На прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский назначил новых послов в разных государствах мира. В частности, следует отметить назначение известного экс-посла в Германии Владимира Мельника послом в Бразилию. Такое кадровое решение свидетельствует о важности направления. Почему Бразилия так важна для Украины и чем живет одно из крупнейших государств мира — читайте в материале Фокуса.
Бразилия — лидер Латинской Америки
Для рядового украинца Бразилия в основном ассоциируется с футболом, карнавалом и зажигательными танцами. Однако на самом деле она входит в ТОП-5 крупнейших по территории государств мира, а ее экономическое развитие уже скоро позволит претендовать на статус одной из самых развитых экономик на планете.
По состоянию на 2022 год Бразилия занимала 11 место в мире по уровню ВВП ($1810 млрд). Правда, с ВВП на душу населения ситуация несколько хуже — 86 место ($7,5 тыс. на человека). Глава Eurasia Group Клифф Купчан относит Бразилию к шестерке ведущих государств Глобального Юга, которые в ближайшей перспективе могут стать обладателями "золотой акции" в противостоянии двух гегемонов — США и Китая.
Современная Бразилия хочет не много, не мало — места в Совете Безопасности ООН (куда она часто избирается как непостоянный член), то есть, желает выйти на мировой уровень. Рядом есть Аргентина, но Бразилия существенно опережает своих соседей как в экономическом, так и в военном плане.
Региональное лидерство Бразилии по сути никто не ставит под сомнение, однако какие предпосылки у этого государства для входа в глобальную геополитическую игру?
Бразилия — единственная южноамериканская страна, которая участвовала в боевых действиях в обеих мировых войнах, причем "на правильной стороне истории". Однако прошлых успехов для того, чтобы получить место под солнцем, сегодня недостаточно. Мощными аргументами являются экономическое развитие и военная мощь. Хотя Бразилия последние десятилетия не принимала непосредственного участия в войнах, однако ее военные активно занимаются миротворческой деятельностью под мандатом ООН. Также Бразилия активно финансирует гуманитарные проекты в тех странах, которые пострадали от различных конфликтов, в частности, в Восточном Тиморе, Мозамбике, Анголе. Поддерживая слабые страны, Бразилия примеряет на себя лидерство в так называемом Глобальном Юге, но у нее здесь есть существенная конкуренция со стороны других амбициозных государств.
Золотая акция Бразилии в борьбе США и Китая
Бразилия действительно пытается уже сейчас умело балансировать между двумя мощнейшими мировыми полюсами. Действия правительства зависят от его политического направления и внешних обстоятельств. Так, правый президент Жаир Болсонару, который руководил страной с 2018 по 2022 годы, во времена президентства не менее правого Дональда Трампа, существенно сблизился с США и пошел на конфронтацию с Китаем (несмотря на то, что Поднебесная с 2009 года стала крупнейшим торговым партнером Бразилии). Болсонару даже добился от Вашингтона статуса крупнейшего союзника вне НАТО. Однако смена правительств в США, а в 2022 году в Бразилии охладили отношения между государствами. Правый Болсонару дружил с республиканцами, однако левый — старый новый (он уже был президентом в начале века) — руководитель страны Лула да Силва вместо демократического правительства США предпочитает больше дружить с коммунистическим Китаем и авторитарными режимами Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и т.д.
В свое время Бразилия сорвала соглашение о зоне свободной торговли с США, обвинив последних в чрезмерном субсидировании своего сельского хозяйства, что составило бы нездоровую конкуренцию самой Бразилии и другим государствам региона. Также в годы правления левых сил страна получила от Пекина высокий статус всеобъемлющего стратегического партнера — самый высокий уровень дипломатических отношений в китайской номенклатуре (2012 год). Сам Лула да Силва стал одним из инициаторов создания и запуска формата БРИКС (2009 год), который позиционируется участниками как альтернатива клубу G-7.
Лула да Силва пытается "продать" США свои экологические инициативы (климатический вопрос — один из центральных в предвыборной повестке Демократической партии США). Ведь именно на территории Бразилии находятся амазонские леса — "легкие планеты". В то же время с Китаем Бразилия развивает экономические отношения, налаживает сотрудничество в сфере медицины, в частности, вакцинации, торговли и инфраструктурных проектов, однако к основной идее Пекина — "Один пояс — один путь" латиноамериканский гигант пока не присоединяется.
Третий президентский срок Лулы да Силвы проходит в совершенно иной геополитической обстановке, чем предыдущие два. В начале двухтысячных годов БРИКС, заигрывание с Китаем и другими авторитарными социалистическими и коммунистическими режимами, прочие внешнеполитические акции, направленные против доминирования США, напоминали скорее детские шалости в однополюсном мире, где был однозначно признан один гегемон. Тогда многополярный мир был скорее мечтой, которую не факт, что удастся воплотить в реальность на протяжении жизни этого политического поколения. Сейчас же многополюсный мир — это объективная реальность, и ставки высоки как никогда.
