Журналисты LVIV.MEDIA получили документы, позволяющие утверждать, что ООО "Львовская изоляторная компания" даже после полномасштабного вторжения остается под контролем российских бизнесменов. А ее формальная бенефициарная владелица с гражданством Эстонии имеет признаки подставного лица.
Это расследование стало возможным благодаря сотрудничеству с нашими коллегами из изданий Delfi Estonia и литовского Центра журналистских расследований Siena.
История расследования началась 12 сентября прошлого года, когда Львовская областная прокуратура у себя на сайте публикует новость — «Арестованы корпоративные права и имущество предприятия почти на полмиллиарда гривен, владельцами которых являются граждане РФ». По данным прокуратуры, функционирует определенное предприятие, учредителем которого является эстонская компания, а бенефициарными, то есть конечными владельцами является группа граждан РФ. Эти россияне осуществляют контроль за финансами от продажи стеклянных изделий и уклоняются от уплаты налога. К тому же эти россияне «задействованы в материальном обеспечении министерства обороны Российской Федерации».
По определению Галицкого районного суда мы узнаем, что прокуратура наложила арест на имущество и корпоративные права ООО «Львовская изоляторная компания».
ООО «Львовская изоляторная компания» создано в 2002 году на базе Львовского изоляторного завода, который основан в 1965 году и продолжает работать. Это один из крупнейших в Европе производителей стеклянных изоляторов. Они используются на высоковольтных линиях электропередач в 35 странах мира. То есть, эта фирма — важный для Львова и Европы производитель и одно из немногих промышленных предприятий, переживших развал союза.
Городские власти не скрывают своего отношения к этому предприятию. В сентябре 2019г. Андрей Садовый по случаю Дня предпринимателя благодарит за качественное производство и новые достижения директора ООО «Львовская изоляторная компания» Оксаны Дыник. Кстати, госпожа Диник вторая каденция подряд является депутатом Львовского городского совета. И входит во фракцию объединения «Самопомощь» — партии, которую основал Андрей Садовый.
Уже в следующем месяце Андрей Садовый присутствует на церемонии открытия нового цеха компании и выступает с приветственным словом.
Впрочем, ООО «Львовская изоляторная компания» получает от мэра не только благодарности и теплые слова. С 2015 года общество является неизменным участником программы содействия развитию львовских товаропроизводителей, позволяющей ООО «ЛЕК» платить за аренду городской земли на 40% меньше. Из перечня участников этой программы предприятие почему-то исчезло именно в 2023 году. В комментарии LVIV.MEDIA Андрей Садовый сказал, что не знает, почему ООО «ЛЕК» прекратило участие в этой программе, но подчеркнул, что эта программа продолжит свое существование: «У нас очень много предприятий обращалось и получало поддержку от города, и мы дальше будем такую поддержку оказывать».
Итак, публично все смотрится очень прилично. Успешная компания с европейскими владельцами. Ее любит мэр города. Да и возглавляю
есть предприятие соратница Садового. Чего же к нему привязались правоохранители и каких россиян там нашли?
Генеральный директор ООО «Львовская изоляторная компания» Оксана Дыник настаивает на том, что предприятие принадлежит гражданам Эстонии. Вот ее диалог с журналистом LVIV.MEDIA:
— Согласно юридическим документам, которые есть у нас, структура собственности — это эстонская компания, и там есть люди-нерезиденты нашей страны.
— Есть ли сейчас среди владельцев эстонской компании, владельца ООО «Львовская изоляторная компания», граждане России? Если нет, то граждане каких стран?
- Нет граждан России, есть граждане Эстонии.
— Эстонцы были всегда, эстонская компания уже очень давно владеет Львовской изоляторной компанией.
Мэр Львова Андрей Садовый также убежден в непричастности российского бизнеса к ООО «ЛЕК»: « Я общался с госпожой Диник, которая является директором, и которая является депутатом в городском совете Львова. На сегодняшний день владельцами компании, которой принадлежит изоляторный завод, граждане Эстонии, и это подтвержденный факт».
ООО "Львовская изоляторная компания" действительно полностью владеет эстонская фирма "GIG Holdings". Поэтому люди, контролирующие GIG Holdings, контролируют и львовскую компанию. По данным аналитической системы Youcontrol в октябре 2019 года конечным бенефициаром эстонцев был россиянин Сергей Петров.
