограниченный круг заинтересованных людей, которые охотнее выберут мощный ПК, а не консоль. Как я говорил ранее, консоли ориентируются на широкую аудиторию, а консоль за тысячу долларов будет только отпугивать других потребителей.
К тому же супермощная консоль сыграет злую шутку с будущим поколением консолей, разница между которым будет еще менее заметна, чем мы получили три года назад с переходом от PS4 Pro к PS5.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5a840e08faa331b9e1a6f873ce878536.jpg)
И здесь возникает еще один довольно философский вопрос, действительно ли нужны «честные» 4К на которые так молится хардкорное сообщество игроков? Сколько пользователей без рассмотрения пикселей с 10 см отличит растянутую до 4К картинку от настоящей, если этого не сделают эксперты типа Digital Foundry.
К тому же сейчас существуют разные алгоритмы растягивание изображения типа DLSS, FSR, XeSS, которые также прекрасно справляются со своей задачей, хоть и с определенными нюансами. На консолях именно FSR от AMD.
Если Sony действительно сделает железо достаточно мощным, что бы оно тянуло игры в честных 4К, то не будет ли это пустой тратой ресурсов, если можно уменьшить разрешение и растянуть изображение.
Разницу заметят только очень мотивированные люди, а освободившиеся ресурсы можно использовать для чего-то действительно необходимого и заметного, например стабильный fps, лучшая физика или более качественная трассировка лучей.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4ce2ff0eaccf57d09b4291a114f25769.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fcc21347db13986cdf449c79e751881e6.jpg)
Remnant 2. Слева увеличенное изображение с ≈792p до 1440р, справа честные 1440р
Возвращаясь к началу текста. Если бы консоли были слабыми, то был смысл в промежуточном этапе. Но они нормальные. Да, чаще разрешение растягивается до 4К, 30fps кому-то уже мало, а стабильные 60 консоли не всегда тянут. Еще и оптимизация некоторых последних релизов утонула. Но и RTX4090 за 70 тыс. гривен не вывозит 60fps в честных 4К без апскейла в новой Remnant II. Игры типа Horizon Forbidden West, Ratchet & Clank: Rift Apart, Forza Horizon отлично демонстрируют, что даже с текущим железом консоли способны выдавать прекрасную картинку и стабильный fps.
Повторюсь еще раз, консоль всегда о балансе и компромиссах. Невозможно по цене среднебюджетной видеокарты получить полноценное игровое устройство, которое сравнится с топовой видеокартой. Мы не в сказке живем.
Инсайдеры заявляют, что PS5 Pro должна выйти в ноябре 2024 года… хотя в прошлом году они же заявляли, что выйдет она в этом году-начале 2024 года. Если Sony не выпустит PS5Pro в следующем году или хотя бы в 2025, то, скорее всего, не выпустит ее вообще, потому что промежуточная консоль перед носом нового поколения это выстрел себе в колено.
А вот Slim-версия PS5, тоже активно обсуждаемая, идеально впишется в модельный ряд Сони. Все точно будут рады меньшей и аккуратной консоли и вероятность ее появления практически 100%. Так Sony поймают сразу нескольких зайцев, на рынке может остаться FAT-версия консоли со встроенным дисководом, также останется Digital-версия, но в новом компактном формфакторе с возможностью приобрести отдельный внешний дисковод, о котором также ходят немало слухов.
Как потребитель я тоже хочу получить суперпроизводительную консоль, что бы и 4К, и 120fps, и трассировку как в Cyberpunk 2077 RT Overdrive, и что бы стоило всё не дороже 600 долларов. Но, к сожалению, игровой бизнес это в первую очередь бизнес, а гиганты индустрии сосредоточены на получении сверхприбылей, а не благотворительности. Поэтому я не стал бы ожидать, что Sony или Microsoft выпустят супермощные консоли по демократической цене. А если номинальная мощность будет немного выше нынешних консолей, то захочет ли массовый потребитель переплачивать 100 долларов за немного лучшую производительность, и возможно, немного более четкую картинку? Это покажет лишь время.