По мнению политического эксперта Университета Шеффилда Мэтью Бишопа, одним из ключевых вопросов, которые определяют принадлежность к определенному лагерю, является реакция на российскую агрессию против Украины.
Бразилия об Украине
За полгода своего правления Лула да Силва уже успел сделать несколько резонансных заявлений по этому поводу. В частности, он дошел до того, что практически уравнял обе стороны конфликта, заявив, что в разгоревшейся кровавой войне одинаковую вину несет РФ и "глобальный Запад". Также бразильский лидер высказал мнение, что Украина может вернуть себе оккупированные территории, однако без аннексированного в 2014 году Крыма. Также во время своего визита в Китай в апреле Лула да Силва прямо обвинил в продолжении войны… США, которые якобы затягивают войну, стимулируя Украину оружием.
Как отмечалось выше, роль посредника в военных конфликтах для Бразилии не нова — именно на этом поприще она и стала региональным лидером. Еще во время первого своего президентского срока Лула да Силва пытался вмешаться в противостояние США с Ираном, высказывая свои идеи по решению проблемы ядерной программы Тегерана, и ему даже удалось заручиться в этом вопросе поддержкой Турции. Сейчас же да Силва инициирует свои собственные мирные инициативы, в частности — создание клуба единомышленников, которые не участвуют в войне, соответственно, они бы смогли объективно разрешить спор.
Эксперт университета Getulio Vargas Foundation Оливер Стюнкель считает, что Бразилии может не хватить геополитического веса, чтобы воплотить в жизнь свои инициативы по российско-украинской войне.
Мир без доллара?
Однако самыми резонансными заявлениями и даже определенными действиями в этом направлении являются инициативы Лулы да Силвы, направленные на разрушение монополии доллара как ключевой международной валюты.
"Каждый вечер я спрашиваю себя, почему все страны должны базировать свою торговлю на долларе", — заявил глава Бразилии в одном из своих выступлений.
Сначала заявление о желании отказаться от доллара как валюты для международных расчетов осуществили правительства Бразилии и Аргентины. А уже в июне эта инициатива была провозглашена в рамках БРИКС.
Важно Восточный поход Поднебесной. Почему для Латинской Америки "Запад" — это Китай, а не СШААдъюнкт-доцент кафедры устойчивого развития и глобального управления, Школы Флетчера, Университета Тафтса Михаэль Папа отмечает, что процессы дедолларизации активизировались после российского полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году. Эти инициативы запускаются как на двустороннем так и на многостороннем уровнях. Так, сама РФ пытается заменить доллар в своих резервах на золото. Однако запуск валюты в рамках БРИКС Центральным банком этой организации (который, кстати, возглавила бывшая президент Бразилии, соратница да Силвы Дилма Русеф) — это принципиально новая ступень процесса глобальной дедолларизации.
Экономический обозреватель Бен Нортон отмечает, что с 1995 года удельный вес G7 в глобальной экономике снизился с 45% до 30.7%, зато вес стран, которые сейчас входят в БРИКС, вырос с 16% до 31,5%. Однако профессор экономики и политологии Калифорнийского университета в Беркли Барри Айхенгрин на круглом столе Института Брукингса выразил сомнения относительно возможности быстрой дедолларизации быстрой экономики, ведь темпы отказа от доллара пока остаются крайне медленными и ситуация сейчас развивается в основном на уровне заявлений.
Что с этим делать Украине?
В этой ситуации Украине нужно найти, чем заинтересовать это амбициозное государство, при этом не поссорившись со своими основными союзниками. Набрав субъектности в ходе отражения кровавой российской агрессии, нам следует привыкнуть, что мир сложнее, чем просто "белое и черное". То, что Бразилия не осуждает однозначно российское вторжение, вовсе не означает, что она поддерживает агрессию РФ, или даже является безусловным союзником Китая. Одной из геополитических проблем Москвы и Пекина является то, что у них обоих нет настоящих союзников, а скорее случайные "попутчики", которых объединяет если не откровенная ненависть, как в случае с Ираном, то определенные претензии к действующему мировому порядку. Одним из таких государств является Бразилия.
Ее позиция скорее напоминает довоенную позицию Франции и Германии, которые не желали плестись за телегой, которой правит Вашингтон, а имели по всякому поводу свое мнение. Их позицию изменила большая война в Европе. Общим интересом стала защита от неспровоцированной агрессии — и понятно, что здесь Украине было что предложить Берлину и Парижу.
С Бразилией ситуация несколько сложнее. Здесь Украина мало что может предложить непосредственно в плане безопасности. Речь может идти скорее о продовольственной безопасности, определенном обмене технологиями и дипломатической поддержке. Но при этом важно не пренебречь интересами нашего основного союзника — США. В этом контексте интересен выбор кандидатуры посла в эту непростую, но достаточно важную страну.
Андрею Мельнику (имеется в виду украинский дипломатический корпус в целом) удалось изменить ход внешней политики Берлина. Теперь перед ним стоит задача совершить похожий маневр по ту сторону океана.
Важно Нужен ли Украине опыт Кипра? Еще одна история, когда бывшая империя взялась "защищать своих"