Однако из эстонского реестра мы узнаем, что он не один контролировал фирму. С 2018 года GIG Holdings контролировал ряд людей с российским гражданством: Сергей Петров, Владислав Бутин, Вадим Губин, Павел Подкорытов, Денис Тасаков, Андрей Рыжиков. Эти же люди и их родственники являются совладельцами компании.
Через GIG Holdings они контролируют не только украинскую компанию, но и российский Южноуральский арматурно-изоляторный завод. Это следует из финансовой отчетности эстонской фирмы за 2020 год. Имея единственного владельца в лице GIG Holdings, Львовская изоляторная компания и Южноуральский арматурно-изоляторный завод фактически входят в тройку крупнейших и мощных производителей стеклянных изоляторов в мире. По нашим данным, "Львовская изоляторная компания" до 2023 года активно торговала со связанным с ней российским предприятием.
Структура владельцев и контролеров GIG Holdings резко меняется в 2022 году. Это событие совпадает по времени с новостями из украинского парламента. 15 марта в Верховной Раде Украины регистрируется законопроект, который должен изменить правила принудительного изъятия собственности Российской Федерации и ее резидентов. Он предлагал конфискацию украинских активов не только у государственных структур страны-агрессора, а вообще у всех российских граждан. В течение недели после этого из реестра владельцев и контролеров «GIG Holdings», а значит, ООО «Львовская изоляторная компания» исчезают российские граждане. Их сменяют эстонки Ольга Дубовицкая и Терье Ару, гражданка Великобритании Марина Бурага и, вероятно, уже гражданин Польши Сергей Петров.
Такая структура собственности была несколько месяцев. Это подтверждает приказ от 25 августа 2022 года по ООО «Львовская изоляторная компания» за подписью директора предприятия Оксаны Дыник. Здесь те же люди. Только вместо Сергея Петрова появляется Сергей Петрош. Предполагаем, что это один и тот же человек, сменивший гражданство и имя.
Впоследствии Петрош и Бурага отдают свои части Терье Ару. И сейчас «GIG Holdings», а значит, «Львовской изоляторной компанией» владеют эстонки Ольга Дубовицкая (70%) и Терье Ару (30%). Решающее влияние на компанию оказывает Ольга Дубовицкая. Кто же она такая, действительно ли реальная владелица львовского предприятия?
Россиянка Ольга Дубовицкая стала гражданкой Эстонии недавно – в мае 2021 года. В ее эстонском паспорте указано, что она родилась в России.
По данным из подъемника, полученного из автоматизированной системы «Роспаспорт» три недели назад, Ольга Дубовицкая была гражданкой России и проживала в Екатеринбурге. Система зафиксировала получение Дубовицкой внутреннего паспорта гражданина России в 2003 году и замену его на новый в 2013 году в связи с достижением 45-летия (в этом возрасте граждане России обязаны заменить старый паспорт новым). Этот паспорт значится в системе как недесный с 29 апреля 2022 года.
Однако, согласно данным системы «Роспаспорт», Дубовицкая имеет действующий загранпаспорт гражданина российской федерации, выданный 26 сентября 2019 года. Похоже, что из гражданства она не выходила.
Впрочем, Дубовицкая никогда не была чужда российским владельцам, которых она сменила в реестре. Из документов, полученных из той же автоматизированной системы «Роспаспорт», понятно, что она была замужем за Павлом Подкоритовым. А из эстонского реестра недвижимости можем установить связь с еще одним предыдущим бенефицеаром-россиянином. С 2018 года Дубовицкая является совладелицей дома в Таллинне — вместе с Сергеем Петровым, впоследствии ставшим поляком Сергиушем Петрошем.
Итак, бенефициарная владелица ООО «Львовская изоляторная компания» — человек, получивший эстонское гражданство менее чем за год до сделки, имеет родственные и имущественные связи с бывшими владельцами. Эти все факты, вероятно, свидетельствуют о том, что Дубовицкая просто пригодилась, когда возникла необходимость быстро «переписать» или «перегнать» рисковые активы на эстонскую гражданку. Об этих фактах мы хотели сообщить мэру Львова Андрею Садовому, но он не захотел нас слушать: «Мне нужно решение украинских органов власти, которые мне скажут, что было совершено преступление. Тогда я буду реагировать.
Фамилии российских владельцев изоляторной компании хорошо известны в России. Одно время Василий Бурага, Владислав Бутин, Вадим Губин, Сергей Петров, Павел Подкоритов, Андрей Рыжиков и Денис Тасаков были топменджерами российской фирмы «Уралинвестэнерго» и партнерами бизнесмена Андрея Ахтямова. В 2004 году Ахтямов обвинил их в рейдерском захвате своего предприятия. По версии правоохранительных органов россии, они подделали реестр, украли акции и вывели в оффшоры активы холдинга. Губина и Подкорытова арестовали в 2005 году, остальные пятеро скрылись… в Украине. В 2008 году Рыжикова, Тасакова, Бурагу и Бутина задержали крымскую милицию. Впоследствии Украина передала их в Россию под суд. Арест смог избежать только Сергей Петров.
Кроме львовского бизнеса, у этих россиян есть бизнес и на своей родине. И не только платят налоги государству-агрессору, но и выполняли российские оборонные заказы!
По данным российского государственного реестра юридических лиц (ЭГРЮЛ) Владислав Бутин, Денис Тасаков, Василий Бурага, Ксения Рыжикова (вероятно дочь Андрея Рыжикова) и Нина Подкоритова (мать Павла Подкоритова) являются совладельцами ООО «ЮНАКО-ИНВЕСТ».
На сайте Юнако указаны компании, входящие в эту группу. Среди них "Стройдормаш". Название этой фирмы встречаем в определении Львовского апелляционного суда. Вот цитата по определению: «В группу компаний «ЮНАКО — Инвест» входит ряд предприятий, которые находятся под влиянием граждан из российской федерации и задействованы в материальном обеспечении ее вооруженных сил… в течение 2016-2022 годов «Стройдормаш» и «Уральский компрессорный завод»… были участниками и заключили более 13 контрактов с военными формированиями русской федерации».
Директором этого Уральского компрессорного завода тогда был Денис Тасаков. В прошлом году он зажегся в публичном скандале. Работникам завода начали задерживать зарплату, они устроили забастовку. Комментируя эту историю, Тасаков признал, что работает на русскую армию: «я хотел бы, чтобы люди одумались. Я ни перед кем не хочу извиняться, потому что все должны понимать ситуацию. В Великую Отечественную войну никто не пытался о зарплате, а у нас гособоронзаказ, и он сейчас под угрозой срыва».
Кстати, именно Денис Тасаков в рамках нашей семерки бизнесменов курировал производство изоляторов на украинском изоляторном и российском арматурно-изоляторном предприятиях. Как свидетельствует протокол внеочередного общего собрания участников ООО «Львовская изоляторная компания» от 10 марта 2015 года, именно Тасаков лично назначал соратницу Садового Оксану Диник директором фирмы.
В конце концов он и сам подтвердил это нам в телефонном разговоре:
— Вам что-то говорит имя Оксана Дыник?
— Ну, она директор львовского завода была…
— Она остается им.
— Ну, хорошо.
— А как Вы познакомились?
— Это было очень давно.
— Как и где? Можете обстоятельства сказать?
— В 2012 году, она специалист, она закончила в Лисичанске, по-моему, высшее образовательное училище, я не знаю, институт. Она хороший специалист…
— А где вы познакомились? Конкретно где?
— Во Львове.
— А что вы делали во Львове?
— Раньше был львовский завод и я был там руководителем.
На вопрос, поддерживает ли он войну России против Украины, Денис Тасаков отвечает утвердительно:
— Вы поддерживаете «специальную военную операцию» или нет?
— Хороший вопрос. Да!
Что ж, россияне без проблем работают во Львове и имеют от местных властей льготы для зарабатывания денег. Соратница Андрея Садового управляет их бизнесом. Лишь после полномасштабного вторжения россияне быстро переписывают этот бизнес на подставное лицо. И параллельно продолжают руководить российскими предприятиями, работающими на оборонку, убивающую украинцев, в том числе львовян. А мэр Львова Андрей Садовый этого не хочет слышать и видеть.